Введение
- Тарифные преференции: понятие, особенности предоставления
1.1. Понятие тарифных преференций
1.2. Предоставление льгот и преференций при уплате таможенных платежей
- Предоставление тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран
- Проблемы применения тарифных преференций
Заключение
Список использованной литературы
Единое Евразийское пространство устанавливает свободу внутренней торговли и максимально предоставляет тарифные льготы (преференции) для регулирования внешнеторговой деятельности. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) как правопреемник Комиссии Таможенного союза (КТС) продолжит исполнение решений КТС в рамках тарифных льгот.
Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Таможенного союза (ТС) в рамках ЕврАзЭС и (или) России льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу ТС, в виде: освобождения от уплаты пошлины; снижения ставки пошлины; возврата ранее уплаченной пошлины; установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Тарифная льгота представляет собой инструмент реализации торговой политики, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер. Если при предоставлении льготы по уплате таможенных пошлин государство – член ТС, принимающее такое решение, определяет конкретных плательщиков, которым такая льгота предоставляется, то вносит в ЕЭК предложение по механизму контроля использования ввозимых товаров, исключающего их нецелевое использование, а также вовлечение в экономический оборот на территориях других государств – членов ТС. Льгота применяется государством – членом ТС в случае согласия ЕЭК с предложенным механизмом контроля использования ввозимых товаров.
Цель курсовой работы – исследование особенностей предоставления тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран. Соответственно определены и задачи исследования:
- Изучить теоретические основы тарифных преференций: понятие, особенности предоставления.
- Исследовать особенности предоставления тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран.
- Изучить проблемы применения тарифных преференций.
- Тарифные преференции: понятие, особенности предоставления
1.1. Понятие тарифных преференций
В ст.34 Закона РФ «О таможенном тарифе»[1] дается определение тарифной льготы; при этом законодатель использует понятия "тарифные льготы" и "тарифные преференции" как синонимичные (тождественные). Следует отметить, что в науке таможенного права и практике таможенного регулирования эти понятия различаются.
И тарифные льготы, и тарифные преференции являются разновидностями таможенных льгот, под которыми понимаются любые льготы, касающиеся правил, установленных таможенным законодательством Российской Федерации (т.е. не только льготы по уплате таможенных платежей, но и льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т.д.).
Тарифные льготы предоставляются в связи с уплатой таможенных пошлин на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Тот факт, что тарифные льготы напрямую связаны с уплатой именно таможенной пошлины, объясняет использование данного понятия таможенного тарифа.
Основы правового таможенного режима тарифных льгот устанавливаются Законом РФ "О таможенном тарифе". Тарифные льготы должны быть установлены нормами упомянутого Закона. Порядок предоставления льгот, предусмотренных Законом РФ "О таможенном тарифе", определяется Правительством РФ.
Тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Правительства РФ.
В ст.34 Закона РФ "О таможенном тарифе" законодатель перечислил формы предоставления тарифных льгот: в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины и установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
В свою очередь, тарифные преференции выступают разновидностью тарифных льгот: понятия "тарифные преференции" и "тарифные льготы" соотносятся как часть и целое. Кроме тарифных преференций таможенное законодательство Российской Федерации предусматривает и другие виды тарифных льгот - в зависимости от заявленного декларантом таможенного режима, особого статуса ввозимых товаров (например, гуманитарная помощь) и др. Кроме того, в Таможенном кодексе РФ (ст. 29) таможенные преференции рассматриваются как инструменты торговой политики и в этом качестве противопоставляются иным, по выражению законодателя, "непреференциальным" мерам торговой политики.
Обычно под преференциями понимаются особые (предпочтительные) льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы могут устанавливаться в отношении всех товаров или их отдельных видов.
Под тарифными преференциями понимаются такие тарифные льготы по уплате ввозных и вывозных пошлин, которые применяются в зависимости от страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную границу. Основанием для их применения является предоставление государству, которое является страной происхождения товара, преференциального режима - особой разновидности торгово-политических режимов.
Преференциальный режим имеет солидную международно-правовую базу. Вопрос о введении преференций в международной торговле был внесен на обсуждение I сессии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 1964 г. Установление и применение преференциального режима предусмотрены Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ). Российская Федерация, взяв курс на присоединение к ГАТТ-ВТО, стремится максимально приблизить национальную модель предоставления таможенных преференций к международно-правовому стандарту, сформировавшемуся в системе ГАТТ-ВТО. Однако до сих пор национальная схема преференций Российской Федерации имеет некоторые специфические черты и отличия.
Под таможенно-тарифный режим преференциального ввоза могут помещаться товары, происходящие из развивающихся стран - пользователей национальной схемой преференций Российской Федерации.
Россия имеет собственную схему преференций, бенефициаром (пользователем) которой являются развивающиеся страны. В соответствии с п.1 ст.34 Закона РФ «О таможенном тарифе» национальная схема преференций Российской Федерации пересматривается Правительством РФ периодически, но не реже одного раза в пять лет. Эта норма Закона была уточнена в Постановлении Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. №1057 «Об утверждении перечня стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации».[2] В п.3 указанного Постановления Правительства РФ установлено, что национальная схема преференций Российской Федерации подлежит пересмотру на основании мотивированного представления Министерства экономического развития и торговли РФ и Министерства иностранных дел РФ.
Суть преференциального режима состоит в обложении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей национальной схемой преференций, по более низким ставкам таможенной пошлины. Как правило, промышленно развитые страны облагают импортные товары, происходящие из государств - пользователей преференциальным режимом, таможенными пошлинами по ставкам вполовину меньше обычных. Так было до недавнего времени и в Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 1996 г. №413 установлено, что с 15 мая 1996 г. товары, подпадающие под действие преференциального режима, облагаются ввозными пошлинами по ставкам в размере 75% базовых ставок таможенного тарифа. При этом товары, происходящие из наименее развитых стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации, ввозятся в Российскую Федерацию беспошлинно.