Курсовая работа|Административное право

Становление и развитие административной преюдиции в уголовном праве Российской Федерации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 49

Введение

ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРЕЮДИЦИЯ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

1.1.     Реабилитация административной преюдиции

1.2.     Понятие и виды административной преюдиции

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЗАПРЕТОВ

2.1.     Проблемы использования института административной преюдиции в уголовном праве

2.2.     Перспективы применения административной преюдиции в уголовном законе

Заключение

Список источников

Опыт возникновения, становления и развития всех мировых цивилизаций убедительно показывает, что преступность, будучи по природе явлением социальным, суть неотъемлемый компонент любого общества. Из этого следует простой и в принципе вполне логичный вывод о том, что борьба с преступностью, по существу, представляет собой деятельность государственных органов, общественных организаций и частных лиц по сдерживанию совершаемых преступных деяний в социально приемлемых границах. Образуя совокупность специально разработанных средств и приемов,  обозначенная  деятельность  направлена на купирование преступности, но не на ее ликвидацию. Поэтому неслучайно в специальной литературе отмечается, что «...полностью искоренить преступность невозможно. Ее нужно лишь удержать в определенных рамках, не давая ей захлестнуть общество…»[1]. В этом и проявляется важнейшая функция профилактики преступных деяний предписаниями административно-деликтного законодательства – она обеспечивает устойчивое развитие современных политических, экономических и социокультурных институтов. Неслучайно поэтому в литературе отмечают, что реализации данной функции подчинена структура борьбы с преступностью, внутри которой предупреждение преступлений является важнейшей составляющей.

В настоящее время, как в научных исследованиях, так и в практическом применении все более актуальным становится термин «преюдиция». Преюдиция используется в нескольких процессах: гражданском, арбитражном, административном, уголовном. Сегодня стало очевидным, что в законодательстве активизировался процесс перераспределения репрессивного ресурса от уголовного права к другим отраслям, в особенности к административному праву. Следует отметить, что административная преюдиция является сложным и мало исследованным институтом и не имеет однозначного понимания в современном отечественном праве и законодательстве. Проблема административной преюдиции носит комплексный характер, входит в более общую проблематику о превенции преступлений и иных правонарушений.

Административная преюдиция является сложным малоисследованным институтом и не имеет однозначного понимания в современном отечественном праве и законодательстве, что обуславливает актуальность темы настоящей работы.

Объектом исследования являются общественные отношения, охраняемые нормами уголовного закона, связанные с применением административной преюдиции. Предмет исследования составляют понятие административной преюдиции, ее свойства и признаки, виды преюдиции, практика реализации административной преюдиции в уголовном праве.

Цель работы: на основе исследования становления и развития административной преюдиции в уголовном праве Российской Федерации выявить проблемы и тенденции применения административной преюдиции на современном этапе.

Указанная цель обусловила постановку следующих задач: 1) проанализировать этапы возрождения института административной преюдиции; 2) раскрыть понятие и виды административной преюдиции в уголовном праве; 3) выявить проблемы использования института административной преюдиции в уголовном праве; 3) провести анализ перспектив применения административной преюдиции в уголовном законе.

Структура курсовой работы строилась в соответствии с поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка источников

 

ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРЕЮДИЦИЯ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

1.1. Реабилитация административной преюдиции

В последнее время при конструировании норм уголовного закона все большую популярность приобретает институт административной преюдиции. Идее возрождения института административной преюдиции способствовало ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ в 2009 году, в котором Д.А. Медведев, обратил внимание на принцип гуманизма «шире использовать административную преюдицию, то есть привлечение к уголовной ответственности в случае неоднократного совершения административного правонарушения».

Конструкция административной преюдиции возникла далеко не в советский период, так как задатки ее существовали и в законодательстве царской России[2]. Например, в период правления Петра I азартные игры на деньги были под запретом. С учетом направленности государственной политики на развитие армии издавались специальные нормативные правовые акты, предусматривающие дополнительные виды ответственности для военнослужащих. Так, с целью исключения азартных игр среди военнослужащих в статье 59 Воинского артикула 26 апреля 1715 года, изданного Петром I, военнослужащим, проигравшим оружие либо форменное обмундирование, в первый раз грозило телесное наказание шпицрутенами (длинный гибкий древесный прут для телесных наказаний в XVII–XIX веках), в третий же раз военнослужащему грозило наказание в виде смертной казни. В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. также предусматривалась конструкция административной преюдиции. Таким образом, административная преюдиция в законодательстве царской России формулировалась как межотраслевой рецидив правонарушений.

Действительно, в период советской власти в уголовных кодексах РСФСР 1922, 1926, 1960 годов существовало множество составов уголовных преступлений, образованных административной преюдицией. В этих законах имелись положения о так называемой однократной (одноразовой) административной преюдиции, под которой в науке понимается привлечение лица к уголовной ответственности после наложения хотя бы одного административного взыскания, если этому уже предшествовало административное наказание за совершение аналогичного правонарушения. В УК РСФСР 1960 года присутствовало порядка пятнадцати составов преступлений, которые предусматривали ответственность за имущественные, хозяйственные, экологические, транспортные преступления и преступления против порядка управления.

Применение уголовной ответственности к лицам, совершившим административные правонарушения, доходило до абсурда[3]. В связи с чем у административной преюдиции сложилась «репрессивная репутация». Например, за неоднократный обман покупателя предусматривалась уголовная ответственность.

Одновременно стоит отметить, что такая ситуация в уголовном праве возникла ввиду низкой юридической техники, влекущей расплывчатость формулировок, неточность терминологии, пробелов в праве. Более того, направленность применяемой законодателем юридической техники напрямую зависит от поставленных им целей. В советский период целью законодателя было устрашение населения, в том числе посредством применения уголовной и административной ответственности.

Административная преюдиция является особой уголовно-правовой конструкцией. Еще УК РСФСР 1960 года[4] в ряде случаев связывал основание ответственности с предварительным привлечением к административной ответственности за это же или тождественное (однородное) деяние (ст. 133-1, 133-2, 152-2, ст. 156, 156-4, 156-5, 156-6, 162, 162-1, 162-4, 162-9, 162-10, 166, 166-1, 167-2, 175-1, 188-4, 197, 197-1, 198-1, 200-1, 208-1, 224-3, 225-1, 230-1 УК РСФСР). Всего 25 составов преступлений. При этом можно было выделить типичные черты норм с административной преюдицией. Во-первых, уголовная ответственность связывалась с предыдущим совершением «таких же нарушений», «одного из таких же нарушений», «таких же действий». Во-вторых, в ряде норм устанавливалась своего рода давность административной ответственности в 1 год, но в части случаев указаний на давность не было. Поэтому применялись общие сроки давности, установленные административным законодательством (КоАП РСФСР)[5].

Кроме того, как указывал исследователь административной преюдиции И.О. Грунтов, общим для всех видов преступлений с административной преюдицией было то, что «эти действия совершаются с прямым умыслом; не представляют большой общественной опасности; в большинстве случаев совершение таких действий нарушает специальные правила поведения; за совершение в первый раз таких правонарушений установлена административная ответственность»[6].

Как видим, учитывая характер общественной опасности этих преступлений, нормы с административной преюдицией способствовали усилению репрессивности уголовного законодательства, что явилось одним из условий отказа от таких уголовно-правовых конструкций.

Административное и уголовное право, являясь наказательными отраслями юриспруденции, имеют тесную и, как показывает время, подвижную связь. Достаточно лишь привести пример изменений в УК РФ[7] и КоАП РФ[8], связанных с исключением ст. 129 из УК РФ и включением соответствующих ст. 5.60 и 17.16 в КоАП РФ; а затем исключением этих же статей из КоАП РФ и введением ст. 128.1 УК РФ уже в новой интерпретации[9].

Думается, что такие события отражают общую неопределенность законодателя в квалификации правонарушений и преступлений по степени их общественной опасности. В этой связи представляется уместным скорбно-ироничное замечание В.В. Денисенко о том, что отнесение противоправных деяний к преступлениям либо административным правонарушениям осуществляется, не исходя из научно обоснованного и доказанного наличия или отсутствия в деянии общественной опасности, а исключительно по воле законодателя[10]. Вместе с тем уголовное право – это относительно статичная отрасль юриспруденции, потому как каждый гражданин обязан знать перечень уголовно наказуемых деяний и их последствия.

Связь уголовного и административного права проявляется не только в сходности административных деликтов и преступлений, а прежде всего в предназначении института публичной ответственности. Совершенно справедлива позиция ученых о том, что административное право наказаниями призвано предотвращать ущерб общественным отношениям, который может перерасти в уголовные деяния[11].

