ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1. Понятие маркетинговых исследований
1.2. Этапы маркетингового исследования
1.3. Методы получения и обработки маркетинговой информации
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МАРКЕТИНГА КАФЕ «КОЛЯДА»
2.1. Конкурентное положение на рынке общественного питания г. Новосибирска
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА И РЕЗУЛЬТАТЫ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
3.1. Программа маркетингового исследования потребителей
3.2. Анализ результатов исследования
3.3. Разработка предложений по использованию результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
На настоящий момент предприятию сферы услуг недостаточно иметь информацию только о внутреннем состоянии фирмы, ее производственно-экономической деятельности, не выдерживают требований времени и отделы сбыта, которые долгое время были ответственными за связи с потребителями, рекламу и распределение продукции. Требуется постоянное – как стратегическое, так и оперативное – планирование всей производственной, маркетинговой и коммерческой деятельности фирмы, основанное на достоверной, репрезентативной маркетинговой информации. Практика показала необходимость выделения специализированной службы по организации маркетинговой деятельности, на которую в первую очередь возлагаются задачи по проведению маркетинговых исследований. Значение маркетинговых исследований усиливается также тем, что возрастает роль фактора неопределенности в организации управления предпринимательством, который рассматривается как нестабильность, изменчивость экономического и социального поведения субъектов маркетинговой системы. Это все обуславливает актуальность темы.
Цель исследования – изучить теоретические и практические аспекты организации маркетинговых исследований в сфере услуг.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи: определено понятие «маркетинговое исследование», раскрыто его содержание; определены этапы маркетингового исследования; рассмотрены основные методы получения и обработки маркетинговой информации; проведено исследование потребителей с целью их сегментирования, даны рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности кафе «Коляда».
Объектом исследования является кафе «Коляда».
Предметом исследования являются маркетинговые исследования.
Основными теоретическими и методологическими источниками при написании данной работы служили труды таких отечественных и зарубежных авторов по теме исследования, статьи периодической печати, материалы сети Интернет.
При подготовке работы были использованы такие методы как метод анализа и синтеза, метод наблюдения и сопоставления, статистический метод.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В первой главе определено понятие «маркетинговое исследование», раскрыто его содержание; определены этапы маркетингового исследования; рассмотрены основные методы получения и обработки маркетинговой информации.
Во второй главе проведен анализ особенностей маркетинга кафе «Коляда».
В третьей главе работы представлена программа и результаты маркетингового исследования потребителей кафе «Коляда», а так же даны рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности кафе «Коляда».
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1. Понятие маркетинговых исследований
В научной литературе, а также и на практике употребляются самые различные понятия, относящиеся в той или иной степени к содержанию маркетинговых исследований: исследование рынка, исследование сбыта, исследование мотивов, исследование потенциала, маркетинговая разведка, социальные исследования, исследование лучшего опыта организации производства и путей повышения производительности на предприятиях своих партнеров и конкурентов, включая смежные отрасли – бенчмаркинг и др.
Таблица 1.1
Понятие маркетингового исследования
Из всех приведенных определений, достаточно простое и одновременно чрезвычайно емкое определение дает российский ученый И. К. Беляевский: «Маркетинговое исследование – любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга» [2, c. 34]. Важно обратить внимание на то, что в данном случае маркетинговое исследование рассматривается в качестве информационно-аналитического обеспечения маркетинговой деятельности предприятия.
Основываясь на приведенных определениях, выделим наиболее важные, характеристики маркетинговых исследований: представляют собой комплекс научных методов сбора, анализа и интерпретации маркетинговых данных; служат для принятия управленческих решений в области маркетинга.
Таким образом, маркетинговое исследование представляет собой широкое понятие, которое включает исследование рынка сбыта, исследование внутренней среды фирмы, исследование маркетингового инструментария, его разработанности и эффективности использования, организацию исследований на основе бенчмаркинга и проведения маркетинговой разведки.
Главное назначение (результат) маркетинговых исследований – это генерирование маркетинговой информации для принятия решений в области взаимодействия (коммуникаций) субъектов маркетинговой системы, которые обеспечивали бы требуемые рынком количество и качество товарных и сервисных сделок при соблюдении требования основных факторов внешней среды и потребителя [5, C. 98].
