Курсовая работа|Таможенное дело

Таможенно-тарифное регулирование и таможенная политика

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2011 | Страниц: 27

Введение

1 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

   1.1 Государственное регулирование ВЭД

   1.2 Таможенно-тарифное регулирование в РФ

   1.3 Мировая практика таможенно-тарифного регулирования в 2009 - 2010 г.г

2 Анализ таможенных платежей на примере Нижегородской таможни

   2.1 Характеристика объемов таможенных платежей

   2.2 Построение прогноза сумм таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет

Заключение

Список использованной литературы

В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4% - 6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.

В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических организаций, в первую очередь ВТО. Деятельность ВТО направлена на формирование общих принципов, норм, правил и инструментов таможенно-тарифного регулирования с целью свести к минимуму препятствия для развития международной торговли.

Таким образом, актуальной является задача обеспечения открытости национальной экономики путем снижения средней ставки тарифа до 6–8% без существенной потери доходной части бюджета.

Объектом исследования является система мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.

Целью курсовой работы является проведение анализа современной таможенно-тарифной политики и тенденции ее развития на многостороннем, региональном и национальном уровнях.

Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:

- показать роль таможенно-тарифного регулирования в развитии международной торговли;

- выявить многообразие и эволюцию функций таможенного тарифа, охарактеризовать механизм влияния таможенного обложения импорта на отдельные социально-экономические сферы;

- уяснить связь между процессами глобализации, таможенно-тарифной либерализацией и упорядочением международной торговли на многостороннем и региональном уровнях;

- определить современные масштабы и направления тарифной либерализации торговли и совершенствования ее таможенного администрирования;

- раскрыть негативные аспекты либерализации, в том числе в связи с усилением криминализации международной торговли;

- выявить новые тенденции и формы таможенного сотрудничества на многостороннем уровне.

 

1 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

1.1 Государственное регулирование ВЭД

В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, прежде всего таможенные пошлины, налоги и т.д.[1]

В условиях рыночной экономики внешнеэкономическая деятельность, имеющая предпринимательский характер, в целом подчиняется общедозволительному правовому режиму. Участники такой деятельности подчиняются только определённым в нормах права правилам рынка. Следовательно, воздействие на внешнеэкономическую деятельность происходит в двух уровнях: саморегуляция посредством спроса и предложения и регламентированное правом государственное регулирование ВЭД как системы общественных отношений, возникающих в этой сфере.[2]

Артемов М.Н, выделяет следующие методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:[3]

- таможенно-тарифное регулирование;

- нетарифное регулирование;

- запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

- меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

С помощью пошлин государство стремится рационализировать структуру импорта. Изменения таможенного тарифа, которые проводятся довольно часто, вызывают неоднозначную реакцию общественности. В этой сфере сталкиваются интересы различных социальных групп. Видимо, главное здесь, чтобы государство своими внешнеторговыми ограничениями не создавало во внутренней экономике зоны монопольного господства местных производителей и в то же время не допускало разорения важных с народнохозяйственно точки зрения отраслей из-за импорта иностранной продукции. Найти оптимальное соотношение мер регулирования для решения этих задач, защитить стратегические интересы страны — одна из важных целей внешнеэкономической политики государства.[4]

Правовыми формами государственного регулирования являются нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты в сфере регулирования внешнеэкономических отношений. Основным видом ВЭД и, соответственно, предметом правового регулирования является внешнеторговая деятельность.[5]

Правовая основа системы государственного регулирования именно этой деятельности получила самостоятельное закрепление на законодательном уровне.

Существующий ныне у большинства государств обширный арсенал инструментов внешнеэкономической политики позволяет им активнее влиять как на формирование структуры и направления развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеторговую политику других государств. Главной задачей внешнеэкономической политики является создание благоприятных внешнеторговых условий для развития промышленного производства внутри страны.

В соответствии с Законом о внешнеторговой деятельности, государственное регулирование ВЭД строится на принципах:

- реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики РФ;

- обеспечения национальной безопасности РФ, в том числе, в экономической сфере;

- единства таможенной территории РФ;

- приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;

- обеспечения выполнения обязательств, принятых РФ по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров РФ;

- применения в отношении другого государства мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом взаимности;

- выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых данными мерами;

- обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

- гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

- гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Государственное регулирование ВЭД осуществляется с помощью широкого круга мер, число которых постоянно растет. Все разнообразие применяемых государством инструментов влияния на внешние экономические связи может быть определенным образом систематизировано.

Во-первых, все меры могут быть разделены в зависимости от направленности действия на экономические и административные методы, протекционистские и либерализационные. Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

Меры либерализации, в противоположность этому, направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний. В современной мировой экономике и в политике любого государства постоянно присутствуют эти две противоречивые тенденции - протекционизм и либерализация.

Во-вторых, все меры, в зависимости от характера воздействия на экономические процессы, могут быть разделены на прямые и косвенные. К прямым могут быть отнесены меры прямого ограничения экспорта и/или импорта, в частности - установление квот, лицензий, эмбарго и др. К косвенным могут быть отнесены меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников. Например, политика установления таможенных пошлин, акцизов, сборов; система налогообложения, банковская процентная ставка, курс валют и др. В целом в процессе государственного регулирования внешнеэкономической сферы происходит постепенный отказ от применения административных мер и переход к экономическим мерам. В целях регулирования операций по экспорту и импорту, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации, и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с федеральными законами и международными договорами устанавливаются импортные и экспортные пошлины.

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в редакции от 30.12.2008 г. №7-ФКЗ) // http://www.consultant.plus.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (в редакции от 18.07.2009 г.) // http://www.consultant.plus.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (в редакции от 19.07.2011 г.) // http://www.consultant.plus.
  4. Таможенный кодекс Таможенного Союза от 27.11.2009 г. (в редакции от 16.04.2010 г.) – М.: Проспект, 2010.
  5. Алексеев И.С. Управление внешнеэкономической деятельностью - М.: Дашков и К, 2008 – 367 с.
  6. Артов М. Внешнеэкономическая деятельности предприятия - М.: Д-ИНФОРМ, 2011 – 128 с.
  7. Архипов А.Ю. Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий - М.: ИНФРА-М, 2010 – 96 с.
  8. Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД. - М.: ИНФРА-М, 2010 – 388 с.
  9. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность – М.: Дело, 2010 – 348 с.
  10. Жуковская В.И., Трофимова И.Н. Экспортно-импортные потоки РФ - М.: ИМЭМО РАН, 2010 – 173 с.
  11. Ершов А.Д. Международные таможенные отношения - СПб.: Питер, 2010 - 344 с.
  12. Карамзин С.В. Система управления качеством таможенных процессов как элемент обеспечения экономической безопасности страны // Таможенный вестник - 2010, №7.
  13. Козырин А.Н. Новые контуры таможенного законодательства // Бюджет - 2010, №10.
  14. Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе» - М.: Финансы и статистика, 2009 - 148 с.
  15. Козырин А.Н. Субъекты таможенно-тарифного регулирования // Налоговый вестник – 2010, №4 - С.98 - 108.
  16. Королева И.С., Дынкина А.А. Основные направления развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий – М.: Внешмаркет, 2011 – 214 с.
  17. Корчажкина Н.П. Роль таможенно-тарифного регулирования в области внешнеторговой политики Российской Федерации // Актуальные проблемы финансов и банковского дела: Сб. науч. тр. Вып. 8. - СПб.: СПбГИЭУ, 2010 – 277 с.
  18. Лавров С.Н., Фролов Б.А. Валютно-финансовые отношения предприятий и организаций с зарубежными партнерами - М.: ИНФРА-М, 2009 – 392 с.
  19. Новокшонов И. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности // Право и экономика – 2010, №3 – С.57 – 61.
  20. Носков И.Ю. Отдельные вопросы налогообложения экспортно-импортных операций // Финансовые и бзосгалтерские консультации. - 1997. - №11. - 15- 25.
  21. Пансков В.Г. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России - М.: Финансы и статистика, 2010 - 347 с.
  22. Петров Ю.М., Кудрявцева И.В. Практика таможенного регулирования - М.: Автор, 2007 – 448 с.
  23. Пефтиев В., Черновская В. Развивающийся мир: глобализация или регионализация? // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №7. - 39-47.
  24. Рубинская Э.Т. Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия – М.: Приор, 2010 – 246 с.
  25. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения - М.: ЮНИТИ, 2011 – 429 с.
  26. Тринич Ф.А. Некоторые особенности статистической информации по внешней торговле РФ // Внешнеэкономический бюллетень – 2011, №3.
  27. Чалиев А.А., Овчаров А.О. Таможенная статистика. Учебно-методическое пособие – Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2008 – 148 с.
  28. http://www.eer.ru/statistics.
  29. http://www.gks.ru.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское