Введение
- Теоретические основы управления в системе таможенных органов
1.1 Сущность и функции управления в таможенных органах
1.2 Автоматизация управленческой деятельности в таможенной службе
Глава 2. Анализ организации управления в информационно-аналитическом отделе нижегородской таможни
2.1. Объективные законы организации, действующие в Нижегородской таможне
2.2 Практика и проблемы деятельности информационно-аналитического отдела Нижегородской таможни
Глава 3. Совершенствование управления в таможенной службе
3.1. Оптимизация процедур, регулирующих таможенную деятельность
3.2 Пути совершенствования информационного-аналитического обеспечения Нижегородской таможни
Заключение
Список использованных источников
Российская таможенная служба играет важную роль в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенного регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу. Для таможенных органов существует две основные задачи – обеспечить надлежащий уровень содействия для международного торгового сообщества, и обеспечить соблюдение регулятивных требований.
В государственных доходах российским таможенным платежам (налогам и сборам) принадлежит важнейшее место. Непосредственный контроль за соблюдением таможенного законодательства возложен на Федеральную таможенную службу, которая осуществляет мероприятия по борьбе с правонарушениями во внешнеэкономической деятельности.
Современный этап развития таможенных органов характеризуется всесторонним укреплением их полномочий и возрастанием ответственности Федеральной таможенной службы России перед Правительством и Президентом России как органа, выполняющего в государстве важнейшие экономические и правоохранительные функции. Требования к повышению эффективности работы таможенного ведомства обязывают принимать исчерпывающие меры, в том числе в области совершенствования информационных систем, обеспечивающих эффективность таможенных технологий и борьбы с правонарушениями и преступлениями в сфере таможенного дела.
В современных условиях глобальной информатизации и компьютеризации общества в целом и таможенных органов в том числе, актуально применение информационных технологий. Необходимо отметить, что информатизация - высокодинамичный процесс, происходящий на стыке областей разных знаний, терминология которых в силу объективных причин еще окончательно не устоялась и может по разному использоваться.
В таможенной службе России назрела необходимость решительной смены приоритетов в части, касающейся её информационно-аналитического обеспечения: настало время перейти от экстенсивного накопления и потребления потоков необработанных документированных данных к новым информационно-аналитическим технологиям, созданию центров их внедрения и использования. В области правоохранительной деятельности таможенных органов это достижимо при создании условий для эффективного информационного сотрудничества прежде всего оперативно-розыскных и оперативно-аналитических подразделений таможенных органов.
Целью данной работы является выявление путей совершенствования управления на примере информационно-аналитического отдела Нижегородской таможни.
1. Теоретические основы управления в системе таможенных органов
1.1 Сущность и функции управления в таможенных органах
Современное таможенное дело - это сложная динамическая система, управление которой можно определить как непрерывный целенаправленный социально-экономический и организационно-технический процесс, осуществляемый с помощью различных методов. Как совокупность способов гармонизации всего процесса таможенной деятельности они являются взаимосвязанной системой, правильное сочетание элементов которой определяет эффективность внешнеэкономической деятельности РФ.
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему и включают федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.
В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются для обеспечения деятельности таможенных органов.
Важным компонентом управления является сам процесс управления. Процесс управления - это деятельность органов и аппаратов управления, направленная на достижение целей таможенных органов путем реализации определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления.
Процесс управления отличается специфическим содержанием, в котором выделяются: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный аспекты.
Методологический аспект состоит в том, что процесс управления реализуется по этапам в определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, принятие управленческого решения.
Цель - это представление руководителя о том, какой должна быть управляемая система, то есть это желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы.
Управленческая ситуация - это совокупность всех условий (внутренних и внешних, объективных и субъективных) в конкретной сфере управления, сложившихся в определенное время и требующих соответствующих действий руководителя.
Проблема - это основное противоречие между ситуацией и целью. Разрешение основного противоречия, как правило, ведет за собой разрешение всех остальных противоречий. Формулировка проблемы определяет выработку решения.
Принятие управленческого решения - это поиск путей разрешения проблемы, а также организационная работа, связанная с практической реализацией найденного пути.
Функциональный аспект - это реализация общих функций управления
в определенной последовательности.
Экономический аспект определяется деятельностью управляющей системы, связанной с установлением потребности в ресурсах управляемой системы и оценкой их использования.
Организационный аспект заключается в использовании организационно-распорядительных методов воздействия на управляемую систему в последовательности: регламентирование, нормирование, инструктирование и ответственность.
Социальный аспект определяется участием человека во всех этапах процесса управления, независимо от той или иной степени автоматизации управления, и выражается как последовательность человеческих и человекомашинных операций.
Информационный аспект состоит в определенной последовательности операций по преобразованию информации в процессе управления (добывание, поиск, сбор, сортировка, первичная обработка и передача информации).
Все множество операций, присущих процессу управления, можно сгруппировать следующим образом: операции целеполагания; операции информационной работы; операции аналитической работы и проектирования вариантов решения; операции выбора варианта действия; операции организационно-практической работы. Распределение операций по этапам управления и названным группам приведено в приложении 2.
Таможенная деятельность находится на стыке внутренней и внешней политики страны и напрямую связана с выполнением ее важнейших социально-экономических и внешнеэкономических программ и планов. Главной целью управления в системе таможенных органов, то есть целью стратегического управления, является обеспечение государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Достижение этой цели управления реализуется решением соответствующих комплексов задач.
В зависимости от той роли, которую играет цель в процессе
управления, выделяют несколько типов управления. В таможенных органах наиболее часто применяются «ситуационное управление», «программное управление» и «целевое управление».
Ситуационное управление имеет место на всех уровнях иерархии управления в таможенных органах, так как строится главным образом по складывающимся ситуациям. В этом типе управления цели не придается большого значения.
Программное управление основано на тщательной разработке заданной программы с расчленением ее по уровням системы с указанием последовательности ее выполнения.
Этот тип управления наряду с вышеуказанным является часто применяемым в управленческой деятельности таможенных органов.
Наиболее рельефно этот тип управления просматривается в решении фискально-контрольных задач по формированию доходной части федерального бюджета, в развитии региональных таможенных управлений, создании и оборудовании сети автомобильных пунктов пропуска через таможенную границу и других.
В целевом управлении цель играет основополагающую роль и определяет характер и ход управленческой деятельности.
Содержанием целевого управления является его исключительно высокая аналитичность при определении проблемы управления; предельно строгое и четкое формирование цели управления; структуризация проблемы управления, построение «дерева целей»; строгое согласование «дерева целей» с «деревом задач», достаточно высокая корреляция между «деревом целей», «деревом задач» и организационной структурой управления; каждое звено организационной структуры системы управления должно объединяться с другими звеньями более высокого порядка.
В целевом управлении большую роль играет прогнозирование.
В практике управления его типы нередко применяются в сочетании. Наиболее эффективным сочетанием является сочетание программного и целевого типов управления, которое получило название программно-целевого. Этот тип управления в настоящее время для таможенных органов имеет исключительно важное значение.
Из двух рассматриваемых компонентов управления - структуры и процесса - более динамичным является процесс управления, поэтому развитие процесса управления влечет за собой и развитие структуры управления. Изменения в структуре должны осуществляться тогда, когда в существующую структуру процесс управления уже не вкладывается, когда структура создает существенные помехи, становиться тормозом развития управления, а, следовательно, и всей системы управления в целом.