Главная цель маркетинговых исследований заключается в разработке концепции общего представления о структуре и закономерностях динамики рынка, и об обосновании необходимости и возможностей конкретной фирмы для более эффективной адаптации ее производства, технологий и структуры, а также выводимой на рынок продукции или услуг к спросу и требованиям конечного потребителя.
Задачи маркетинговых исследований вытекают из функций маркетинговых исследований, которые непосредственно связаны с процессом принятия решений. Общая функция маркетинговых исследований состоит в исключении во всей маркетинговой деятельности неточных оценок, риска и непроизводительных затрат труда и времени [15, c. 121].
Основные задачи маркетингового исследования формируются в соответствии с общей функцией. К ним относятся следующие:
1. Анохин, Е. В. Анализ научных подходов к проведению маркетинговых исследований / Е. В. Анохин, В. А. Анохин, Ж. В. Касатова // Экономический анализ: теория и практика .– 2014 .– № 23 .– С. 17-27
2. Багиев, Г. Л. Маркетинг: учеб. для вузов по экон. специальностям / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн ; под общ. ред. Г. Л. Багиева. – СПб.: Питер, 2012. – 733 с.
3. Барышев, А. Ф. Маркетинг: учебник / А. Ф. Барышев. – М.: Академия, 2014. – 223 с.
4. Басовский, Л. Е. Маркетинг: учеб. пособие / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. – М.: ИНФРА-М, 2014 . – 298 с.
5. Белоусова, С.Н. Маркетинг: учеб. пособие / С. Н. Белоусова, А. Г. Белоусов. – Ростов н/Д: Феникс, 2012 . – 397 с.
6. Бронникова, Т.С. Маркетинг: теория, методика, практика: учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации» / Т. С. Бронникова. – М.: КноРус, 2015 . – 207 с.
7. Залесский, П. К. Технологии и маркетинговые исследования: инновации или профанация? / Залесский П.К. // Маркетинг услуг .– 2013 .– № 4 .– С. 254-267
8. Исследование рынка общественного питания в Новосибирске [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.rb.ru/article/drg-issledovanie-rynka-obshhestvennogo-pitaniya-v-novosibirske/6864247.html.
9. Карасев, А.П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: учеб. и практикум для приклад. бакалавриата / А. П. Карасев ; Фин. ун-т при Правительстве Рос. Федерации . – М.: Юрайт, 2015. – 322 с.
10. Кафе «Коляда»: сайт. – режим доступа: cafekolyada.ru
11. Кузьмичева, М. Принципы и методы маркетинговых исследований / М. Кузьмичева // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция .– 2014 .– № 1 .– С. 57-63
12. Маркетинг: учеб. пособие / [Синяева И. М., Каменева Н. Г., Синяев В. В. и др. ; под ред. И. М. Синяевой] . – М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2014. – 383 с.
13. Маркетинг: учеб. для сред. проф. образования / [В. П. Федько, Л. А. Чикатуева, Н. В. Третьякова и др.] ; под ред. В. П. Федько . – М.: Инфра-М Академцентр 2013 . – 366 с.
14. Маркетинг: учебник и практикум : учеб. для бакалавров / [Данченок Л. А., Ласковец С. В., Мхитарян С. В. и др.] ; под ред. Л. А. Данченок ; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики. – М.: Юрайт, 2015 . – 484 с.
15. Маркетинговые исследования. Теория и практика: учеб. для прикладного бакалавриата / [Романенкова О. Н., Азарова С. П., Захаренко И. К. и др.] ; под. общ. ред. О. Н. Романенковой ; Фин. ун-т при Правительстве Рос. Федерации. – М.: Юрайт, 2015 . – 314с.
16. Межевов, А.Д.Организация маркетинговых исследований: этапы подготовки / А. Межевов // Маркетинг .– 2014 .– № 3 .– С. 27-43
17. Рынок общественного питания Новосибирска: [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://marketing.rbc.ru/research/562949982753438.shtml
18. Токарев, Б. Е. Маркетинговые исследования учебник / Б. Е. Токарев. – М.: Магистр; ИНФРА-М, 2011. – 508 с.
19. Черчилль, Г. А. Маркетинговые исследования /Г. А. Черчилль. – СПб.: Питер, 2002. – 748 с.
20. Цой, М.Е. Современные методы исследований в маркетинге / М. Цой, В. Щеколдин //Маркетинг .– 2014 .– № 2 .– С. 19-31