Введение
Глава 1. Понятие таможенных льгот
1.1. Сущность таможенных льгот, их назначение
1.2. Тарифные льготы, как вид таможенных льгот
Глава 2. Экономическая сущность таможенных льгот
2.1. Роль тарифных льгот в системе государственного регулирования ВЭД
2.2. Тарифные льготы в системе ТТР ВТД
Заключение
Литература
Актуальность исследования. В соответствии с Конституцией РФ таможенное регулирование находится в ведение РФ и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.
Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Таможенно-тарифное регулирование является одним из основных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанным на применении мер экономического воздействия, которые способствуют защите национальных производителей, регулируют структуру экспорта и импорта. Особое место в регулирование отводится таможенным льготам, позволяющим проводить политику экономического сотрудничества в рамках государственных объединений и поддерживать отечественного товаропроизводителя.
Объект исследования – таможенно-тарифное регулирование.
Предмет исследования – специфика формирования системы таможенных льгот, их сущность, назначение и порядок предоставления.
Цель работы – охарактеризовать содержание, цели и порядок предоставления таможенных льгот.
Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
- рассмотреть содержание таможенных льгот,
- проанализировать тарифные льготы, как вид таможенных льгот,
- исследовать роль тарифных льгот в системе государственного регулирования ВЭД,
- описать тарифные льготы в системе ТТР ВТД.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие таможенных льгот
1.1. Сущность таможенных льгот, их назначение
Таможенный тариф можно определить как свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу, и систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД.
Институт таможенно-тарифных льгот занимает особое место в правовом регулировании внешнеторговой деятельности. Существует многообразие видов таможенно-тарифных льгот и огромный массив нормативных актов, регулирующих вопросы их предоставления. На практике наличие столь большого количества видов льгот, означающее, по сути, довольно высокую вероятность получить преимущества, особенно финансового характера, повышает активность участников внешнеторговой деятельности.
К таможенным льготам согласно доктринальному определению (законодательное отсутствует) относят любые преимущества (исключения), касающиеся любых правил, установленных таможенным законодательством, в частности в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров[1].
Под таможенными льготами понимаются некие преимущества при экспорте/импорте или транзитном движении товаров, персональных вещей, личного имущества в виде освобождения от перечисления сумм пошлин. Помимо предоставления возможности не уплачивать пошлину, таможенные льготы могут выражаться в упрощении провоза через границу страны неких товаров и вещей. Льготы по уплате таможенных платежей принято называть тарифными.
Таможенные льготы можно классифицировать в зависимости от того, в какой области таможенного дела делаются исключения смягчающего характера (рис. 1). Эта классификация исходит из общих правил по уплате таможенных платежей, согласно которым их уплата при вывозе товаров производится до подачи таможенной декларации, т. е. до таможенного оформления товаров и прохождения таможенного контроля (п. 2 ст. 329 Таможенного кодекса Таможенного Союза.
Рис. 1. Классификация таможенных льгот[2]
Виды таможенных льгот[3]:
1) Льготы по уплате таможенных платежей
Тарифные преимущества регулируются ФЗ РФ «О таможенном тарифе»[4]. Используются в виде разрешения не оплачивать налог, уменьшенного размера или установления квоты в отношении следующих позиций:
- производимых в странах, которые образуют совместно с Россией зону торговли свободного вида или ТС;
- производимых в развивающихся государствах, которые используют систему преференций России.
2) Льготы по уплате ввозной и вывозной пошлин
Понятие пошлины на вывоз или провоз продукции предусмотрено при таможенном оформлении. Вывозная (экспортная) сумма налога взимается при пересечении границы, но используется редко. Широко применимы ввозные (импортные) пошлины. Льготы при уплате предусмотрены при ввозе чего-либо из развивающихся государств – полное освобождение. Никогда не уплачивают пошлину за предметы, которые отвечают некоторым требованиям относительно целевого назначения или страны-изготовителя. Освобождаются также лица при ввозе авто, которое участвует в международных перевозках, предметов техснабжения, снаряжения, ГСМ для функционирования указанного транспорта. Если таковое оборудование и материалы вывозятся за границу для обслуживания российского транспорта на территории иностранного государства, пошлина не взимается. Не облагается пошлиной:
- продукция морского дела, добытая гражданами России;
- личные вещи представителей зарубежных стран;
- иностранная и национальная валюта;
- гуманитарная помощь;
- транзитная продукция;
- оборудование, материалы для проведения социально-экономических программ;
- пожарно-технические изделия;
- товары, ввозимые по договору лизинга.
3) Льготы по уплате иных таможенных платежей (НДС, акцизы, таможенные сборы)
В отношении уплаты НДС (налога на добавленную стоимость) существует возможность освобождения только при соблюдении сроков провоза продукции. Согласно 150 статье НК РФ, она действует в отношении следующих позиций[5]:
- на техническое оборудование, комплектующие и запчасти, которые выступает взносом в капитал юридических лиц;
- на медицинскую технику, если её комплектность соответствует удостоверению Росздравнадзора.
НДС 10% установлен для:
- книжной продукции образовательного и научного характера;
- лекарственных препаратов;
- предметов лечебного назначения;
- товаров продовольственного и детского назначения.
Акциз – налог общегосударственного характера, которым облагаются в основном предметы потребления, ввозимые из-за рубежа. Налог разрешено не уплачивать на:
- гуманитарные грузы;
- вещи, которые предоставляются стране в случае отказа от них декларанта;
- комплектные объекты, а не запчасти и приспособления;
- личные вещи иностранных представителей-дипломатов;
- предметы, сумма которых не более 100 евро в переводе на национальную валюту.