Курсовая работа|Право социального обеспечения

Особенности назначения и выплаты социальной пенсии в Российской Федерации: проблемы и способы их решения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 42

Введение

Глава 1. Общие положения назначения и правовое регулирование социальной пенсии в РФ

1.1. Правовое регулирование и особенности назначения социальной пенсии в Российской Федерации

1.2. Субъекты и объекты правоотношений в вопросах назначения социальной пенсии и особенности ее начисления

Глава 2. Особенности назначения и выплаты социальной пенсии в Российской Федерации: проблемы и способы их решения

2.1. Необходимые документы для назначения социальной пенсии

2.2. Реализация положений законодательства о социальной пенсии на практике: проблемы и возможные пути их решения

Заключение

Список использованных источников

Актуальность темы работы. Российская Федерация является социальным государством, одно из основных назначений которого – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статьей 39 Конституции Российской Федерации[1] определено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Как правило, пенсии устанавливаются в связи с трудовой и иной деятельностью, которая признается законодателем общественно полезной. Страховые пенсии назначаются в связи с осуществлением застрахованными лицами работы, в течение которой уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним в пенсионном обеспечении лицам, а также федеральным государственным служащим устанавливаются в связи с выполнением ими значимой для государства соответствующей службы. Природа указанных видов пенсий, несмотря на различные источники финансирования (страховые средства и федеральный бюджет), схожа и заключается в компенсации гражданам утраченного заработка при окончании осуществления ими трудовой и или иной деятельности. Кроме того, отдельные виды пенсий могут устанавливаться государством за счет собственных средств в особых случаях, например, в целях компенсации гражданам вреда, нанесенного их здоровью радиационными или техногенными катастрофами.

Вместе с тем имеются лица, которые как по объективным, так и по субъективным причинам при наступлении социально значимых обстоятельств могут не обладать правом на пенсию в связи с трудовой деятельностью или же на иную пенсию, предусмотренную законодательством для отдельных категорий граждан.

Предоставление таким лицам права на пенсионное обеспечение является необходимым и естественным условием для реализации принципа всеобщности. В социальном государстве право на пенсию должно быть признано за каждым гражданином. Недопустимо положение, при котором нетрудоспособные лица, не имеющие права на пенсионное обеспечение в связи с трудовой деятельностью (или по иным основаниям), остаются без государственной поддержки.

Поэтому, по моему мнению, полная реализация принципа всеобщности пенсионного обеспечения невозможна без законодательного закрепления института социальных пенсий. В обратном случае указанный принцип оставался бы во многом только красивой декларацией.

Степень научной разработанности. В исследовании проблем социальной пенсии как важнейшей сферы общественных услуг важное место принадлежит таким ученым, как Г.А. Ахинов, A.М. Бабич, Е.В. Егоров, Е.Н. Жильцов, В.Н. Казаков, С.В. Киселев, С.С. Сулакшин, В.И. Якунин, Л.И. Якобсон и др.

Объект работы – общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования социальных пенсий в Российской Федерации.

Предмет работы – нормы российского законодательства, регламентирующие социальные пенсии в Российской Федерации.

Цель исследования заключается в изучении правового регулирования социальных пенсий в Российской Федерации.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

- исследовать правовое регулирование и особенности назначения социальной пенсии в Российской Федерации;

- выявить субъекты и объекты правоотношений в вопросах назначения социальной пенсии и особенности ее начисления;

- определить необходимые документы для назначения социальной пенсии;

- рассмотреть проблемы и возможные пути решения реализации положений законодательства о социальной пенсии на практике.

Методологическая основа исследования. В основу исследования положен общенаучный диалектический метод познания и его разновидности: исторический, метод логического анализа, сравнительно-правовой. В работе также применяются такие специальные методы исследования, как функциональный, системный, технико-юридический, метод прогнозирования и метод правового моделирования.

Нормативно-правовую основу исследования составили Конституция Российской Федерации, положения международных актов, федеральные законы и подзаконны акты органов исполнительной власти Российской Федерации.

Эмпирическую базу исследования составляют правоприменительные акты, разъясняющие акты высших судебных органов, и судебная практика.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на четыре параграфа, заключения и список использованной литературы.

 

Глава 1. Общие положения назначения и правовое регулирование социальной пенсии в РФ

1.1. Правовое регулирование и особенности назначения социальной пенсии в Российской Федерации

Объективная необходимость в содержании нетрудоспособных членов общества существовала с древних времен. На протяжении веков эту функцию выполняли церковь, благотворительные организации, организации общественного призрения, общества взаимопомощи и другие.

Назначение государственных пенсий имело характер награды или привилегии, подразумевалось, что человек, получающий пенсию, отмечен особым расположением за заслуги. Например, этой привилегией пользовались оставившие службу римские легионеры. В петровской России пенсии по старости полагались морским офицерам, причем деньги выплачивались и после смерти офицера – его вдове или детям.

