Актуальность работы. Изнасилование есть ни что иное как одно из самых опаснейших преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Актуальностью данной работы является: постоянное изменение и дополнение законодательства в области половой неприкосновенности и половой свободы личности, второй по значимости проблемой является расхождение уголовного кодекса РФ и судебной практики в отношении статьи 131 УК РФ.
Международными организациями всегда обращалось внимание на проблемы искоренения насилия в отношении женщины. К примеру, в 1993 г. был принят такой документ как специальная Декларация Генеральной Ассамблеи ООН «Об искоренении насилия в отношении женщин»[1], в которой констатировано, что насилие в отношении женщин – это серьезное препятствие на пути к достижению равенства и общественного развития.
В Декларации отмечается, что акты насилия, совершаемые в отношении женщин, являются проявлениями неравенства между женщинами и мужчинами, которое сложилось исторически, но должно быть преодолено в современных условиях, так как это прямое нарушение прав и свобод человека.
В структуре российских преступлений удельный вес изнасилований (как и в целом половых преступлений), с одной стороны, является относительно небольшим; он составляет, к примеру, 0,28 % в 2011 г., 0,4 % в 2012 г. Одновременно, довольно большое общее количество изнасилований (от 7000 до 11 000 в год), по степени их общественной опасности можно говорить о высоком уровне и высоком проценте латентности. Из общей структуры половой преступности на долю изнасилований приходится до 85 %.
Особая общественная опасность изнасилования свидетельствует и о факте, что даже «простые» изнасилования (ч. 1 ст. 131 Уголовного кодекса РФ), в соответствие с ст. 15 УК РФ, относятся к разновидности тяжких преступлений, а особо квалифицированное изнасилование является особо тяжким преступлением.
В расследовании изнасилований представляет значительные трудности правильная квалификация для правоприменителей, поэтому представляется совершенно справедливым, что уголовно-правовой аспект в рассматриваемой проблеме не остается без внимания Верховным Судом России.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, которые связаны с совершением изнасилования, предусмотренные ст. 131 УК РФ.
Предмет исследования включает в себя:
- памятники права об ответственности за нарушения половой неприкосновенности и половой свободы;
- нормы международного права в сфере противодействия насилию в отношении женщин и уголовное законодательство зарубежных стран, в котором регламентирована уголовная ответственность за изнасилование;
- нормы УК РФ об ответственности за посягательство на половую неприкосновенность и половую свободу и в первую очередь ст. 131 УК РФ;
- ряд научных, научно-практических и учебных публикаций по исследуемым вопросам;
- судебная и следственная практика по делам об изнасилованиях.
Цель исследования — комплексное решение проблемы уголовно-правовой борьбы с изнасилованием в современных условиях, выработка на этой базе предложений по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения.
Для достижения указанной цели были решены следующие основные исследовательские задачи:
1) изучить историю уголовного законодательства России об ответственности за изнасилование;
2) рассмотреть ответственность за изнасилование в законодательстве зарубежных стран;
3) охарактеризовать объект и объективную сторону изнасилования;
4) проанализировать субъект и субъективные признаки изнасилования;
5) изучить квалифицированные виды изнасилования;
6) охарактеризовать особенности отграничения изнасилования от иных преступлений;
7) предложить пути и способы совершенствования уголовно-правовых мер борьбы с насильственными преступлениями сексуального характера.
Методология и методика исследования. При проведении исследования использовался диалектический метод познания, позволяющий рассматривать социально-правовые явления в их постоянном развитии и взаимодействии. Комплексно использовались исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, статистический и социологический методы исследования.
Теоретическую базу исследования составили труды известных российских ученых в области уголовного права, криминологии, судебной медицины дореволюционного, советского и современного периодов: М.И. Авдеева, Л.A. Андреевой, Ю.М. Антоняна, Л.Д. Гаухмана, Б.В. Даниэльбека, А.П. Дьяченко, А.Н. Игнатова, A.A. Жижиленко, Т.В. Кондрашевой, М.И. Могачева, H.A. Неклюдова, H.A. Озовой, A.A. Пионтковского, А.И. Рарога, Н.С. Таганцева, A.A. Ткаченко, С.Д. Цэнгэл, И.Я. Фойницкого, Я.М. Яковлева и др.
Нормативной базой исследования являются памятники русского права до 1917 г., законодательные акты, которые приняты до кодификации уголовного законодательства, уголовное законодательство СССР, РСФСР и союзных республик, Конституция РФ, действующее уголовное законодательство Российской Федерации, нормы международного права и уголовного законодательства в зарубежных странах, иные нормативно-правовые акты.
Эмпирическую базу работы составляют данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства внутренних дел РФ и Главного информационно-аналитического центра МВД России за 2008-2012 гг., статистика Судебного департамента при Верховном Суде РФ за 2008-2012 гг., опубликованная судебная практика Верховного Суда РФ за 2012 гг.
Структура работы состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ИЗНАСИЛОВАНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ПОЛОВОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
§ 1. История уголовного законодательства России об ответственности за изнасилование
А.М Доронин отмечает, что в уголовном праве почти всегда рассматривалось изнасилование как одно из самых опасных преступлений. Уже в эпоху, когда происходило разложение племенной организации, когда только происходило зарождение права, данные преступления выходили за рамки посягательства только на половую свободу женщин и рассматривались как действия, наносящие обиду начальникам или главам племенного рода[2].
