В России ежегодно около 10 миллионов человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей в ходе расследования и рассмотрения уголовных дел по особо тяжким преступлениям. Из них каждый пятый получает угрозы с целью изменения либо отказа от даваемых показаний. Значительное количество граждан, ставших жертвами или свидетелями преступлений, не обращаются в правоохранительные органы, опасаясь мести со стороны преступников либо не веря в эффективность государственной защиты.
Во всем мире развивается негативная динамика роста преступности и увеличение количества преступлений, связанных с организованной преступностью. Наряду с ростом преступности, преступный мир находит новые и более изощренные формы противодействия органам расследования.
Противоправные способы воздействия на результаты уголовного судопроизводства не ограничиваются, как раньше, только воздействием на должностных лиц (судей, прокуроров и следователей), а включают в себя применение насилия, подкуп, высказывание угроз в адрес участников уголовного судопроизводства, способствующих раскрытию преступления и наказанию преступников.
Как показывает опыт многих стран, декларация государства о своей готовности защитить участников уголовного судопроизводства не приводит к ощутимым результатам, если нет эффективного механизма реализации декларируемых намерений.
Международный опыт свидетельствует, что на современном этапе преступность всерьез угрожает национальной безопасности и открыто конкурирует с государственными институтами, призванными с ней бороться. Существующие законодательные, организационно-технические и административные меры, которые традиционно считались достаточными для обеспечения защиты граждан, ставших участниками уголовного судопроизводства, утрачивают свою действенность.
Российская Федерация, создавая необходимые предпосылки для становления и развития правового государства, формирует активную политику борьбы с преступностью, гарантируя при этом защиту безопасности личности в целом и участников уголовного судопроизводства в частности.
Известно, что эффективность расследования преступлений зависит от степени защищенности лиц, содействующих уголовному судопроизводству, и их близких от физической расправы со стороны, как самих преступников, так и их окружения. Чем выше степень такой защищенности, тем большую заинтересованность проявляют граждане при оказании содействия правоохранительным органам. Основной причиной широко распространенных случаев отказа свидетелей от показаний, изменения и дачи заведомо ложных показаний в пользу подозреваемых, обвиняемых и подсудимых является страх перед криминалитетом.
В целом, в мире наметилась тенденция принятия законодательных мер по защите участников уголовного судопроизводства. Особый акцент делается на разработку процессуальных гарантий безопасности указанных лиц. Задача процессуальных гарантий безопасности участников уголовного процесса заключается не только в том, чтобы защитить их от посткриминального воздействия, но и убедить их принять участие в уголовном процессе в той роли, которую им отводит сторона обвинения.
Это особенно актуально в современных условиях наработки практического опыта применения конкретных мер государственной защиты, установленных Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников судопроизводства».
Применительно к Российской Федерации эта идея нашла свое отражение в новом уголовно-процессуальном законодательстве и трех федеральных законах: ФЗ от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», ФЗ от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников судопроизводства» и ФЗ от 29 июня 2009 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской федерации», заложившие основы системы государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (далее - защищаемые лица).
В ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников судопроизводства» установлены принципы осуществления и виды государственной защиты, включающие меры безопасности и социальной поддержки, определены органы, обеспечивающие государственную защиту, и порядок применения мер. В этой связи первостепенное значение приобретают вопросы правовой регламентации и формирования эффективного механизма обеспечения государственной защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству.
Для успешного осуществления мер государственной защиты указанных в выше перечисленных законах, необходима консолидация деятельности многих федеральных органов власти, что не минуемо, приведет к увеличению бюрократических проволочек, а так же ставит под угрозу распространение информации о принимаемых мерах государственной защиты в отношении защищаемого лица, а так же его персональных данных, а данная информация приравнивается к государственной тайне.
Таким образом, данные обстоятельства вызывают необходимость глубокого теоретического осмысления, проблем формирования механизма защиты участников уголовного судопроизводства, оперативного изучения практики применения ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников судопроизводства» (далее - ФЗ № 119)[1], ее обобщения и анализа с целью дальнейшего усиления процессуального положения участников уголовного судопроизводства. Это и было предпринято автором в настоящей работе, где, на основе анализа принципов и стандартов международного права и правовых систем зарубежных стран, действующего российского уголовно-процессуального законодательства, судебно-следственной практики, делается попытка разработать целостное, системное представление об институте защиты участников уголовного судопроизводства и обосновать предложения по его правовой и практической реализации.