С развитием и совершенствованием системы государственной власти изменялось и назначение пенсии. Вместо оттенка избранности и отличия пенсия постепенно приобретает ярко выраженный социальный характер.

С конца 19 века, когда в Германии, а затем и в других европейских странах (Англии, Франции, России, Швеции и др.) были приняты первые законы об обязательном государственном страховании наемных работников на случай болезни, трудового увечья, инвалидности и старости, которые заложили основу для создания и развития ставшей сегодня основной организационно-правовой формой социального обеспечения – социального страховании.

В современной действительности, в условиях сложной социально-экономической и политической обстановки в России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают источники средств существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке.

Длительное время в России на социалистическом историческом этапе не устанавливались пенсии тем, кто не работал или не осуществлял иной общественно полезной деятельности.

До законодательного введения института социальных пенсий в систему пенсионного обеспечения нетрудоспособные граждане, не имеющие права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, получали ежемесячное пособие. Условиями назначения указанного пособия являлись отсутствие иных источников средств к существованию и отсутствие родственников, обязанных по закону содержать нетрудоспособных членов семьи. Решение вопроса о предоставлении им пособия сопровождалось проверкой его материального и семейного положения, которую М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова назвали процедурой, унизительной для человека[2].

При этом части нетрудоспособных лиц, не имеющих права на получение любого из видов пенсии, пособие не назначалось, так как они не отвечали установленным требованиям. В результате наиболее незащищенные слои населения оставались без какой-либо государственной материальной поддержки.

Под влиянием международно-правового регулирования социально-обеспечительных отношений, а также в связи с принятием действующей Конституции РФ, провозгласившей наше государство социальным и правовым, была изменена правовая политика в деле пенсионного обеспечения нуждающихся, не выполнявших общественно полезной деятельности.

Для этой категории нуждающихся лиц были установлены пенсии, названные в Законе о государственных пенсиях 1990 г. социальными, которые сегодня являются видом социальной помощи, предоставляемой в рамках такой организационной формы социального обеспечения, как государственное пенсионное обеспечение.

Впервые право на получение социальной пенсии для нетрудоспособных граждан было закреплено в Законе СССР от 15 мая 1990 г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» и получило свое последующее развитие в Законе РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Так, статья 113 указанного Закона предусматривала, что право на получение социальной пенсии имеют неработающие граждане при отсутствии права на трудовую пенсию: инвалиды I и II групп, в том числе инвалиды с детства, а также инвалиды III группы; лица, достигшие возраста: мужчины — 65 лет, женщины – 60 лет; дети в случае потери кормильца; дети-инвалиды в возрасте до 16 лет.

Сейчас в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение: пенсию получают все граждане, достигшие соответствующего преклонного возраста либо признанные инвалидами, независимо от каких-либо обстоятельств, в частности имущественного положения.

Социальные пенсии предоставляются с учетом прожиточного минимума и обеспечивают материальные условия жизни при наступлении инвалидности, достижении установленного возраста, потере кормильца и в других социально значимых случаях.

Пенсионеров, которым установлены социальные пенсии, насчитывается в нашей стране почти 1,4 млн. человек. В Республике Крым социальную пенсию получает более 30,5 тыс. человек. Это составляет 5,31% общего количества пенсионеров в РК. Среди них преобладают дети-инвалиды и инвалиды с детства - 49,6%.[3]

Принимая во внимание вышеизложенное, представляется возможным рассматривать социальную пенсию как реализацию важнейших отраслевых принципов права социального обеспечения.

Согласно принципу всеобщности пенсионного обеспечения, любое физическое лицо, проживающее в нашем государстве, включая иностранцев и лиц без гражданства, имеет право на пенсию при наличии соответствующих оснований и условий. Иными словами, в нашем государстве правом на пенсию обладает любой и каждый, кто достиг определенного возраста, стал инвалидом, потерял кормильца или служил государственным интересам.

Нормативно-правовые акты

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. N 67. 1995.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.
  3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 52 (часть I). ст. 6965
  4. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 51. ст. 4831.
  5. Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 14. ст. 1212
  6. Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1999. N 18. ст. 2208.
  7. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 43. ст. 4904.
  8. Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 50 (часть 4). ст. 6950.
  9. Федеральный закон от 28.12.2013 N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 52 (часть I). ст. 6987
  10. Постановление Правительства РФ от 07.07.2011 N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" // Собрание законодательства РФ. 2011. N 29. ст. 4479
  11. Постановление Правительства РФ от 10.03.2016 N 178 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2015 г." // Собрание законодательства РФ. 2016. N 12. ст. 1659
  12. Постановление Правительства РФ от 06.09.2014 N 905 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2014 г." // Собрание законодательства РФ. 2014. N 37. ст. 4962
  13. Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 "О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" // СПС «Консультант Плюс».
  14. Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-Р // СЗ РФ. 2006. N 17. Ч. 2. Ст. 1905.

Материалы судебной практики

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.10.1995 N 11-П "По делу о проверке конституционности статьи 124 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в РСФСР" в связи с жалобами граждан Г.Г. Ардерихина, Н.Г. Попкова, Г.А. Бобырева, Н.В. Коцюбки" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 43. ст. 411
  2. Определение Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 N 1350-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Халидовой Умханат Койгереевны на нарушение ее конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Документ опубликован не был

Научная и учебная литература

  1. Аракчеев В. С., Агашев Д. В., Гречук Л. А. Право социального обеспечения России: учеб. Пособие. — Томск: Изд-во НТЛ, 2015. Ч. 1.
  2. Белянинова Ю.В. "Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2016.
  3. Бусловская Н.И., Вороханова Ю.М. Современные изменения системы пенсионного обеспечения в России // Апробация. 2015. №5.
  4. Вавулин Д.А., Федотов В.Н. Комментарий к Федеральному закону "О накопительной пенсии" (постатейный). М.: Деловой двор, 2014.
  5. Галаганов В.П. Правовое регулирование отноше­ний по обязательному социальному страхованию (проблемы теории и практики) дис. д.ю.н. – М., 2009
  6. Гордиенко М.М. К вопросу о месте страхования в системе права России // Актуальные проблемы российского права. 2012. № 2.
  7. Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2017. Т. 2.
  8. Гутарина О.В. Правовая сущность страховых взносов на обязательное социальное страхование // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2013. N 4.
  9. Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2016.
  10. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. М.: Волтерс Клувер, 2015.
  11. Захаров М.Л. Основные принципы определения уровня трудовой (страховой) пенсии: реальность и перспективы // Журнал российского права. 2009. N 7.
  12. Ковалевский С.М. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве (правовые вопросы): Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003.
  13. Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях (постатейный) / В.Г. Белоглазова, В.Г. Белякин, С.Ф. Вельмяйкин и др.; отв. ред. Ю.В. Воронин. М.: Норма, Инфра-М, 2015.
  14. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М.: Юстицинформ, 2009.
  15. Мачульская Е.Е. Социальный риск как объективная основа социального обеспечения // Вестник Московского университета. 1999. № 1.
  16. Миронова Т.К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты: дис. д.ю.н.- М., 2007.
  17. Пенсия в Крыму и Севастополе. [Электронный ресурс] / Пенсионный фонд РФ / — Режим доступа: http://pensiology.ru/vidy-pensij/otdelnym-kategoriyam-grazhdan/v-krymu-i-sevastopole
  18. Политика доходов и качества жизни населения // под ред. Н.А. Горелова. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2002.
  19. Право социального обеспечения России: учебник / отв. ред. К.Н. Гусов. М.: Проспект, 2016.
  20. Право социального обеспечения: учебник / отв. ред. А.С. Кротик. - Рязань: Издательство «Концепция», 2015.
  21. Право социального обеспечения: учебник для академического бакалавриата / под ред. В.Ш. Шайхатдинова. - М.: Юрайт, 2015.
  22. Роик В.Д. Основы социального страхования. М.: Анкил, 2005.
  23. Сивакова И.В. Новеллы пенсионной реформы: альтернативные варианты досрочного пенсионного обеспечения по старости // Социальное и пенсионное право. 2015. N 1.
  24. Слобцов И.А., Шашкова (Кузнецова) О.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2010.
  25. Соловьев А. К. Пенсионная реформа: иллюзия и реальность. - М.: Про­спект, 2014.
  26. Тарасенкова А.Н. Льготные категории граждан: социальная помощь. - М.: Библиотечка "Российской газеты", 2014.
  27. Тарасова Л.С. Проблемы реализации принципа социальной справедливости в современном пенсионном обеспечении: Автореф. дисс… к. ю. н. – М., 2003.
  28. Чирков С.А. Институт социальных пенсий в свете принципа всеобщности пенсионного обеспечения // СПС КонсультантПлюс. 2015.
  29. Шашкова О.В., Хлистун Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2016.
  30. Шевнина Л.Е. Кризис в социально-экономической системе в Российской Федерации как необходимость изменения накопительной части пенсии // Социальное и пенсионное право. 2013. N 3.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Право социального обеспечения
2016 год 45 стр.
Курсовая Пенсионное страхование. Назначение, выплаты, доставка пенсий
Курсовая работа Право социального обеспечения
2012 год 40 стр.
Курсовая Пособия по временной нетрудоспособности
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2013 год 32 стр.
Курсовая Пособия гражданам, проходившим военную службу, и членам их семей
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2014 год 29 стр.
Курсовая Сравнительный анализ страхового и общего трудового стажа
Telesammit
Курсовая работа Право социального обеспечения
2016 год 31 стр.
Курсовая Пособие при рождении ребенка
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское