Курсовая работа|Экономика предприятия

Качество и конкурентоспособность продукции предприятия

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 28

Введение

1 Теоретические основы анализа качества и конкурентоспособности продукции

   1.1 Цель, задачи, этапы и информационное обеспечение анализа качества и конкурентоспособности продукции

1.2 Анализ качества продукции

1.3 Анализ конкурентоспособности

2 Развитие систем управления качеством

2.1 Опыт управления качеством

2.2 Современные проблемы управления качеством

2.3 Политика предприятия в области качества

Заключение

Список использованной литературы

В условиях перехода к рыночной экономике повышение конкурентоспособности товаров является важнейшей маркетинговой задачей предприятий, так как в этой комплексной категории сочетаются и фокусируются основные производственные, коммерческие, социально-экономические и финансовые результаты деятельности, качество коллективного труда. Под конкурентоспособностью понимается комплексная много аспектная характеристика товара, определяющая его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение, что обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке.

Таким образом, конкурентоспособность товаров в маркетинге представляет собой сложную категорию, состоящую из ряда элементов, важнейшим из которых является их качество, которое представлено совокупностью свойств и характеристик продукции (или услуги), обеспечивающей удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей. Основным законом бизнеса в отношении качества является утверждение о том, что если потребитель считает, что данный товар плохого качества, значит, он действительно плохого качества, даже если соответствует чертежам и спецификациям и это подтверждается инспекцией. Следуя этому написанному закону, фирмы зарубежных стран стараются обеспечить уровень качества товаров в соответствии с интересами потребителя

Актуальность темы обосновываются тем, что любое предприятие имеет конечную цель - достижение наибольших положительных результатов на рынке, занять более выгодные позиции и получить максимальную прибыль , этого добиваются за счет конкурентоспособности выпускаемого товара, которая основывается на качестве товара.

Целью курсовой работы является изучение качества и конкурентоспособности продукции.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-раскрыть общую характеристику качества и конкурентоспособность продукции

-раскрыть развитие систем управления.

В работе были использованы следующие авторы:

1)Экономика предприятия - Горфинкель В.Я., Швандар В.А;

2)Экономика предприятия - Сафронов Н. А.;

3) Теория и практика менеджмента -Кричевский М. Л., Минько Э. В.;

4) Управление качеством. - Мишин В.М. и др.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух основных глав подразделяющие на параграфы, заключения, списка использованной литературы.

 

1 Теоретические основы анализа качества и конкурентоспособности продукции

1.1 Цель, задачи, этапы и информационное обеспечение анализа качества и конкурентоспособности продукции

Качество продукции – это зеркало работы предприятия и в этом зеркале объективно отражается уровень применяемой техники, технологии и управления.

Качество продукции – важнейшая экономическая категория и тесно связана с различными другими экономическими показателями, такими как себестоимость, прибыль, рентабельность и другие [1].

Цель анализа качества продукции:

- оценить технический уровень продукции;

- выявить отклонения технического уровня отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

- проанализировать структуру выпуска по параметрам, характеризующим качество изготовления и поставки продукции;

- выявить факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;

- обосновать возможности повышения качества.

Цель анализа конкурентоспособности продукции:

- Изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков ее сбыта и обоснование плана производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента;

- Анализ факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию, и оценка степени риска невостребованной продукции;

- Оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов повышения ее уровня;

- Оценка эффективности производства и сбыта продукции [2].

Задачи анализа конкурентоспособности продукции:

- оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции;

- изучение факторов, воздействующих на уровень конкурентоспособности;

- разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции.

Задачи анализа качества продукции.

- изучение динамики перечисленных показателей;

- выполнение плана по их уровню;

- причины их изменения и оценка выполнения плана по уровню качества продукции;

- определение влияния качества на стоимостные показатели работы предприятия.

Этапы анализа качества:

Сначала определяется удельный вес продукции со знаком качества, а потом определяется продукция по категориям:

Продукция 1-ой категории, продукция определенных полезных качеств, но ниже мировых стандартов;

Продукция 2-ой категории, используемая в промышленности, но не соответствующая мировым стандартам.

Продукция, оцениваемая по 2-ой категории, подлежит снятию с производства;

Там, где продукция не оценивается по категориям качества, используется показатель сортности.

Сортность - тоже характеризует качество, но для определенных отраслей.

При определении сортности используют ГОСТы и ОСТы и определяют коэффициенты сортности, подтверждая уровень качества.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются следующие показатели:

- доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства;

- средний коэффициент сортности;

- средневзвешенная цена в сопоставимых условиях.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:

а) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;

б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта.

Этапы анализа конкурентоспособности продукции:

- необходимо определить положение данного товара в ряду аналогичных, для этого достаточно провести их прямое сравнение по важнейшим параметрам;

- если целью исследования является оценка перспектив сбыта товара на конкретном рынке, то в анализе должна использоваться информация, включающая сведения об изделиях, которые выйдут на рынок в перспективе, а также сведения об изменении действующих в стране стандартов и законодательства, динамики потребительского спроса [3].

Независимо от целей исследования, основой оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий, которое должно проводиться постоянно, как до начала разработки новой продукции, так и в ходе ее реализации. Задача стоит в выделении той группы факторов, которые влияют на формирование спроса в определенном секторе рынка:

- рассматриваются изменения в требованиях постоянных заказчиков продукции;

- анализируются направления развития аналогичных разработок;

- рассматриваются сферы возможного использования продукции;

- анализируется круг постоянных покупателей.

Информационное обеспечение анализа качества и конкурентоспособности продукции:

Для проведения анализа качества и конкурентоспособности продукции используются следующие источники информационного обеспечения: международные стандарты (ИСО); государственные и межгосударственные стандарты (ГОСТы); отраслевые стандарты (ОСТ) и стандарты научно-технических обществ (СТО); стандарты предприятий (СТП) и технические условия (ТУ); сертификаты сооответствия; технические требования;

прайс-листы; опросники (по вопросам предпочтения продукции); анкетирование.

Повышение качества продукции надо рассматривать в различных аспектах, в том числе на макро и микро уровнях.

Повышение качества продукции позволяет:

- увеличить повышение качества товаров и услуг;

- улучшить структуру экспорта;

- осуществить на практике НТП и др.

Таким образом, высокий уровень качества продукции для государства: ускорение НТП, увеличение экспорта, могущество, процветание, новые рынки сбыта.

Следовательно, государственная политика должна быть направлена на повышение качества продукции. А для предприятий в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень многое. Прежде всего формирование имиджа предприятия .

Имидж высокого уровня – это уверенность и популярность, устойчивое положительное отношение покупателей к фирме, ее товарам, услугам, атрибутам фирменному стилю, товарному знаку, рекламе.

В настоящее время мы видим большое количество зарубежных фирм – производителей, которые успешно держат лидирующие места на мировом и российском рынках в разных отраслях деятельности.

Таким образом, решение проблемы качества продукции на предприятии – это высокий его имидж у покупателей, это выход так же на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли устойчивого качества продукции.

На каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.

К внутренним относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические.

Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.

Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально – экономические факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции [4].

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно отнести: требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию и т.д.

Все эти факторы связаны между собой и влияют на качество продукции.

Качество продукции как важнейший фактор повышения конкурентоспособности товара.

Конкурентоспособность товара - это совокупность характеристик продукта и сопутствующих его продаже и потреблению услуг, отличающих его от продуктов- аналогов по степени удовлетворения потребностей потребителя, по уровню затрат на его приобретение и эксплуатацию. Это способность товара соответствовать ожиданиям потребителей, способность товара быть проданным. Качество товара является основной составляющей его конкурентоспособности. При определении качества продукта следует пытаться выделить наиболее предпочтительные свойства товара для потребителя. Следует иметь в виду, что придать все желаемые качества товару практически невозможно, да и не имеет смысла с точки зрения требований конкретных сегментов рынка, а также с точки зрения обеспечения эффективности предпринимательской деятельности фирмы в целом.  Качество включает в себя множество компонентов. Прежде всего к ним относятся технико-экономические показатели качества продукции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики. Показатели назначения продукции, надежности и долговечности, трудоемкости, материалоемкости, наукоемкости - определяющие в этом ряду. В последние годы все большее значение приобретают и такие свойства и характеристики продукции, как экологические, эргономические, эстетические. Экологические показатели характеризуют соответствие товара требованиям защиты окружающей среды и основываются на рациональном и бережном природопользовании. Эргономические связаны с учетом свойств и особенностей человеческого организма и призваны соблюдать гигиенические (освещенность, токсичность, шум, вибрация, запыленность и др.), антропометрические (соответствие формы и конструкции изделия размерам и конфигурации человеческого тела), физиологические, психологические и другие требования. Эстетические показатели определяют внешнюю форму и вид продукции, ее дизайн, привлекательность, выразительность, эмоциональность воздействия на потребителя и т.д. При определении уровня качества товара следует учитывать нормативные составляющие: соответствие продукции обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке в странах-партнерах, куда предполагается се поставлять. Это особенно важно в связи с тем, что уже сам по себе факт несоответствия выпускаемого изделия принятым на конкретном рынке стандартам качества снимает вопрос о возможности поставки и сводит на нет всю остальную работу по повышению уровня качества изделия. Таким образом, при планировании выхода на новый рынок в первую очередь следует получить информацию по утвержденным в законодательном порядке или принятым в торговой практике стандартам качества и учесть их в работе по совершенствованию продукта. Особенному ужесточению подлежат в настоящее время в большинстве стран стандарты качества, обеспечивающие экологическую чистоту, высокую степень унификации продукции, меры безопасности и защиты здоровья человека. Важным критерием определения качества изделия и соответственно его конкурентоспособности является обеспечение патентной чистоты и патентной защиты товара. Патентная чистота обеспечивается, если оригинальные технические решения, использованные при производстве данного товара, осуществлены только разработчиками предприятия-изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующей лицензии и не подпадают под действие патентов в конкретных странах. При наличии лицензионного соглашения, позволяющего производить продукцию по данной технологии, предприятие-изготовитель может ее производить для продажи, как правило, только на своем внутреннем рынке, если в соглашении не было специально оговорено право поставки товара на экспорт. Если в какой-либо стране данный товар запатентован не нашей фирмой, мы не можем его там продавать, в противном случае предприятие будет подвергнуто суровому штрафу. Отсутствие патентной чистоты делает продукцию неконкурентоспособной на соответствующем рынке и служит серьезным препятствием к развитию экспортной деятельности [5].

  1. Алексунин В.  А. Международны й маркетин г. Учебно е пособи е.– М.: 200 
  2. Акулич И.  Л. Маркетин г: Учебни к. – М н.: Вышэйша я школ а, 200  – 44 7 с.
  3. Базылев Н.  И., Базылев а М.  Н. Основ ы бизнес а: Уче б. пособи е. – М н.: Мисант а, 200  – 25 3 с.
  4. Белявский И.  К. Маркетингово е исследовани е: информаци я, анали з, прогно з. М.: «Финанс ы и статистик а», 200 
  5. Басовский Л. Е. Маркетин г. М., Инфр а—М, 200 
  6. Бизнес - пла н ОО О СР П «Термоко н» н а 201 0 г.
  7. Глухов А. Оценк а конкурентоспособност и товар а и способ ы е е обеспечени я// Маркетин г. – 200 
  8. Гончаров В.  И. Менеджмен т предприяти я. В 2 ч. Ч.   – М н.: МИ У, 200 9. – 25 6 с.
  9. Емельянов В., Гусев а О., Достанк о П. О т конкурентоспособност и каждог о издели я – к успех у предприяти я.// Финанс ы. Уче т. Ауди т. Октябр ь, 200  - с.
  10. Ермак Д. Конкурентоспособност ь превыш е всег о.// НЭ Г, № 2 8, 1 5 апрел я 200 8 г.
  11. Котлер Ф. Маркетин г – менеджмен т. – С-  П. : ПИТЕ Р, 200 
  12. Мазур И. И. Управлени е качество м: Уче б. пособи е – М.: Омег а-Л, 200 
  13. Новицкий Н. И., Олексю к В. Н. Управлени е качество м продукци и: Уче б. пособи е. – М н.: Ново е знани е, 200  – 23 8 с.
  14. Организация производств а. Учебн о-практическо е пособи е/ М.  Ю. Пасю к, Т.  Н. Долинин а, А.  А. Шабун я. – М н.: ОО О ФУАинфор м, 200  – 7 6 с.
  15. Орлов А.  В. и д р. Товар ы и услуг и: проблем ы управлени я. – М.: Экономик а, 200  – 31 5 с.
  16. Раицкий К.  А. Экономик а предприяти я: Учебни к дл я ВУЗо в. – 3- е из д., перера б. и до п. – М.: «Дашко в и  К», 200  – 101 2 с.
  17. Романовский В.  М. и д р. Финанс ы предприяти й – СП б.: Издательски й до м «Бизне с-пресс а», 200  – 52 8 с.
  18. Русак Н.  А. Финансовы й анали з субъект а хозяйствовани я: Справочно е пособи е. – М н.: Вышейша я школ а, 200  – 30 9 с.
  19. Савицкая Т. Г. Анали з хозяйственно й деятельност и предприяти я: – Минс к: ОО О «Ново е знани е», 200 
  20. Стражева Н. С., Страже в А. В. Бухгалтерски й уче т: Методическо й пособи е. –М н.: Из д. В. М.Скаку н; 200 
  21. Экономика предприяти я/ В. Я. Хрипа ч, Г. З.Суш а, Г. К. Оноприенк о; По д ре д. – М н.: Экономпрес с. 200 

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Экономика предприятия
2016 год 33 стр.
Курсовая по анализу себестоимости промышленной продукции
Telesammit
Курсовая работа Экономика предприятия
2015 год 43 стр.
Курсовая Формирование трудовых ресурсов предприятия
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское