Введение
- Теоретические основы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности
1.1. Понятие и цели таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности
1.2. Элементы таможенно-тарифного регулирования
- Анализ таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации на основе зарубежного опыта
2.1. Таможенно-тарифное регулирование в странах Европейского союза
2.2. Тарифное регулирование и таможенные льготы в Таможенном союзе
2.3. Основные направления таможенно-тарифной политики России на 2013 - 2015 г.г
- Проблемы и пути решения таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности
Заключение
Список использованной литературы
Таможенный союз России Белоруссии и Казахстана предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Основные принципы таможенно-тарифного регулирования на территории таможенного союза изложены в «Соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании».
В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
Единый таможенный тариф является инструментом торговой политики таможенного союза.
Основными целями Единого таможенного тарифа являются: рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств Сторон; поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств Сторон; создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в таможенном союзе; защита экономики таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; обеспечение условий для эффективной интеграции таможенного союза в мировую экономику.
Государства-члены таможенного союза учредили Комиссию таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза.
Комиссия наделена полномочиями по ведению Единого таможенного тарифа: осуществляет ведение единой ТН ВЭД; устанавливает ставки ввозных таможенных пошлин (включая сезонные); вводит тарифные квоты и устанавливает порядок их распределения; определяет единую систему тарифных преференций, включая: a) перечень развивающихся стран-пользователей единой системы преференций таможенного союза; b) перечень наименее развитых стран-пользователей единой системы преференций таможенного союза; c) перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию таможенного союза предоставляются единые тарифные преференции; устанавливает порядок применения тарифных льгот.
Комиссия принимает решения по таможенно-тарифному регулированию большинством в две трети голосов. В отношении ставок таможенных пошлин при ввозе чувствительных товаров, перечень которых утверждает высший орган таможенного союза, Комиссия принимает решения консенсусом.
В отношении вывозных таможенных пошлин государства-члены таможенного союза подписали «Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран», в соответствии с которым стороны проводят независимую политику.
Целью курсовой работы является исследование направлений совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации на основе зарубежного опыта. Соответственно определены и задачи работы:
- изучить теоретические основы таможенно-тарифного регулирования
внешнеэкономической деятельности;
- проанализировать особенности таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации на основе зарубежного опыта;
- изучить проблемы и пути решения таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
- Теоретические основы таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности
1.1. Понятие и цели таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности
Таможенно-тарифное регулирование представляет собой совокупность методов, приемов и способов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в основе которых лежит применение таможенных процедур, пошлин и правил.
В настоящее время вопросы, касающиеся таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, регулируются нормативными правовыми актами двух уровней: первый уровень – наднациональное законодательство; второй уровень – национальное законодательство.
В соответствии с п.2 ст.1 Таможенного кодекса Таможенного союза[1] таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, – в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза.
В настоящее время в связи с образованием Таможенного союза республики Белоруссия, республики Казахстан и Российской Федерации, в РФ в указанных государствах применяются единые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза, утвержденные решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27. 11. 2009 №18.[2]
Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа таможенного союза применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза в соответствии с законодательством государств - участников таможенного союза, если иное не предусмотрено соглашением «О едином таможенно-тарифном регулировании»,[3] Решением Комиссии Таможенного союза «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации»,[4] иными решениями Комиссии Таможенного союза.
Основными целями единого таможенного тарифа являются:[5]
- рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза;
- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории государств-членов Таможенного союза;
- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в Таможенном союзе;
- защита экономики Таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
- обеспечение условий для эффективной интеграции Таможенного союза в мировую экономику.
В соответствии с соглашением «О едином таможенно-тарифном регулировании» для упорядочения деятельности в сфере регулирования внешней торговли закрепляются следующие понятия:
- базовый перечень единого таможенного тарифа – свод ставок ввозных таможенных пошлин, в отношении которых государствами-членами Таможенного союза достигнуто согласие об их размерах в едином таможенном тарифе;
- ввозная таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза;
- внеквотная ставка ввозной таможенной пошлины – ставка ввозной таможенной пошлины, устанавливаемая на товары, ввозимые сверх установленной тарифной квоты;
- внутриквотная ставка ввозной таможенной пошлины – ставка ввозной таможенной пошлины, устанавливаемая на товары, ввозимые в пределах установленной тарифной квоты;
- ставка ввозной таможенной пошлины – размер (величина) ввозной таможенной пошлины;
- тарифная квота – мера регулирования ввоза на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза отдельных видов товаров, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) и более высокой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе товара свыше этого количества.
Также в соглашении закрепляются правовые основы и такого института внешней торговли как тарифные льготы. Так, при ввозе товаров на единую таможенную территорию могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Однако они не могут носить индивидуальный характер.