Актуальность темы работы. Социальная политика является одним их важнейших факторов, оказывающих влияние на социальное обеспечение в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод. Содержание социальной политики заключается в деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы, по определению ее содержания, основных направлений ее развития и функционирования.
Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями
приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья. По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.
Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция объявляет Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека.
Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, в случае инвалидности и других случаях, установленных законом, закреплено в ст. 39 Конституции РФ[1]. Это одна из важнейших социальных гарантий, действующая в любом цивилизованном обществе.
В настоящее время в Российской Федерации действуют законодательные акты по охране труда и медицинскому страхованию людей, принимаются меры по государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, создана структура муниципальных социальных служб, проводится пенсионная реформа, своевременно, в целом, выплачиваются государственные пенсии и пособия, получают развитие отдельные гарантии социальной защиты населения.
Вопросы правового регулирования отношений по социальному обеспечению в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных в общественной жизни России. Это обусловлено новыми явлениями в экономике страны – формированием рыночных отношений, построением федеративного устройства государства и пр.
Степень разработанности темы. Современные тенденции развития отрасли права социального обеспечения проанализированы на основе работ Д.В. Агашева, Н.В. Антипьевой, В.С. Аракчеева, А.Л. Благодир, Д.Г. Вихрова, Е.В. Зайцевой, B.А. Карташкина, А.Н. Кокотова, М.И. Лепихова, Г.В. Мальцева, А.А. Мишина, C.В. Полениной, Е.Ю. Говорухиной, Р.Ш. Давлетгильдеева, Т.В. Деркачевой, В.К. Деусовой, Ф.О. Дзгоевой, Т.Ю. Зобниной, О.А. Кащеевой, И.Н. Киселева, Е.Г. Крылатых, Н.А. Купиной, А.А. Мадатова, И.Р. Маматказина, Г.Г. Пашковой, Е.В. Протас, Д.И. Рогачева, В.Б. Савостьяновой, Н.М. Саликовой, М.Г. Седельниковой, Г.Б. Челноковой, Е.В. Чупровой, О.А. Шенкарева и др.
Объектом исследования является общественные отношения, возникающие в процессе социального обеспечения и социальной защиты населения в РФ.
Предметом данного исследования являются конституционная и отраслевая законодательная база обеспечения нормативно-правовых основ социального обеспечения и социальной защиты населения в РФ.
Целью исследования является анализ теории и практики социального обеспечения и социальной защиты населения и разработка мер по совершенствованию и развитию видов и форм социальной поддержки граждан в Российской Федерации.
Указанные цели определили постановку задач исследования:
- рассмотреть понятие и значение социального обеспечения в РФ;
- проанализировать законодательство о социальном обеспечении в РФ;
- определить структуру системы права социального обеспечения;
- дать характеристику пенсионной системы;
- исследовать обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации.
Методологическую основу работы составляют исторический, системно-логический и сравнительно-правовой методы исследования.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории государства и права, конституционного права, административного и муниципального права, социологии и политологии.
Нормативная основа включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на пять параграфов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Общая характеристика социального обеспечения
1.1. Понятие и значение социального обеспечения в РФ
Права, объединяемые в систему социально-экономических прав, обладают единой стержневой основой, поскольку обеспечивают материальную базу жизнедеятельности человека. Одной из важнейших целей реализации этих прав является получение человеком материальных благ посредством самообеспечения или социального обеспечения, осуществляемого с учетом экономических возможностей общества. Данная категория прав предусматривает также возможность пользования общественно значимыми материальными благами в различных социально-экономических формах в зависимости от уровня материальной обеспеченности граждан.
В отечественной научной литературе предпринимались попытки классифицировать группу социально-экономических прав и выделить среди них социальные права. Но сделать это оказалось непросто. Поэтому, несмотря на то, что социально-экономические права делят на экономические, социальные и культурные, разграничение экономических и социальных прав чаще всего не проводится.
Сложность разграничения социальных и экономических прав заключается в том, что «преимущественно» экономические права имеют социальный «оттенок». Права, в целом понимаемые как социальные, содержат экономическую составляющую.
Многогранность и комплексность социально-экономических прав обусловлена их взаимосвязью с экономической и социальной сферами жизнедеятельности общества. В социальную сферу в качестве ее компонентов исследователи чаще всего включают социальное обеспечение, здравоохранение, жилищно-коммунальный комплекс, образование, науку, культуру. Вместе с тем каждая из этих составных частей обладает определенной долей самостоятельности, спецификой инфраструктуры и предоставляемых благ. В силу этой обособленности права на получение соответствующих благ в международных документах, конституциях, текущем законодательстве закрепляются как самостоятельные права, объединяемые в едином блоке социально-экономических прав.
В настоящее время права физических лиц на социальное обеспечение закреплены во многих международных актах, например, во всем известной Всеобщей декларации прав человека[2], принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (далее - Декларация 1948 г.). Все международные договоры в области социального обеспечения, заключенные Российской Федерацией с другими государствами, предоставляют право на социальные выплаты именно индивидам, граждане Договаривающихся Сторон, а в некоторых случаях и апатриды, являются субъектами, подпадающими под действие этих договоров. Данные международные документы закрепляют права и обязанности физических лиц как участников соответствующих правоотношений, регулируют вопросы установления индивиду того или иного вида социального обеспечения, вводят правила, которые направлены на улучшение социального положения лица и не могут содержаться в национальном законодательстве, к примеру, о суммировании страхового стажа, приобретенного индивидом на территориях государств-контрагентов, для определения права на пенсию. Безусловно, что в центре таких международных соглашений находится человек, его социальные права. Таким образом, физические лица обладают правами, предоставленными им международным правом, а также имеют возможность совершать действия, направленные на их обеспечение и защиту. Индивид имеет некоторые качества, свойственные субъектам международного права, в связи с чем его следует рассматривать как особого, специфического участника международных правоотношений в области социального обеспечения с ограниченной правосубъектностью (невозможность участия лица в создании норм международного права). Хотя несомненно, что статус государства и индивида в международных отношениях несопоставим.
Исключительную роль в установлении стандартов социального обеспечения играет Международная организация труда (МОТ).
В качестве примера назовем следующие важные конвенции МОТ:
- Конвенция от 28 июня 1952 г. № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (далее - Конвенция № 102), которая до сих пор по праву считается своего рода международным гроссбухом социального обеспечения. Как справедливо отмечают Е.Е. Мачульская и Ж.А. Горбачева, эта Конвенция является уникальной по содержанию, так как охватывает все основные виды социального обеспечения, которые предназначены для защиты граждан от общепризнанных социальных рисков: потребность в медицинской помощи, болезнь, безработица, старость, трудовое увечье и профессиональное заболевание, наличие детей, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца[3]. Впервые в практике МОТ был создан единый документ, регулирующий все виды социального обеспечения, которым до этого были посвящены отдельные акты либо вопросы предоставления которых в ранее изданных конвенциях вообще не затрагивались (семейные пособия);
- Конвенция от 28 июня 1962 г. № 118 "О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства"[4]. Ее основной постулат - необходимость предоставления на своей территории иностранным гражданам и апатридам одинаковых прав со своими гражданами как в отношении распространения на них законодательства, так и в отношении права на пособия в каждой отрасли социального обеспечения. Указанная Конвенция интересна также тем обстоятельством, что она предусматривает возможность заключения многосторонних или двусторонних межгосударственных соглашений о выполнении обязательств по сохранению социальных прав, приобретенных или находящихся в процессе приобретения, признанных в соответствии с национальным законодательством за гражданами государства-контрагента;
- Конвенция от 29 июня 1967 г. № 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца", регулирующая вопросы назначения и выплаты пенсий;
- Конвенция от 21 июня 1982 г. № 157 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения", посвященная вопросам сохранения прав в социальной сфере при переселении лиц на место жительство в другое государство.
Названные конвенции МОТ, которые регулируют вопросы права на социальное обеспечение, до настоящего времени не ратифицировались ни Советским Союзом, ни Российской Федерацией, однако, как показывает анализ, это вовсе не означает, что в положениях российского социального законодательства не учтены их нормы.
Конституция России в соответствии с нормами Декларации и Пакта признает нашу страну социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Российская Конституция, посвятив ст. 39 социальному обеспечению, в других статьях закрепляет право на жилище (ст. 40), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на образование (ст. 43). Нередко перечисленные права (в полном объеме или частично) называют социальными правами[5]. Единого подхода к пониманию социальных прав и определению их перечня сегодня не существует. Но все исследователи, безусловно, относят право на социальное обеспечение к числу социальных прав.