Уголовное законодательство нашей страны, в котором предусмотрена уголовная ответственность за изнасилование, характеризуется давней историей (в первую очередь, речь идет о древнейшем памятнике русского права – Русская Правда). В общем эволюция в соответствующих нормах протекала по нескольким направлениям: во-первых, была сформулирована и конкретизирована сама дефиниция «изнасилование»; во-вторых, произошло дифференцирование ответственности преступников в зависимости от того, каков их физический (возраст) и психическое состояние (беспомощность и пр.) состояния жертв преступления, характера насилий, тяжкого последствия и других обстоятельств.
По мере исторического развития уголовно-правовых норм об ответственности за изнасилования и насильственные действия сексуального характера в России исследователи выделяют четыре этапа.
Первый «дореволюционный» этап (начало XI в.—1917 г.) характеризуется образованием юридических норм об ответственности за рассматриваемое деяние и расширение круга объектов, подлежащих уголовно-правовой охране.
В.Ф. Земба указывает на то, что согласно правовым памятникам, которые дошли до нашего времени, ответственность за изнасилование на Руси регулировало как государство, так и церковь. Первые упоминания о данных преступлениях встречаются в Уставе Владимира (вопреки утверждениям некоторых исследователей), в Русской правде не содержатся нормы об ответственности за изнасилование). В Соборном уложении 1649 г. признавался преступным широкий перечень деяний, касающихся обеспечения половой неприкосновенности женщин, так например была установлена обязанность слуг и зависимых людей оказывать помощь в случае покушений на ее честь[3].
Можно выделять некоторые особенности, отличающие нормы об ответственности за ряд насильственных половых преступлений в этом периоде: нормы в большинстве своем были не универсального, а казуального характера, различен был подход к охране полового интереса мужчины и женщины (уделялось значительно больше внимания вопросам половой свободы последних и охраны половой неприкосновенности). В то же время с тем происходили постепенные смягчения наказаний за совершение насильственного полового преступления.
В ХIХ в. важнейший признак изнасилования в русском уголовном праве – это признание не насилия как такового, а отсутствие согласия потерпевших на саму половую близость. В связи с этим были выделены два его вида:
а) ненасильственные совокупления без согласия женщин;
б) насильственные вступления в половые связи. В Своде законов 1832 г. особо регламентировались насильственные растления - изнасилование незамужних женщин.
Л.Л. Кругликов отмечает, что на втором этапе (1917-1991 гг.) охватывается так называемый «советский» период. В самом начале, когда происходило становление советского государства, в уголовном законодательстве не было отличий в системности и последовательности, но за период почти семидесятилетней истории его существования были заложены теоретические и правовые основы, регламентирующие ответственность за ряд преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, на которые опираются в современной науке в уголовном праве. Были сформулированы и конкретизированы понятия «изнасилования», введен ряд новых квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков, в зависимости от которых дифференцирована ответственность за изнасилование, которая значительно была ужесточена в этот период[4].
Нельзя не сказать о том, что иные насильственные способы удовлетворения сексуальных желаний, кроме изнасилований, недостаточно исследовались. В союзных, республиканских законах и материалах судебной практики отсутствовал единый подход в оценке подобного полового преступления, в связи с чем возникала проблема при их квалификации, а в некоторых случаях уголовный закон применялся по аналогии.
В УК РСФСР 1922 г. содержался специализированный раздел «Преступления в области половых отношений». Сформулированная в нем дефиниция «изнасилование» (ст. 169) в основном сохранилась и в настоящее время. Для УК РСФСР 1926 г. было характерно, что совокупность половых преступлений была сосредоточена в гл. VI «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности».
Примечательно, что в УК РСФСР 1922 г. изнасилование было определено как «половое сношение, при котором применяется физическое или психическое насилие или путем использования потерпевшего лица в беспомощном состоянии». Дефиниция же изнасилования была расширена. в УК РСФСР 1960 г., в сущности, была восстановлена его характеристика, данная в УК РСФСР 1922 г.
В положениях УК РСФСР 1960 г. эта дефиниция была конкретизирована за счет того, что были включены дополнительные признаки: факт угрозы, запугивания, использования обмана. Как полагает Л.А. Андреева, на протяжении советского периода истории ответственность за такое преступление как изнасилование была значительно ужесточенной: если, к примеру, в положениях УК 1926 г. на момент того, как он был принят, размер максимальной санкции составлял восемь лет лишения свободы, то в 1949 г. санкции были повышены до двадцати лет, а начиная с периода 1954 г. в виде исключений было разрешено применение смертной казни в отношении лица, совершившего убийство, которое было соединено с изнасилованием[5].
А.И. Коробеевым отмечается, что в целом же советское уголовное право отличалось тем, что был характерен отказ от дореволюционных опытов в уголовно-правовом регулировании ответственности за изнасилование; включение в качестве криминообразующего признака обмана как способа совершить данное преступление следует признавать ошибочным; предпринимался ряд неоднократных попыток дифференцировать ответственность исходя из последствия преступлений и возрастных характеристик потерпевших; дефиниция «изнасилование» в уголовно-правовых источниках и материалах судебной практики трактовалась широко, в нее были включены как естественные половые сношения, так и «половые акты в извращенных формах», что искажало суть деяния[6].