Объект и предмет исследования.
В качестве объекта исследования в рамках темы выступают общественные отношения, складывающиеся между участниками института государственной защиты участников уголовного процесса.
Предметом исследования являются нормы Конституции РФ, международного права, уголовно-процессуального законодательства РФ, решения Европейского Суда по правам человека, нормативно-правовые акты ряда зарубежных государств (США, Канады, и т.д.), правовые нормы, регламентирующие обеспечение мер безопасности в отношении лиц, содействующих уголовному судопроизводству, теоретические воззрения на разрабатываемую проблему.
Цель исследования заключается в формировании концепции правового регулирования, мер государственной защиты участников уголовного судопроизводства в свете ст. 2 Конституции РФ и ст. 6 УПК РФ обеспечивающих приоритет прав и защиты интересов личности.
Цель исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
- выявить сущность, современное состояние и тенденции развития института государственной защиты участников уголовного судопроизводства, в международных нормативных документах и законодательстве РФ.
- рассмотреть основные этапы становления законодательной базы и механизма защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству в зарубежных странах;
- проанализировать процессуальное положение лиц, подлежащих государственной защите для выработки предложений по его совершенствованию;
- исследовать основания и цели применения мер государственной защиты для правового регулирования их применения;
- определить перспективы совершенствования действующего законодательства, регламентирующего меры государственной защиты;
- сформулировать предложения по законодательному совершенствованию механизма государственной защиты участников уголовного судопроизводства.
Степень разработанности темы исследования.
Идея обеспечения государственной защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству, начала формироваться в российском законодательстве с начала 1990-х годов прошлого века. Вместе с тем данная проблематика является предметом пристального внимания научной общественности уже не один год и вызывает вполне объяснимый интерес, как со стороны теоретиков, так и практиков. В этой связи в юридической науке были осуществлены специальные исследования, в которых освещены различные стороны проблемы. Значительный вклад в разработку темы и обосновании ее теоретических положений внесли Б. Т. Акрамходжаев, И. А. Бобраков, Л. В. Брусницын, Л. В. Вавилова, О. А. Зайцев, В. Н. Григорьев, Е. Г. Григорьева, А. П. Гуляев, И. Ф. Демидов, А. Ю. Епихин, В. С. Зеленецкий, А. В. Земскова, Н. В. Курский, В. Е. Квашис, А. М. Ларин, С. Л. Марченко, Г. П. Минеева, Т. Н. Москалькова, И. Л. Петрухин, Т. Е. Сарсенбаев, А. К. Тихонов, В. Т. Томин, В. С. Шадрин, С. П. Щерба, А. А. Юнусов и др.
Проблема далеко не исчерпана. Принятие законодательства по защите участников уголовного судопроизводства, обусловливает объективную необходимость в дополнительных научных разработках в этом направлении, осмыслении с позиции научных и прикладных проблем современного состояния этой деятельности с целью выработки научно обоснованных предложений и рекомендаций законодательного и организационно-практического характера.
Методологическая основа исследования.
Методологической базой исследования являются такие методы научного познания как диалектический, исторический, логический, сравнительно-правовой, статистический, системно-структурный и др.
Эмпирическая база исследования образована отечественными и зарубежными статистическими данными в сфере борьбы с преступностью.
Научная новизна исследования определяется сформулированной авторской концепцией правового регулирования мер государственной защиты в отечественном уголовном судопроизводстве, высказана идея о возможности и целесообразности восприятия международного и зарубежного опыта.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Исследование правового регулирования мер государственной защиты является основой для выработки единого методического подхода к определению их правовой природы, для выявления необходимых и эффективных средств процесса защиты участников уголовного судопроизводства, для установления круга процессуальных участников, к которым применяемы меры и надлежащей процедуры их реализации.
Практическое значение научного исследования заключается в предоставлении органам предварительного расследования и суду определенных научно разработанных предложений и рекомендаций по применению правовых мер государственной защиты. Благодаря полученным результатам обеспечивается более эффективное выполнение уголовным судопроизводством своего назначения.
Глава I. Правовая основа института государственной защиты свидетеля и потерпевшего
- Понятие, содержание и значение института государственной защиты свидетеля и потерпевшего
Социальные преобразования, происходящие в Российской Федерации на современном этапе, реорганизация важнейших институтов государства (в частности, связанная с укреплением судебной системы) ставят перед законодателем и обществом задачу по защите лиц, участвующих в судопроизводстве в качестве свидетелей, поскольку они являются основными носителями информации, необходимой для установления истины по уголовному делу.
В Уголовном кодексе РФ содержится ряд норм, обеспечивающих защиту этих участников судопроизводства (ст.ст. 302, 309, 31 1, п. «б» ч. 2 ст. 105, п. «а» ч. 2 ст. 111, п. «б» ч. 2 ст. 112, п. «б» ч. 2 ст. 117 (в части посягательств на свидетеля) УК РФ), однако данные официальной статистики свидетельствуют о крайне незначительном количестве регистрируемых преступлений данной категории. Так, с 2000 по 2010 г. было выявлено 84 преступления, предусмотренных ст. 302 УК РФ, 3817 преступлений, предусмотренных ст. 309 УК РФ, и одно деяние (в 2006 г.), предусмотренное ст. 311 УК РФ. Количество же совершенных преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 2 ст. 105, п. «а» ч. 2 ст. 111, п. «б» ч. 2 ст. 112, п. «б» ч. 2 ст. 117 УК РФ[2], обеспечивающих наряду с вышеназванными нормами защиту свидетелей, выявить невозможно в силу особенностей ведения уголовной статистики, которая в итоге не отражает объективно всю совокупность посягательств, совершаемых в отношении свидетелей как участников правосудия.
Большая часть преступлений, совершаемых в отношении свидетелей, остается вне сферы уголовно-правового регулирования, при этом виновные не несут заслуженного наказания.
С момента начала в Российской Федерации социально-экономических преобразований, отмечается рост преступности. Прежде всего, это касается преступлений, совершенных организованными группами.
Так, по официальным данным ГИАЦ МВД России, за 2010 год участниками организованных групп было совершено 34814 преступлений, в 2011 году - 36601, из них выявлено лиц, совершивших преступления, соответственно - 11543 и 10591[3].
Потерпевшие, свидетели и другие участники уголовного судопроизводства все чаще испытывают на себе давление со стороны членов организованных групп и преступных сообществ, заинтересованных в противодействии правосудию. Вследствие этого, опасаясь противоправного воздействия (физического или психологического) в отношении них и их близких, они вынуждены уклоняться от выполнения обязанностей, возложенных уголовно-процессуальным законодательством. Как результат - создаются непреодолимые трудности в собирании и исследовании доказательств, уголовные дела утрачивают перспективу и прекращаются, а преступники, избежав наказания, продолжают преступную деятельность. В этих условиях увеличивается вероятность совершения латентных преступлений, когда по различным причинам многие потерпевшие и свидетели не обращаются в правоохранительные органы с соответствующими заявлениями, сообщениями о совершенных преступлениях.
Причиной складывающейся ситуации во многом является утраченное доверие граждан к существующей правоохранительной системе, сомнения в ее способности найти и привлечь преступника к ответственности, обеспечить необходимую защиту жертвам и свидетелям преступлений. В связи с тем, что эффективность производства по уголовным делам в значительной мере зависит от создания качественной государственной системы защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса, многие государства разработали и внедрили действенные системы институтов и механизмов, гарантирующих государственную защиту рассматриваемой категории лиц.
Так в странах Западной Европы и Северной Америки системы защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса действуют несколько десятилетий, их основополагающие принципы разработаны давно, успешно реализуются и составили основу международных норм в области защиты. В тоже время в России институт защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства пока еще находится в стадии становления.
Институт государственной защиты участников уголовного судопроизводства регулируя однородные отношения, является межотраслевым институтом. Правовая база данного института формируется нормами не только уголовно-процессуального права, но и нормами разных отраслей российского права и федеральных законов РФ[4].
Для уяснения сущности исследуемого правового института необходимо рассмотреть и вопрос о правовых принципах. Государственная защита осуществляется в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, взаимной ответственности органов, обеспечивающих государственную защиту, и защищаемых лиц (ч. 1 ст.4 Закона № 119-ФЗ).
Законность применительно к защите участников уголовного судопроизводств означает требование осуществления государственной защиты в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Закона № 119-ФЗ, Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15 июля 1995 года № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», других федеральных законов, иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации (ст. 5).