Введение
- Теоретико-методологические аспекты борьбы организаций за выживание в условиях рыночной экономики
1.1. Сущность и структура конкурентной борьбы организаций в условиях рыночной экономики
1.2. Классификация и разработка стратегий конкурентной борьбы
- Анализ и оценка борьбы за выживание ООО «Ригла – Сургут» в условиях рыночной экономики
2.1. Общая характеристика ООО «Ригла-Сургут»
2.2. Анализ финансового состояния ООО «Ригла-Сургут
2.3. Комплексный конкурентный анализ ООО «Ригла – Сургут»
- Практические рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Ригла-Сургут» и оценка их эффективности
3.1. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности аптеки «Ригла-Сургут»
3.2. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность исследования борьбы организаций за выживание в условиях рыночной экономики как важной и методологически продуктивной категории современной экономической науки обусловлена следующими причинами. Во-первых, на нынешнем этапе развития рыночных отношений в России, когда усиливается роль потребителей, возрастает риск и неопределенность условий функционирования предприятий, увеличивается степень зависимости от маркетинговой среды, усиливается конкурентная борьба за рынки сбыта товаров, особую актуальность приобретает проблема обеспечения конкурентоспособности предприятий. Во-вторых, для того, чтобы сегодня успешно действовать на рынке, организациям мало обладать материально-финансовыми ресурсами.
Оценить конкурентное преимущество одной фирмы над какой – либо другой можно только тогда, когда обе фирмы удовлетворяют аналогичные потребности потребителей, относящиеся к идентичным рыночным сегментам. При всем этом фирмы должны находиться примерно в одной и той же фазе жизненного цикла. В случае, если заданные условия не соблюдены, сравнение будет являться некорректным. Управление конкурентоспособностью подразумевает совокупность мероприятий по постоянному совершенствованию товара, систематическому поиску новых каналов сбыта, новых рыночных сегментов, повышению качества сервиса и рекламы.
Так или иначе, конкурентная маркетинговая стратегия направлена на достижение устойчивой и выгодной позиции, которая позволит компании противостоять напору сил, определяющих конкурентную борьбу в отрасли. В основе ее разработки и выбора лежит определение конкурентных преимуществ бизнеса. Конкурентные преимущества помогают фирме стать узнаваемой на рынке и защищают ее от воздействия конкурентных сил. Они не всегда могут быть очевидны, но обязательно должны находить реальное воплощение в продукции фирме, цене, качестве обслуживание, а также иных показателях деятельности фирмы, а также восприниматься потребителем.
Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты борьбы организаций за выживание в условиях рыночной экономики.
В соответствие с заданной целью необходимо решить ряд задач:
- Рассмотреть теоретические и методологические аспекты борьбы организаций за выживание в условиях рыночной экономики;
- Провести анализ и оценить борьбу за выживание ООО «Ригла – Сургут» в условиях рыночной экономики;
- Разработать практические рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Ригла-Сургут» и оценить их эффективность
Объект исследования – ООО «Ригла-Сургут».
Предмет исследования – борьба организаций за выживание в условиях рыночной экономики.
Степень изученности проблемы. Проблемы оценки, анализа и повышения конкурентоспособности продукции предприятий является предметом научного интереса отечественных авторов, среди которых Г. Азов, А. Гудзинский, Ю. Иванов, А. Юданов, Н. Язновская и другие. В своих трудах они также изучают вопросы деятельности предприятия в условиях конкуренции, приводят основные факторы конкурентоспособности продукции предприятий.
Методы исследования: обработка, анализ научных источников; анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.
Практическая значимость работы связана с возможностью применения мероприятий, предложенных в третьем разделе, в деятельности рассмотренной в работе аптечной сети.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1. Теоретико-методологические аспекты борьбы организаций за выживание в условиях рыночной экономики
1.1. Сущность и структура конкурентной борьбы организаций в условиях рыночной экономики
Понятие рынка существует уже очень давно, рынок образовался в далекие времена, первопричиной его стал обмен товаром между людьми. На сегодняшний день рынок представляет собой большой механизм экономического характера. Без рынка и его структуры невозможно ведение хозяйственной деятельности стран. Рынок – это скопление мелких предпринимателей с целью продажи товара потребителям.
Рыночные отношения актуальны и на сегодняшний день, так как по мнению большинства потребителей, более дешевые товары и приемлемого качества можно купить именно на открытых или крытых площадках специализированного направления (рынке).
Под рыночной структурой понимают целую систему признаков и особенностей, которые характеризуют организацию работы определенного отраслевого рынка[4].
Рыночные структуры отличаются между собой, прежде всего, отраслями функционирования на рынке, а также потребителями внутри структуры, количеством фирм, которые работают и реализовывают свою продукцию внутри структуры, наличием конкурентом и их количеством, условиями для входа в отрасль (рыночную структуру), видами производимой продукции и т.д.
По праву, самой главной характеристикой рыночной структуры является наличие и качество конкурентной среды. На сегодняшний день конкуренция главное условие функционирования рынка, с каждым годом конкуренция возрастает, что приводит к поиску новых возможностей для фирмы. Ввиду этого компании ищут новые рыночные структуры с наименьшей степенью конкуренции, чтобы бала возможность влиять на рынок и его устройство[7].
На сегодняшний день все рыночные структуры неразрывно связаны с понятием «конкуренция», так как работают на конкурентном рынке.
Рыночная конкуренция – это способы достижения целей фирмы на рынке, по средствам борьбы за достижения и возможности.
Выделяют несколько типов конкуренции в рыночных структурах:
1) Конкуренция между фирмами – это самый сложный часто встречающийся тип конкуренции на рынке. Межфирменная конкуренция происходит всегда и будет происходить еще долгое время. Конкуренция происходит по следующим направлениям: ценовая политика, ассортимент товара и услуг, потребительские свойства товара и их улучшение, упаковка товара, политика качества и т.д. Все это необходимо для того чтобы завоевать внимание потребителей и расположение, с целью увеличения продаж и дохода компании;
2) Видовая конкуренция в рыночных структурах. Данный тип конкуренции, призван максимально повысить спрос на товар, за счет улучшения потребительской привлекательности предлагаемого товара на рынке;
3) Рыночная структура с функциональной конкуренцией. Данный тип конкуренции сводится к тому, что одну и туже потребность клиента можно удовлетворить, прибегнув к разным товарам на рынке[3].
На сегодняшний день экономисты отмечают целый ряд преимуществ, которые создает конкуренция в рыночных структурах.
Рыночные структуры позволяют быстро находить подходы к постоянно меняющимся условиям внутри рынка. Современный рынок постоянно находится в стадии новшеств и инноваций, рыночные структуры – это одни из первых элементов экономики, которые способны адекватно и эффективно реагировать на эти изменения.