ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ
1.1 Право полицейских на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
1.2 Порядок применения полицейскими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
2.1 Виды специальных средств
2.2 Пределы применения специальных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность выбранной темы обусловлена следующими аспектами.
В работе рассматривается правовая основа применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы и специальных средств, а также поднимается ряд проблемных вопросов, связанных с применением таких силы и средств.
На сегодняшний день в органах внутренних дел на балансе состоит разноплановое вооружение, специальные средства и иные средства, обеспечивающие правоохранительную деятельность. Применение имеющихся физической силы, а также специальных средств в совокупности с физической силой обеспечивает выполнение ряда важных задач оперативно-служебной деятельности современной полиции. Применение специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции является жестокой и крайней мерой административного принуждения. В виду того, что в России возрастает степень общественной опасности преступлений, усиливается их агрессивность и жестокость, применение рассматриваемых мер возрастает. Не исключены случаи злоупотребления со стороны сотрудников полиции, неправильное в следствии халатности, небрежности отношение к обладаемой физической силе и возможности использовать специальные средства. Отсюда возникает проблематика оснований для применения названной силы и средств и пределов их использования. Решение данной проблемы определяет будущее российское общества, уровень его гуманизма и демократизма.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы о применении физической силы, специальных средств сотрудниками полиции рассматривали такие российские ученые как: К.В. Азаматова, Ф.П. Васильев, М.В. Галда, А.В. Королёв и другие.
Цели и задачи работы. Целью настоящего исследования является анализ (изучение) вопросов об основаниях и видах специальных средств, состоящих на вооружении полиции, особенностях их применения, а также особенностях использования физической силы.
Для эффективного достижения цели исследования необходимо решить ряд задач, а именно:
- исследовать предоставленной сотрудникам полиции законодательное право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
- установить порядок применения полицейскими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия ;
- определить виды специальных средств;
- проанализировать пределы применения специальных средств.
Объектом исследования выступает совокупность отношений, обеспечивающих права полицейских применять физическую силу и специальные средства, состоящие на вооружении полиции.
В качестве предмета используются нормы действующего уголовного и иного федерального законодательства о применении физической силы и специальных средств полицейскими в России и практика их применения.
Методами исследования, используемыми в работе, являются формально-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, статистический, метод дедукции, классификации и другие методы исследования.
Нормативно-правовая база исследования состоит из Конституции Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» и другие нормативно-правовые акты.
Эмпирическую основу работы составляет опубликованные и официально неопубликованные материалы правоприменительной практики.
Структурно данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, в котором подводятся итоги согласно поставленным целям и задачам, а также библиографического списка.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ, СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ
1.1 Право полицейских на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции»[1] (далее – Закон о полиции) сотрудники полиции вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие как лично, так и в составе подразделения. В последнем случае определенные изменения претерпевает порядок применения указанных мер принуждения (ст. 19 Закона о полиции). Причем эти особенности распространяются и на случаи, когда в составе подразделения сотрудники полиции вынуждены применять не состоящие на вооружении полиции виды оружия, а также подручные средства.
Как указывается в ч.1 ст. 18 Закона о полиции, основания и порядок применения полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия устанавливаются не только данным законом, но и иными федеральными конституционными и федеральными законами. В связи с этим следует отметить, что согласно ст. 30 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»[2] установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники изменению в условиях чрезвычайного положения не подлежат. Применение сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия в местах содержания под стражей регламентируется Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»[3].
На практике нередко возникают вопросы о соотношении Закона о полиции и Уголовного кодекса РФ[4] (далее – УК РФ) в части правового регулирования оснований и порядка применения полицией рассматриваемых мер принуждения.
Поскольку УК РФ и Закон о полиции - равнозначные по своей юридической силе законодательные акты, нормы Закона о полиции, регламентирующие, в частности, основания применения полицией мер государственного принуждения, имеют самостоятельное значение. В противном случае законодатель ограничился бы единственной бланкетной нормой, отсылающей правоприменителя к положениям УК РФ об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, как это сделано, например, в ст. 24 Федерального закона «Об оружии»[5]. Из частей 1.,9 си. 18 Закона о полиции следует, что положения УК РФ об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, должны учитываться в комплексе с нормами Закона о полиции, регламентирующими применение сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Практическое значение данного вывода ярко проявляется в ситуациях, когда, например, сотрудник полиции, реализуя естественное право любого гражданина на необходимую оборону, нарушает прямой запрет, установленный ч. 5 ст. 23 Закона о полиции: женщина-полицейский стреляет в несовершеннолетнего (чей возраст ей известен), совершающего одиночное невооруженное нападение, угрожающее жизни сотрудника полиции. И наоборот, нередко имеют место ситуации, когда действия сотрудника полиции, основанные на Законе о полиции, могут не соответствовать традиционному толкованию положений УК РФ об обстоятельствах, исключающих преступность деяния (например, в целях пресечения мелкого хулиганства и задержания правонарушителя сотрудники полиции применяют к нему боевые приемы борьбы и в силу оказываемого правонарушителем противодействия причиняют при этом вред его здоровью). Важно учитывать, что в отличие от иных граждан сотрудник полиции в предусмотренных законодательством случаях обязан вмешиваться в конфликты, заведомо связанные с необходимостью применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона о полиции перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.