ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОВ
1.1. Содержание, направления, методы исследования конкурентов на потребительском рынке
1.2. Информационное обеспечение исследования конкурентов на потребительском рынке
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ РЫНКА КНИГОТОРГОВЛИ Г. НОВОСИБИРСКА
2.1. Анализ макросреды рынка книготорговли г. Новосибирска
2.2. Анализ конкурентной позиции компании «Book-look» на рынке книготорговли г. Новосибирска
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЗИЦИИ «BOOK-LOOK» НА РЫНКЕ КНИГОТОРГОВЛИ Г. НОВОСИБИРСКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние десятилетия наблюдается усиление конкурентной борьбы на внутреннем рынке со стороны отечественных предприятий, перед которыми ставятся задачи по достижению устойчивых конкурентных преимуществ на различных уровнях (товар, предприятие) и управление ими. Конкурентное преимущество формируется за счет свойств (характеристик), которыми обладает субъект экономического соревнования и позволяет ему быть конкурентоспособным.
Интерес к изучению сущности конкуренции определяется как к одной из важнейших составляющих механизма функционирования рыночного хозяйства. Известно, что конкуренция ведет к лучшему использованию потенциала общества, рационализации поведения хозяйствующих субъектов. Она является ключевым элементом системы рыночных отношений. Поэтому, динамично развиваясь, теория рыночной конкуренции находит самое широкое практическое применение. В связи с этим изучение конкуренции представляет собой одну из важнейших составных частей современных исследований, которые создают основу для выработки стратегии и тактики деятельности на современных рынках.
Анализ существующих методов и научных разработок показывает, что вопросы исследования и оценки конкурентов касаются характеристик качества и цены потребления, дополнительные организационно-коммерческие (обслуживание) и психологические (имидж товарной марки) условия, влияющие на конечный результат.
Значительное увеличение конкуренции в сфере производства и реализации «товаров для сна» вызывает особенную актуальность. Проблема оценки уровня конкурентоспособности «товаров для сна» актуальна, так как только при достижении соответствующего уровня конкурентоспособности можно обеспечить выпуск качественных, востребованных как на внутреннем, так и на внешнем рынке товаров, предназначенных для конечного потребителя.
Рынок книготорговли своеобразен и обладает множеством особенностей и, нюансов, присущих только ему. Однако подходы к оценке конкурентных преимуществ компаний, присутствующих на данном рынке заимствованы, в основном, из инструментария потребительского маркетинга и требуют существенной корректировки в условиях российской среды.
Цель курсовой работы – на основе теоретического анализа и практического исследования разработать рекомендации по улучшению конкурентной позиции компании «Book-look» на рынке книготорговли г. Новосибирска.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть содержание, направления, методы исследования конкурентов на потребительском рынке.
2. Проанализировать информационное обеспечение исследования конкурентов на потребительском рынке.
3. Провести анализ макросреды рынка книготорговли г. Новосибирска.
4. Провести анализ конкурентной позиции компании «Book-look» на рынке книготорговли г. Новосибирска и проанализировать результаты исследования.
5. Сформулировать рекомендации по улучшению конкурентной позиции компании «Book-look» на рынке книготорговли г. Новосибирска.
Объект исследования – конкуренты на потребительском рынке.
Предмет исследования – конкурентная позиция компании «Book-look» на рынке книготорговли г. Новосибирска.
Объект наблюдения – компания «Book-look».
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные рекомендации могут найти практическое применение в развитии конкурентной позиции компании «Book-look» на рынке книготорговли г. Новосибирска.
Структура курсовой работы. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе на основе анализа теоретических источников раскрыта сущность исследования конкурентов, рассмотрено информационное обеспечение исследования конкурентов на потребительском рынке. Вторая глава содержит результаты проведенного исследования конкурентной позиции компании «Book-look» на рынке книготорговли г. Новосибирска. В третьей главе разработаны рекомендации по улучшению конкурентной позиции «Book-look» на рынке книготорговли г. Новосибирска. Заключение содержит выводы по проделанной работе.
1. Архипова, Л.С. Конкуренция как основа экономики: концептуальные подходы к исследованию роли конкуренции: Монография / Л.С. Архипова, Г.Ю. Гагарина, А.М. Архипов. – М.: ИНФРА-М, 2015 – 104 с.
2. Багиев, Г.Л. Маркетинг / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 576 с.
3. Булеев, А.И. Методологические подходы к оценке уровня конкурентоспособности товаров и услуг / А.И. Булеев // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2009. – № 2. – С. 155-161.
4. Васильева, Е.Е Оценка конкурентоспособности товара: потребительски и экономический аспекты / Е.Е. Васильева, О.Е. Старостина // Вестник Российского университета кооперации. – 2011. – № 1. – С. 34-38.
5. Гельвановский, М.И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях / М.И. Гельвановский, В. Жековская, И. Трофимов // Российский экономический журнал. – 2008. – № 3. – С. 67-68.
6. Герасименко, Н. М. Оценка и повышение конкурентоспособности организации розничной торговли товарами предварительного выбора: монография / Н. М. Герасименко, Т. А. Торопова. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2011. – 168 с.
7. Гиреева, И.В. Конкурентоспособность товара как составная часть конкурентоспособности хозяйствующего субъекта / И.В. Гиреева // Проблемы развития предприятий: теория и практика: Материалы 13-й Международной научно-практической конференции / отв. ред. С.И. Ашмарина. 2014. – С. 219-221.
8. Дасаева, Д.Р. Товар как источник формирования конкурентных преимуществ предприятия на потребительском рынке / Д.Р. Дасаева // Философия социальных коммуникаций. – 2011. – №2. – С. 128-135.
9. Емельяненко, И.С. Конкурентные преимущества в системе конкурентных отношений розничной торговой сети / И.С. Емельяненко // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 11 (ноябрь). – С. 942-946.
10. Игрунова, О.М. Исследование подходов к определению понятия конкурентоспособности / О.М. Игрунова, Е.Н. Грачева // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. – 2012. – №2. – С. 123-128.
11. Катаев, А.В. Администрирование товарной политики организации: оценка конкурентоспособности товара / А.В. Катаева // Маркетинг розничной торговли. – 2014. – № 1 (март). – С. 26-35.
12. Коваленко, А.И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях / А.И. Коваленко // Современная конкуренция. – 2013. – № 6 (42). – С. 66.
13. Кузнецова, И.Д. Конкурентоспособность товаров торговых предприятий и ее оценка / И.Д. Кузнецов, И.В. Малова // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 10 (51). – С. 786-794.
14. Кураков, Л.П. Большой толковый словарь экономических и юридических терминов / Л.П. Кураков, В.Л. Кураков. – М.: Вуз и школа, 2011. – 720 с.
15. Панкрухин, А. П. Маркетинг: учебник / А. П. Панкрухин. – М.: Омега-Л, 2003. – С. 401
16. Портер, М. Конкуренция: учеб. пособие / М. Портер; пер. с англ. – М.: Вильямс, 2000. – С. 215.
17. Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования: Учебник / Б.Е. Токарев. – 2-e изд., перераб. и доп. – М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2013. – 512 с
18. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособности организации: учеб. пособие / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2014. – 544 с.
19. Шапиро, Е.Б. Управление потребительской ценностью при привлечении и удержании клиентов / Е.Б. Шапиро // Клиентинг и управление клиентским портфелем. – 2014. – №1 (март). – С. 2-10.