Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы обеспечения экономической безопасности и роль таможенных органов в ее обеспечении
1.1. Роль ФТС в обеспечении экономической безопасности
1.2. Методы обеспечения экономической безопасности таможенными органами
Глава 2. Анализ тенденций деятельности ФТС РФ в сфере обеспечения экономической безопасности
2.1. Статистические данные о работе ФТС РФ в 2016-2019 г.г.
2.2. Проблемы обеспечения экономической безопасности таможенными органами
Глава 3. Перспективы совершенствования таможенной службы для обеспечения экономической безопасности
3.1. Мероприятия по совершенствованию деятельности ФТС РФ в системе экономической безопасности
3.2. Способы повышения эффективности таможенного администрирования
Заключение
Список использованных источников и литературы
Выделяется множество индикаторов и критериев экономической безопасности во внешнеэкономической деятельности. Большинство ученых характеризуют данные показатели, оценивая уровень экономической безопасности государства, и пограничные значения уже четко определены. Оценивая уровень внешнеэкономической безопасности организаций, можно использовать похожие показатели, несмотря на то, что установить приграничные значения для них сложнее, так как отдельные отрасли, виды деятельности, группы товаров значительно влияют на оценку уровня экономической безопасности. В связи с этим большой интерес представляет анализ и оценка показателей экономической безопасности организаций в сфере внешнеэкономической деятельности
Таможенная служба пополняет бюджет Российской Федерации путем отбора таможенных платежей за перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
В Российской Федерации в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС было принято и действует несколько видов таможенных платежей:
- экспортная пошлина;
- импортная пошлина;
- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС;
- акцизный сбор, взимаемый при ввозе товаров на территорию государства-члена ЕАЭС;
- таможенные пошлины .
Таможенные платежи производятся непосредственно в таможенном органе или в электронном виде до или одновременно с подачей таможенной декларации. Исключение составляют случаи, когда такой платеж может быть произведен только в иностранной валюте (платеж рассчитывается по курсу Центрального Банка Российской Федерации). Таможенные платежи могут быть уплачены декларантом или иным заинтересованным лицом.
Согласно статье 46 Таможенного кодекса ЕАЭС [2], одним из видов таможенных платежей являются таможенные пошлины. Этот вид платежа является самым крупным, поскольку взимается практически за все таможенные процедуры (ввоз товаров, вывоз товаров).
Таможня выполняет ряд важных функций, способствующих обеспечению экономической безопасности России:
- Фискальная -поступление средств в государственный бюджет от взимания таможенных платежей;
- Протекционизм (торговля) - регулирование уровня таможенных пошлин, государство может защитить производителей от нежелательной иностранной конкуренции (с повышением импортных пошлин);
- Балансирование - способствует сокращению экспорта определенных видов товаров, внутренние цены на которые ниже мировых.
Увеличение собираемых таможенных пошлин, таким образом, способствует росту доходов бюджета, что, в свою очередь, повышает экономическую безопасность государства.
Согласно комплексной стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года, борьба с вызовами и угрозами национальной безопасности государства, является основной задачей совершенствования правоохранительной деятельности таможенных органов. К основным проблемам в области выявления и пресечения преступлений на современном этапе относятся: труднообъяснимое общественно опасное деяние; недостаточное информационно-аналитическое обеспечение; низкий уровень взаимодействия в контексте правоохранительной деятельности; отсутствие полномочий при расследовании отдельных уголовных правонарушений; несогласованность деятельности в сфере правоохранительной деятельности.; высокая коррупционная составляющая у таможенных чиновников. сегодня значимость выполняемых правоохранительными органами таможенных функций существенно возрастает, что обусловлено различными угрозами экономической безопасности страны в виде: неполучения таможенных платежей в бюджет, высокого уровня контрафакта и фальсифицированных товаров, а также актами в области валютного законодательства при прохождении через таможенную границу ЕАЭС.
1.2. Методы обеспечения экономической безопасности таможенными органами
Защита экономических интересов таможенными органами осуществляется методами и средствами, которые можно разделить на 2 группы.
К первой группе относятся средства правового регулирования и методы правоприменения. Они включают такие меры, как санкции, правоохранительные меры и меры правовой защиты. Федеральная таможенная служба Российской Федерации также наделена полномочиями по предотвращению отклонений от правовых норм. Таким образом, Федеральная таможенная служба имеет право возбудить уголовное дело. Это позволяет собирать средства в федеральный бюджет[7].
Ко второй группе относятся средства и методы экономического регулирования внешнеторговых отношений государства. Федеральная таможенная служба Российской Федерации защищает экономические интересы России и обеспечивает ее национальную безопасность посредством тарифных и нетарифных методов экономического регулирования.
Тарифное регулирование осуществляется путем установления тарифных ставок и пошлин и управления их ставками. Основными функциями таможенного тарифа являются следующие:
- защита российских производителей от иностранных конкурентов;
- пополнение государственного бюджета;
- продвижение отечественной продукции на внешние рынки.
Значение таможни в обеспечении экономической безопасности государства также значимо и находит свое отражение в этих функциях:
1) фискальный. Выбор обязанностей непосредственно влияет на объем поступлений в бюджет в России;
2) протекционистская. Это выражается в установлении импортных пошлин в целях поддержки национальных производителей;
3) баланс. Экспортные пошлины препятствуют вывозу товаров, цены на которые ниже мировых. Это является стимулом к повышению качества товаров национальных производителей с целью обеспечения их конкурентоспособности.
Рассмотрим нетарифные методы экономического регулирования, которые включают в себя блоки экономических и административных мер, ориентированных на запреты и ограничения перемещения товаров через границу. Система мер нетарифного регулирования, состоящая из: паратарифных мер, мер регулирования цен, антидемпинговых практик, процедур субсидирования и компенсации, финансовых мер, методов регулирования цен, автоматических лицензий, монополистических мер, импортных практик и правил эксплуатации.
Основной функцией Федеральной таможенной службы в России является фискальная, которая заключается в том, что таможенная служба осуществляет сбор пошлин и платежей, которые в дальнейшем поступают в федеральный бюджет, что важно для формирования его доходной части. К таким платежам относятся: таможенные сборы, таможенные платежи (выдача лицензий, сопроводительные товары и др.).) и налоги.
Помимо этого, на таможне взимаются различные дополнительные сборы, часть из которых идет в доход федерального бюджета, другие идут в специальные поступления от таможенного ведомства и обычно предназначены для выдачи дополнительного вознаграждения работникам.
Таможенные платежи являются эффективным инструментом торговой политики. Таможенно-тарифное регулирование в Российской Федерации осуществляется на основе всей системы нормативных правовых актов. Следует отметить, что Россия является членом (наблюдателем) международных организаций в области таможенного дела (Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная таможенная организация, Организация Объединенных Наций), а таможенное регулирование в Российской Федерации основывается на принципах, содержащихся в соответствующих международных конвенциях (в рамках странового требования). Эти принципы имеют принципиальное значение для формирования таможенной политики и таможенного регулирования в Российской Федерации.
Федеральная таможенная служба России юридически не входит в систему налоговых органов, но подразделения таможенных органов обладают функциями (полномочиями) по правильному исчислению и уплате налогов (сборов). Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. В этой связи стоит отметить налог на добавленную стоимость (НДС), который уплачивается при ввозе товаров.
Если говорить о роли Федеральной таможенной службы России в обеспечении экономической безопасности, то она заключается в таком воздействии на всех участников общественных отношений, которое побуждает их к тому, чтобы в соответствии с обычаями и правовыми нормами важной задачей таможенных органов по-прежнему остается снижение уровня экономических барьеров, затрудняющих российским предприятиям и организациям осуществление внешнеэкономической деятельности», что вполне справедливо, поскольку у Российской Федерации сейчас достаточно внешних вызовов и угроз.
Таможенное регулирование, деятельность таможенных органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации включает в себя весь комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер и программ, направленных на защиту экономических интересов Российской Федерации, оптимизацию процессов торгово-экономических отношений, стимулирование развития экономики и защиту экономики от внешних воздействий, разрушающих ее.