Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы коммерческой деятельности предприятия розничной торговли
1.1 Сущность, задачи и содержание коммерческой деятельности
1.2 Порядок формирования ассортимента товаров в магазинах
1.3 Сущность и основные требования, предъявляемые к организации товароснабжения
ГЛАВА 2. Маркетинговое исследование рынка розничной торговли магазина
2.1 Анализ рынка розничной торговли
2.2 Анализ внутренней среды магазина
2.3 Характеристика основных оценочных показателей деятельности магазина
ГЛАВА 3. Перспективы развития рынка розничной торговли товаров народного потребления магазина
3.1 Анализ системы распределения товаров магазина
3.2 Выводы и предложения по оптимизации системы распределения
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы работы обусловлена в том, что каждая фирма, чтобы выжить на рынке конкурентов должна проводить маркетинговые исследования. Результаты данных исследований могут повлиять на переориентацию данной фирмы, улучшить качество продукции, повысить квалифицированность персонала, снизить цены, обновить ассортиментную продукцию.
Целью работы является проведения маркетинговых исследований розничной торговли товаров народного потребления в данном случае на примере магазина «Катрин».
Достижение данной цели осуществляется рядом задач:
- выявления целей и задачей исследования рынка;
- методы исследования рынка;
- исследования рынка розничной торговли магазина «Катрин»;
- проведение анализа внутренней среды магазина «Катрин»;
- вычисление основных оценочных показателей деятельности магазина;
- прогноз развития рынка розничной торговли.
Объектом исследования является магазин розничной торговли по продаже товаров народного потребления «Катрин».
Предмет исследования составляют маркетинговые исследования розничной торговли товаров народного потребления магазина «Катрин».
Исследование литературы по предмету исследования показало, что степень изученности темы работы достаточно высока. Вопросам оптимизации коммерческой деятельности, особенностям построения и функционирования перерабатывающих предприятий, практической реализации теоретических положений в промышленности посвятили свои работы многие ученые: Л.Н. Абалкин, С.Н. Виноградова, В.М. Власова, Н.В. Губанов, В.З. Мазлоев, B.C. Мисаков, Ф.Г. Панкратов, В.А. Строков и др. Ими исследованы и решены многие теоретические и прикладные задачи, направленные на повышение прибыльности предприятий. Вместе с тем, исследования отечественных и зарубежных ученых в области формирования рациональной структуры коммерческой деятельности предприятия розничной торговли с использованием маркетинга проводились достаточно редко.
ГЛАВА 1. Теоретические основы коммерческой деятельности предприятия розничной торговли
1.1 Сущность, задачи и содержание коммерческой деятельности
Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда. Она заключается в выполнении обширного комплекса взаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на совершение процесса купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли.
В процессе коммерческой деятельности торговые организации и предприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательством, изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно-информационной деятельностью. Кроме того, проводится кропотливая работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых услуг. Все эти операции взаимосвязаны между собой и выполняются в определенной последовательности.
В качестве субъектов коммерческой деятельности выступают как юридические, так и физические лица, наделенные правом ее совершения. Объектами коммерческой деятельности на потребительском рынке являются товары и услуги.
Специалистам-коммерсантам необходимо хорошо знать законы и другие нормативные акты, регламентирующие коммерческую деятельность, уметь принимать решения, приносящие прибыль, проявлять инициативу, обладать способностью идти на риск.
Коммерческая деятельность должна строиться на основе соблюдения требований деловой этики. Коммерсант должен верить в торговый бизнес, расценивая его как привлекательное творчество. Признавая необходимость конкуренции, он должен понимать и необходимость сотрудничества, а также доверять себе и другим, уважать профессионализм и компетентность.
Переход от административно-командной системы к рыночной экономике потребовал коренной перестройки коммерческой деятельности торговых организаций и предприятий. В современных условиях она должна строиться на основе принципов полного равноправия торговых партнеров, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств. Существенно расширился круг коммерческих структур, появились их новые организационно-правовые формы. Монопольная система государственной торговли сменилась системой свободного предпринимательства, основанной на самостоятельности и независимости хозяйствующих субъектов.
Все это ставит перед коммерческими службами ряд задач. Прежде всего, они должны формировать свои отношения с партнерами на взаимовыгодной основе, вовлекая в товарооборот продукцию предприятий-изготовителей и других поставщиков различных форм собственности, а также граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, зарубежных поставщиков. С этой целью необходимо расширять сферу договорных отношений с поставщиками товаров, повышать эффективность и действенность договоров поставки, укреплять договорную дисциплину. При этом особое внимание должно быть уделено развитию длительных хозяйственных связей с поставщиками.
Важное значение имеет повышение уровня работы коммерческих служб по изучению и прогнозированию емкости рынков, развитию и совершенствованию рекламно-информационной деятельности. Все это должно осуществляться на основе маркетингового подхода.
Коммерческим структурам необходимо своевременно и адекватно реагировать на происходящие, на рынке изменения, что требует постоянного совершенствования технологии коммерческой работы. При этом очень важную роль играет компьютеризация выполнения коммерческих операций по оптовым закупкам и оптовой продаже товаров, а также операций, связанных с управлением товарными запасами и формированием ассортимента товаров, контролем исполнения договоров и др. С той целью создаются автоматизированные рабочие места коммерсантов.
Операции, связанные с осуществлением коммерческой деятельности, условно можно разделить на ряд блоков. В каждый из них входят операции, выполняемые на соответствующем этапе коммерческой деятельности. При этом следует отметить, что коммерческая деятельность, осуществляемая структурами, занимающимися оптовой торговлей, в значительной степени отличается от коммерческой деятельности розничных торговых предприятий. Это особенно характерно для операций, связанных с формированием ассортимента и продажей товаров.