Введение
Глава 1. Таможенные преступления в системе преступлений в сфере экономической деятельности
1.1. Понятие таможенных преступлений
1.2. История становления и развития таможенных преступлений
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика некоторых видов таможенных преступлений
2.1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст.194 УК РФ)
2.2. Контрабанда (ст. 200.1, 200.2, 226.1, 229.1 УК РФ)
2.3. Проблемы определения состава преступления
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. Проводимые в России в конце XX - начале XXI века реформы радикально изменили социально-экономическую и политико-правовую основу общества. Ставка на развитие предпринимательства в условиях недостаточной правовой регламентации и ослабления государственного контроля привела к осложнению криминологической обстановки в стране. Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют о возрастающем вторжении преступной среды в сферу экономических отношений вообще и внешнеэкономическую деятельность в частности. Кризисные явления в экономике способствовали широкому распространению криминальных форм поведения субъектов внешнеэкономических отношений, решению ими хозяйственных задач в обход существующих законов и подзаконных нормативных актов. Криминализованная часть субъектов внешнеэкономической деятельности активно использует в преступных целях пробельность и несовершенство правового регулирования указанных отношений, несогласованность действий правоохранительных и контролирующих органов, ослабление государственного контроля за хозяйствующими субъектами.
Таможенная преступность в России имеет глубокие социально-экономические корни, характеризуется высокой латентностью, осуществляется в большинстве случаев при непосредственном участии организованной преступности. Все это сдерживает в определенной степени проведение экономических реформ, наносит значительный ущерб экономической безопасности государства, подрывает его социальные и политические устои. В этих условиях одной из важнейших задач, стоящих перед российским обществом, является противодействие таможенным преступлениям. Решение обозначенной задачи по противодействию таможенным преступлениям возможно только при сочетании контрольно-регулирующей и правоохранительной функций государства, координации деятельности экономических контролирующих и правоохранительных ведомств при усилении организующей роли государства.
Степень научной разработанности проблемы. До настоящего времени проблемы, связанные с противодействием таможенным преступлениям, характеризуются недостаточной разработанностью. Отдельные вопросы в разное время исследовались О.А. Берзинь, И.С. Васильчиковым, Т.А. Дикановой, В.А. Жбанковым, С.П. Ждановым, А.Ю. Кирсановым, М.А. Кочубей, В.К. Кузьменко, И.Н. Куксиным, А.В. Макаровым, В.Е. Осиповым, Н.Г. Савосиным, А.В. Скачко, Ю.И. Сучковым, В.В. Ульяновой, Н.П. Фесенко, А.Г. Чернявским.
Объектом исследования выступает комплекс общественных отношений, возникающих в связи с совершением таможенных преступлений.
Предмет работы – нормы уголовного законодательства, регламентирующие ответственность за таможенные преступления, а также научные публикации, посвященные ответственности за таможенные преступления.
Цель работы заключается в комплексном анализе уголовно-правовых проблем, преступности в сфере таможенных отношений.
Цель исследования обусловили решение следующих задач:
- определить понятие таможенных преступлений;
- проанализировать историю становления и развития таможенных преступлений;
- исследовать ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица;
- рассмотреть состав контрабанды;
- выявить проблемы определения состава преступления.
Методологической основой исследования послужили современные методы познания, выявленные юридической наукой и апробированные практикой, традиционно используемые социальными и гуманитарными науками и получившие распространение в теоретико-правовых исследованиях. В их числе использовались общенаучные (анализ, синтез, дедукция, индукция), а также ряд частнонаучных методов познания (исторический, системно-структурный, формально-логический, сравнительно-правовой).
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на пять параграфов, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Таможенные преступления в системе преступлений в сфере экономической деятельности
1.1. Понятие таможенных преступлений
Борьба с таможенными преступлениями в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 157 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации является неотъемлемым элементом компетенции таможенных органов в сфере правоохранительной деятельности.
Понятие преступления содержится в ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации[1], согласно которой преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Все правонарушения общественно вредны, но только часть из них общественно опасна. Вред, причиненный конкретным противоправным деянием, его степень и характер являются одним из основных критериев разграничения преступлений и административных правонарушений[2].
На таможенные преступления в юридической литературе обратили внимание с введением в действие Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года, который предусматривал ответственность по статьям 188, 189, 190, 193, 194.
К вопросам о понятии и перечне преступлений в таможенной сфере обращались многие ученые.
Среди них Б.В. Волженкин, Л.Д. Гаухман, Ю.П. Гармаев, Т.А. Диканова, В.А. Жбанков, С.Ю. Иванова, Л.Д. Ларичев, А.И. Сучков, П.С. Яни и др. При этом полемику вызывали вопросы определения наименования и понятия таможенных преступлений.
Так, группу общественно опасных деяний, совершаемых в таможенном деле, называют таможенными преступлениями[3], преступлениями в таможенной сфере[4], преступлениями в сфере таможенной деятельности[5], преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности[6].
Однако термин «внешнеэкономическая деятельность» (далее ВЭД), несмотря на частое применение как в разноотраслевом законодательстве, так и в литературе, до настоящего времени не имеет ни универсального законодательного определения, ни устоявшегося доктринального. Проблему не следует воспринимать как исключительно терминологическую, потому как она тесно связана с определением видового объекта преступлений.
Так, Ю.И. Сучков определяет видовой объект преступлений в сфере ВЭД как внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов всех форм собственности. Кроме того, Л.Ю. Родина к данному видовому объекту относит и экономическую безопасность государства[7].
Внешнеэкономическая деятельность определяется как совокупность направлений, форм, методов и средств торгового, производственного, научно-технического, валютно-финансового и кредитного сотрудничества государства с зарубежными странами, а также одну из сфер хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, связанных с международной научно-технической кооперацией и выходом на внешний рынок.
В криминалистическом значении «сфера деятельности» относится к элементам обстановки совершения преступления. Сфера деятельности - это «кусок», «участок» социальной действительности, к которому прикладывается деятельность того или иного индивида.
А сфера внешнеэкономической деятельности, прежде всего, содержит: внешнеторговые, финансовые, производственные и инвестиционные отношения. Причем каждая из перечисленных сфер внешнеэкономической деятельности имеет собственную структуру.
В российском законодательстве внешнеторговая деятельность определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией к результатам интеллектуальной деятельности.
То есть ВЭД значительно более широкая сфера, имеющая различные, разноотраслевые источники правового регулирования и иные криминалистически значимые признаки. Преступная деятельность в сфере ВЭД нарушает нормы не только и не столько таможенного законодательства[8].
Л.Д. Гаухман, С.В. Максимов и другие ученые формируют понятие «преступления в сфере ВЭД» через определение более широкого видового объекта преступного посягательства – общественные отношения, обеспечивающие интересы внешнеэкономической деятельности. Кроме того, преступления в сфере ВЭД нельзя ограничивать только рамками тех нарушений, которые посягают на деятельность таможенных органов и по которым они проводят неотложные следственные действия.
Такой подход, по мнению Ю.П. Гармаева, связан, прежде всего, с разграничением, «преступлений в сфере ВЭД» в его методико-криминалистическом значении на таможенные преступления; сопутствующие преступления в сфере экономики; сопутствующие служебные преступления; иные сопутствующие.
Изложенное еще раз подчеркивает, что понятием «преступления в сфере ВЭД» охватывается более широкий круг преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.