Введение
Глава 1. Теоретические основы тарифных преференций
1.1. Сущность и понятие тарифных преференций
1.2. Механизм реализации тарифных преференций
Глава 2. Особенности использования тарифных преференций на современном этапе
2.1. Анализ применения тарифных преференций в 2017-2019 г.г
2.2. Проблемы и перспективы использования тарифных преференций
Заключение
Список использованных источников и литературы
Одним из методов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности является предоставление тарифных льгот, способствующих увеличению объема ввоза товаров, претендующих на предоставление преференций. Также данный механизм предназначен для оказания экономической помощи странам, которым предоставляются тарифные преференции. В основном, предоставление тарифных льгот относятся к товарам первой необходимости, которые не производятся в нашей стране или производятся в явно недостаточном количестве.
Условиями предоставления таможенных льгот и преференции являются: возврат ранее уплаченной пошлины, освобождение от пошлины, снижение ее ставки, тарифные квоты на преференциальный ввоз (вывоз) товара, специальные преимущества, которые предоставляет страна импортера, странам экспортеров ввозных или импортных таможенных пошлин, специальные преимущества, которые предоставляются государству импортеру другим странам в области уплаты ввозной пошлины на взаимной основе или в одностороннем порядке.
Актуальность темы исследования - цель введения таможенных льгот и преференций заключается в заинтересованности государства в активизации своих внешнеэкономических связей, обеспечении результативной внешнеторговой политики, выполнении возложенных на страну международных обязательств. Финансовый смысл таможенных льгот и преференций заключается в содействии расширению внутреннего рынка развитого государства за счет более слабого в экономическом плане торгового партнера - с одной стороны и оказания помощи слабому государству - с другой.
Также, интерес к исследованию выбранной темы вызван необходимостью усиливать внешнеэкономические связи ЕАЭС с международным сообществом. Важность проблемы предоставления тарифных преференций на сегодняшний день связана с увеличением объемов ввозимых товаров после формирования интеграционной группировки ЕАЭС.
Таким образом, целью моей курсовой работы является исследование сущности, характеристики, цели применения и механизма практической реализации тарифных преференций.
Объектом исследования являются тарифные преференции, их сущность, характеристика, цели применения, механизм практической реализации. Предметом же - проблемы и перспективы использования тарифных преференций.
Для достижения поставленной цели перед собой я поставила следующие задачи:
1.Рассмотреть понятие тарифных преференций.
- Изучить механизм реализации тарифных преференций.
- Провести анализ применения тарифных преференций в 2017-2019 г.г.
- Выявить проблемы и перспективы использования тарифных преференций.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ
1.1. Сущность и понятие тарифных преференций
Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран ЕАЭС [16].
С самого начала ГАТТ развивающиеся страны искали и получали определенные специальные льготы. Хорошо известно, что развивающимся странам не предлагалось делать тарифные уступки в той же степени, что и развитым странам, что неудивительно, учитывая меньший размер рынков развивающихся стран. Дополнительные гибкие возможности были предусмотрены в статье XVIII ГАТТ. Он предусматривает несколько смягченные правила для пересмотра тарифов с целью поощрения “конкретной отрасли», для мер платежного баланса (уже отмеченных в связи с делом против Индии) и для мер, нарушающих другие положения ГАТТ после уведомления и консультаций с другими членами. Часть IV ГАТТ, которая была добавлена в ответ на события 1950-х и начала 1960-х годов, содержит в основном оскорбительные формулировки, призывающие членов ГАТТ учитывать интересы развивающихся стран в своей коммерческой политике. Однако два положения статьи XXVII, возможно, имеют обязательную силу, касающиеся обязательства развитых стран-членов воздерживаться от повышения тарифов и нетарифных барьеров на товары, представляющие экспортный интерес для менее развитых стран-членов, и воздерживаться от новых фискальных мер, которые препятствовали бы экспорту сырьевых товаров из менее развитых стран-членов. Однако, несмотря на многочисленные случаи, когда развитые страны-члены принимали меры, затрагивающие экспорт из менее развитых стран-членов, никаких судебных разбирательств по исполнению этих положений не велось [14].
В дополнение к этим положениям ГАТТ многие другие договоры ВТО предусматривают определенную форму особого и дифференцированного режима. Примеры включают более длительные периоды поэтапного и переходного периода для развивающихся стран-членов в соответствии с соглашением по сельскому хозяйству, соглашениями СФС и ТБТ, соглашением о субсидиях и Тапис, а также исключения из некоторых обязательств для наименее развитых стран в соответствии с несколькими соглашениями.
Одним из наиболее значительных примеров особого и дифференцированного режима на практике является разработка обобщенной системы преференций (ВСП), в соответствии с которой (в основном развитые страны) члены предоставляют освобождение от пошлин и другие преференции экспорту развивающихся стран. GSP был санкционирован 10-летним отказом в соответствии с ГАТТ в 1971 году и стал постоянным благодаря “разрешающей оговорке” 1979 года, которая отсылает к отказу 1971 года и его “обобщенным, невзаимопроцессным и недискриминационным преференциям, выгодным для развивающихся стран” (сноска 6). Развитые страны не обязаны продлевать льготы ВСП, но имеют на это право при определенных ограничениях. Основные схемы ВСП включают в себя схемы ЕС, США, Японии и Австралии [13].
На практике схемы ВСП довольно избирательны в своем охвате, часто исключая политически чувствительный импорт, исключая импорт конкретных товаров из стран, которые считаются уже конкурентоспособными, и “исключая” некоторые страны вообще из схемы на основе их уровня развития. Преимущества ВСП могут также зависеть от готовности стран-бенефициаров обеспечить адекватную защиту интеллектуальной собственности, обеспечить международно признанные права трудящихся и, среди прочего, содействовать усилиям по борьбе с международным терроризмом.таким образом, льготы ВСП использовались для поощрения бенефициаров к сотрудничеству в различных экономических и политических инициативах.
Поэтому сомнительно, соответствуют ли существующие схемы ВСП стандартам «обобщенных, невзаимных и недискриминационных преференций», изложенным в разрешающей оговорке. Индия возбудила дело против схемы ВСП ЕС на этой основе, оспаривая, в частности, некоторые специальные преференции, предоставленные 12 странам, якобы предоставленные из-за особых потребностей этих стран в борьбе с производством и оборотом наркотиков. Эти особые преференции, которые не распространялись на Индию, действовали и на Пакистан. Апелляционный орган в конечном счете постановил, что схема ЕС является дискриминационной и несовместимой с разрешительной оговоркой, поскольку ЕС не обосновал каким-либо тщательным образом выбор 12 бенефициаров. В конечном счете, ЕС изменил свои критерии предоставления особых преференций таким образом, что исключил Пакистан, и с тех пор этот вопрос затих.v нет никаких сомнений в том, что другие особенности различных национальных схем, включающие ограничения на охват, подразумеваемую взаимность и дискриминацию между странами, могут быть оспорены в соответствии с разрешающей клаузулой, но такие проблемы до сих пор не были поставлены, вероятно, потому, что ответчик может ответить полной отменой своей схемы ВСП.