Введение
Глава 1. Теоретические и методические основы изучения налогового бремя предприятия
1.1. Система налогов и сборов
1.2. Оценка и распределение налогового бремени
Глава 2. Анализ налогового бремени предприятия на примере МУП «Услуга»
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика МУП «Услуга»
2.2. Анализ доходов и налоговых платежей организации
2.3. Расчет налоговой нагрузки МУП «Услуга»
Глава 3. Основные направления совершенствования развития оптимизации налогового бремени организации
3.1. Недостатки и преимущества налогообложения организации
3.2. Рекомендации по снижению налогового бремени МУП «Услуга»
Заключение
Список литературы
Приложения
Финансовая наука рассматривает налогообложение в качестве одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики и перераспределения доходов ввиду его непосредственной связи с процессом формирования финансовых ресурсов страны. Поэтому решение проблем в области налогообложения является одним из ключевых направлений в рамках осуществляемых в настоящее время в России экономических преобразований.
Прошедшие годы реформирования российской налоговой системы оказались напитанными весьма сложными процессами как для страны в целом, так и для отдельно взятых предприятий. Становление принципиально иной модели взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов в области налогообложения предопределило обязательность учета налоговой составляющей в общей экономической стратегии организаций. В связи с этим у хозяйствующих субъектов появилась необходимость в формировании индивидуальной налоговой политики.
Однако, несмотря на особую актуальность вопроса исследования процесса разработки налоговой политики организации, в центре большинства научных трудов находятся проблемы, связанные с совершенствованием государственного налогового администрирования, тогда как анализ влияния государственной налоговой политики и формируемой в ее рамках величины налоговой нагрузки на деятельность хозяйствующих субъектов находил место лишь в виде общих выводов, призывавших к повышению активности в области реформирования налоговой системы.
Теоретической основой работы послужили труды ведущих в отечественных и зарубежных экономистов в области теории и практики налогообложения: Н. Смирнова, Н. Столяров, Е.А. Черныш, В.В. Молчанова, Р.А. Фатхутдинов, И.Н. Чуeв, Л.Н. Чeчeвицынa и др.
Целью работы – исследовать налоговое бремя, его оценку и распределение.
Для достижения этой цели в исследовании были поставлены и решались следующие задачи:
- исследовать систему налогов и сборов;
- раскрыть оценку и распределение налогового бремени;
- представить краткую организационно-экономическую характеристику МУП «Услуга»;
- провести анализ доходов и налоговых платежей организации;
- произвести расчет налоговой нагрузки МУП «Услуга»;
- выявить недостатки и преимущества налогообложения организации;
- внести рекомендации по снижению налогового бремени МУП «Услуга».
Объектом исследования является МУП «Услуга».
Предметом исследования являются финансовые отношения, возникающие в процессе формирования и реализации налоговой политики организации в «широком» понимании, как элемента общей системы управления предприятием.
Методологической базой исследования, проведенного в данной работе, стали общенаучные методы и приемы: системный и сравнительный анализ, анализ причинно-следственных связей, наблюдение, а также индуктивный и дедуктивный методы научного познания.
Информационной базой научной работы явились статистическая отчетность МУП «Услуга».
В работе также использовались материалы публикаций в специальных журналах, периодической печати и в сети Internet.
Структура работы определяется поставленной целью и задачами. Исследование состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические и методические основы изучения налогового бремя предприятия
1.1. Система налогов и сборов
Система налогов и сборов - динамичная экономико-правовая категория. Налоги учреждаются, трансформируются и отменяются. И все это происходит в соответствии с целями и задачами текущей налоговой и финансовой политики.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом РФ (Налоговым кодексом РФ) и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним в соответствии с действующей редакцией ст. 13 Налоговым кодексом РФ[1] относятся:
К федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина[2].
Региональные налоги (налоги субъектов Российской Федерации) обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
К региональным налогам относятся:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
К местным налогам и сборам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- торговый сбор[3].
Торговый сбор в соответствии может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 1 июля 2016 г. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, торговый сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.
Налоговая политика предприятия является эффективным инструментом минимизации налоговых обязательств в рамках действующего законодательства. Управление расходами на уплату налогов – это разумная трата времени и сокращение затрат уже сегодня.
Оптимизация налогообложения должна осуществляться с учетом особенностей конкретного предприятия, сферы его деятельности и производственной структуры. Эффективное налогообложение невозможно без существования единой налоговой политики предприятия, которая ставит целью увеличение дохода и уменьшение затрат на налогообложение[4].
Налоговая политика предприятия делает возможным снижение налоговой нагрузки наряду с увеличением производства, разработкой и введением нового технологического оборудования.
Налоговая политика включает:
- выбор правильного юридического адреса;
- выбор правильной организационно-правовой формы;
-
- определение тактики работы с налоговой инспекцией;
- определение оптимальных способов и сроков уплаты налоговых обязательств;
- порядок привлечения инвестиций, которые положительно скажутся на налогообложении;
- быстрое реагирование на законодательные инициативы в сфере налогообложения;
- выбор форм расчетов с контрагентами;
- выбор форм заключения договоров с контрагентами;
-
- управление рисками;
- грамотный учет затрат предприятия;
- эффективное планирование состава затрат.
Создание налоговой политики зависит от квалификации сотрудников, их компетенции в этих вопросах.
Снижение налоговых выплат – это нормальная практика российского и западного бизнеса, но требует грамотного и осторожного подхода. Такая политика должна осуществляться законно, чтобы у контролирующих органов не возникало вопросов к руководству предприятия. Для этого необходимо проводить постоянный мониторинг состояния законодательства, порядка и сроков уплаты налогов, сборов и других платежей.
При этом инструмент оптимизации налогообложения должен быть оперативным и оптимальным, исходя из деятельности предприятия, его оборотов и штата сотрудников[5].
Оптимизации подлежат основные налоги:
- Оптимизация налога на прибыль: формирование эффективной учетной политики, использование резервов и амортизационных премий.
- Оптимизация НДС: раздельный учет, спорные счета-фактуры, возможность вычета НДС с авансов, меры предосторожности при выборе контрагента.
- Оптимизация налога на имущество: управление стоимостью объектов, переоценка и деление имущества.