  1. Нормативные правовые акты
    • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в редакции от 19 декабря 2016 года) // Собрание законодательства РФ, 1996, № 25, ст. 2954.
    • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (в редакции от 28 декабря 2016 года) // Собрание законодательства РФ, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
    • Федеральный закон от 29 июля 2009 года № 216-ФЗ «О внесении изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2009, № 31, ст. 3922.
    • Федеральный закон от 21 июля 2011 года № 253-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции» // Собрание законодательства РФ, 2011, № 30 (ч. 1), ст. 4601.
    • Федеральный закон от 07 декабря 2011 года № 420-ФЗ (в редакции от 03 июля2016 года) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2011, № 50, ст. 7362.
    • Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о публичных мероприятиях» // Собрание законодательства РФ, 2014, № 30 (Часть I), ст. 4259.
    • Федеральный закон от 31 декабря 2014 года № 528-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ, 2015, № 1 (часть I), ст. 81.
    • Федеральный закон от 08 марта 2015 года № 45-ФЗ «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2015, № 10, ст. 1415.
    • Федеральный закон от 23 мая 2015 года № 129-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2015, № 21, ст. 2981.
    • Федеральный закон от 28 ноября 2015 года № 346-ФЗ «О внесении изменения в статью 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2015, № 48 (часть I), ст. 6712.
    • Федеральный закон от 30 декабря 2015 года № 441-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2016, № 1 (часть I), ст. 61.
    • Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» // Собрание законодательства РФ, 2016, № 27 (часть II), ст. 4256.
    • Указ Президента Российской Федерации от 09 июня 2010 года № 690 (в редакции от 07 декабря 2016 года) «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 2010, № 24, ст. 3015.
    • Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. // Парламентская газета, 2009, № 60.
    • Послание Президента Федеральному Собранию от 03 декабря 2015 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации: [сайт]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50864 (дата обращения: 10.02.2017)
    • Проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» (утвержден Постановлением Пленума ВС РФ от 31 июля 2015 года № 37). URL: http://vsrf.ru/Show_pdf.php?Id=10240
  2. Акты утратившие силу
    • Уголовный кодекс РСФСР (утвержден Верховным Советом РСФСР 27 октября 1960 года) (в редакции от 30 июля 1996 года) // Ведомости ВС РСФСР, 1960, № 40, ст. 591. Утратил силу с 1 января 1997 года.
    • Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (утвержден ВС РСФСР 20 июня 1984 года) (в редакции от 20 марта 2001 года) // Ведомости ВС РСФСР, 1984, № 27, ст. 909. Утратил силу с 1 июля 2002 года.
  3. Судебная практика
    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апрель 2007 года № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» // Бюллетень Верховного Суда РФ, 2007, № 7, июль.
    • Определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 13.03.2003 г. № 53-о03-1 // СПС Консультант Плюс.
    • Решение по делу 1-10/2016 // Справочно-правовая система по судебным решениям: [сайт]. URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-226-mirovogo-sudi-sergievo-posadskogo-sudebnogo-rajona-moskovskoj-oblasti-s/act-226400551/ (дата обращения: 10.02.2017).
    • Решение по делу 1-28/2016 // Справочно-правовая система по судебным решениям: [сайт]. URL: https://rospravosudie.com/court-serebryano-prudskij-rajonnyj-sud-moskovskaya-oblast-s/act-523590208/ (дата обращения: 10.02.2017).
  4. Научная литература
    • Административное право: учебник / под ред. Д.П. Звоненко, А.Ю. Малумова, Г.Ю. Малумова. – М.: Юстицинформ, 2007.
    • Акименко П.А., Осокин Р.Б. Проблемы разграничения уголовной и административной ответственности за противоправные деяния в сфере миграционных правоотношений // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право, 2016, № 1 (24).
    • Антонян А.М. Общая концепция предупреждения преступности // Человек: преступление и наказание. 2013. №3(82).
    • Бавсун М.В., Бавсун И.Г., Тихон И.А. Административная преюдиция и перспективы ее применения на современном этапе // Административное право и процесс, 2008, № 6.
    • Безверхов А.Г. Административная преюдициальность в уголовном законодательстве России: истоки, реалии, перспективы // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право», 2011, № 2 (10).
    • Безверхов А.Г. Возвращение административной преюдиции в уголовное законодательство России // Российская юстиция, 2012, № 1.
    • Бохан А.П. О необходимости криминализации уголовной ответственности за транспортные преступления, совершенные в состоянии опьянения // Криминалистика: актуальные вопросы теории и практики. Третий Всероссийский «круглый стол», 17-18 июня 2004 года: сборник материалов. Ростов н/Д, 2004.
    • Бохан А.П., Иванов В.Д. Управление транспортным средством в состоянии опьянения: уголовная или административная ответственность? // Юристъ-Правоведъ, 2013, № 5.
    • Бохан А.П., Райгородский В.В. Об уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения // Юристъ-Правоведъ, 2011, № 5.
    • Ваймер Е.В. Реабилитация административной преюдиции // Гражданское общество и правовое государство, 2015, Т. 2.
    • Гошаев И.М. Административная преюдиция в уголовном законодательстве: понятие и виды // Вестник Московского университета МВД России, 2016, № 7.
    • Грунтов И.О. Уголовно-правовые нормы с административной преюдицией: Автореферат дисс. … канд. юрид. наук. – Минск, 1985.
    • Гулько А.Л. История уголовной ответственности за хулиганство в России // Адвокатская практика, 2006, № 5.
    • Денисенко В.В. О новой модели разграничения административной и уголовной ответственности: непростые ответы на простые вопросы / В.В. Денисенко // Теория и практика административного права и процесса: материалы пятой Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч.; ч. I / отв. ред. В.В. Денисенко, А.Г. Эртель. – Майкоп: Полиграф-Юг, 2010.
    • Зыков Д.А. Возвращение административной преюдиции в УК РФ – исправление законотворческой ошибки // Юридическая техника, Вып. 9, 2015.
    • Изюмова Е.С. Административная преюдиция уголовной ответственности за незаконную организацию игорной деятельности // Административное и муниципальное право, 2014, № 4.
    • Климкин В.В. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения, и их квалификация: дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2004.
    • Козлов А.В. О допустимости административно-правовой преюдиции в уголовном законодательстве России // Вестник Дальневосточного юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2012, № 1(22).
    • Колосова В.И. Административная преюдиция как средство предупреждения преступлений и совершенствования уголовного законодательства. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 5 (1).
    • Кудрявцев В. Эффективность системы уголовной юстиции // Соц. законность, 1971, № 7.
    • Кудрявцев В.Н. Криминология и проблемы декриминализации / В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов // Журнал российского права, 2005, № 4.
    • Курс уголовного права. В 5 т. Учебник / под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова. Т. 3. Особенная часть. – М., 2002.
    • Макарейко Н.В. Актуальные проблемы правового регулирования административной ответственности // Юридический мир, 2011, № 7.
    • Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.
    • Мустафаев Ч.Ф. Административная преюдиция в советском уголовном праве: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 1986.
    • Наумов А. Проблемы декриминализации: причины и способы // СЮ, 1990, № 19.
    • Оноколов Ю.П. Роль административного права в предупреждении преступлений / Ю.П. Оноколов // Теория и практика административного права и процесса: материалы пятой Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. ; ч. I / отв. ред. В.В. Денисенко, А.Г. Эртель. – Майкоп: Полиграф-Юг, 2010.
    • Осокин Р.Б. К вопросу о содержании общественной нравственности по российскому законодательству // Актуальные проблемы уголовного права, криминологии, уголовного процесса и уголовно-исполнительного права: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2013.
    • Осокин Р.Б. О необходимости совершенствования норм об ответственности за жестокое обращение с животными // Российская юстиция, 2016, № 2.
    • Осокин Р.Б. Отграничение жестокого обращения с животными от преступлений и правонарушений, смежных с ним по составу // Вестник Московского университета МВД России, 2014, № 2.
    • Осокин Р.Б. Проблема квалификации уклонения от взыскания недоимки по налогам и (или) сборам // Современные проблемы борьбы с преступлениями в сфере экономики: сборник научных статей. – М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2010.
    • Осокин Р.Б. Теоретико-правовые основы уголовной ответственности за преступления против общественной нравственности: дис. ... д-ра юрид. наук. – М., 2014.
    • Осокин Р.Б. Уголовно-правовая охрана общественной нравственности: история и зарубежный опыт противодействия: монография. – Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2013.
    • Просочкин А.М. Административная преюдиция как новый этап борьбы с хищениями чужого имущества // Юристъ-Правоведъ, 2016, № 3 (76).
    • Пучков О.А. Теоретико-правовые основания юридической антропологии: автореф. дис. … д-ра юрид. наук / О.А. Пучков. – Екатеринбург, 2000.
    • Рыбак А.З. Административная преюдиция в уголовном праве // Современные проблемы социально-гуманитарных наук, 2015, № 2.
    • Сахаров А. Разграничение преступлений и иных правонарушений // Соц. законность, 1974, № 7.
    • Соктоев З.Б. Причинность и объективная сторона преступления: монография. – М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2015.
    • Хавронюк Н.И. Административная преюдиция и институт рецидива с точки зрения уголовного права европейских стран // https://www.zakon.kz/190761-administrativnaja-prejudicija-i.html
    • Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах / Цицерон. – М.: Наука, 1966.
    • Шергин А. П. Административная юрисдикция: избранные труды юбиляра: монография. – М., 2005.
    • Ямашева Е.В. К вопросу о восстановлении института административной преюдиции в уголовном законе России // Журнал российского права, 2009, № 10.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Административное право
2016 год 38 стр.
Курсовая Принципы деятельности полиции в РФ
Telesammit
Курсовая работа Административное право
2016 год 33 стр.
Курсовая Иммиграционный контроль
Telesammit
Курсовая работа Административное право
2016 год 30 стр.
Курсовая Административно-правовой статус сотрудника полиции
diplomstud
Курсовая работа Административное право
2015 год 35 стр.
Курсовая Контроль над соблюдением миграционного законодательства
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское