ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ХОРЕОГРАФОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВ
3. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РАБОТЫ НАД ВОПЛОЩЕНИЕМ ОБРАЗА В СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основным критерием творчества является не само качество результата, а характеристики творческого процесса или совокупность способностей к творчеству, активизирующие творческий потенциал, способствующие успешному развитию творческих способностей. Несмотря на данную особенность, способность к творческой деятельности дается каждому человеку от рождения, и только целенаправленное обучение и создание педагогических условий, позволяющих ее осуществлять, дают возможность обеспечить высокий уровень развития творческих способностей.
Сегодня существует множество форм и методик формирования и развития творческих способностей, связанных с различными подходами: как традиционными, так и инновационными. Но для детей в условиях хореографического коллектива, где число участников в группе постоянно варьируется и педагог не всегда может уделить внимание каждому, требуются особые условия, раскрывающие индивидуальные творческие возможности каждого участника.
Кроме того, специфика обучения хореографии связана с регулярной физической нагрузкой, но сама по себе физическая нагрузка не интересна для ребенка и не несет воспитательного назначения. Поэтому физическая активность непременно должна быть сопряжена с творческим процессом, умственным трудом и эмоциональным выражением. Поскольку основная цель преподавателя – воспитание в детях стремления к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
Проблема создания хореографического образа в танцевальном искусстве является актуальной и в современном мире. Ее актуальность обусловлена специфичностью хореографической образности, состоящей в использовании системы выразительных средств, своеобразно преломляющихся в разнообразных танцевальных направлениях сегодняшнего времени. Это и своеобразие современного пластического языка, особенность музыкального оформления, оригинальными формами художественного произведения и т.п. Однако все эти компоненты, лишенные смысла, чувств и характера, лишенные определенной идеи, сводятся к голой технике, к бессмысленной комбинации движений. Посредством хореографического образа танцевальная техника одухотворяется, становится выразительным средством, способствуя раскрытию содержания.
Цель работы – изучить приемы воплощения образа в современной хореографии.
Объект исследования – хореографический образ.
Предмет исследования – приемы воплощения образа в современной хореографии.
Задачи:
1. Определить сущность понятий хореографический и художественный образ.
2. Проанализировать деятельность современных хореографов в реализации образов.
3. Изучить методы и средства работы над воплощением образа в современной хореографии.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обобщен и систематизирован материал по проблеме воплощения образа в современной хореографии.
1. Барыкина Л. Contemporary dance по-русски [Электронный ресурс] / Л. Барыкина // Сайт Артерия.ру. – Режим доступа: http://www.arteria.ru/tanz_theater/barykina.htm
2. Бахрушин Ю.А. История русского балета. – М: Сов. Россия, 1965. – 277 с.
3. Беляков Н.Е. Перформативный аспект хореографии начала XXI века / Н.Е. Беляков // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 6. – С. 149
4. Борев Ю.Б. Эстетика. – М.: Политиздат, 1988. – 496 с.
5. Борзов А.А. Танцы народов СССР: (укр. танец, молд. танец). – М.: ГИТИС, 1984. – Ч. 2. – 87 с.
6. Верхоляк А.В. Влияние выразительных средств и компонентов хореографического произведения на целостное обучение ребенка в процессе постановки танцевального драматургического номера / А.В. Верхоляк // Science Time. – 2014. – № 8. – С. 62-71.
7. Гевленко Ю. А. Семиотический анализ танца [Электронный ресурс] / Ю.А. Гевленко // Научная библиотека открытого доступа КиберЛенинка. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/semioticheskiy-analiz-tantsa
8. Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://7tor.org/viewtopic.php?t=487792
9. Горшкова Е. В. Учимся танцевать. Путь к творчеству. – М.: НПО «Психотехника», 1993. – 203 с.
10. Захаров Р.В. Сочинение танца. – М.: Искусство, 1983. – 237 с.
11. Карпенко В.Н. Исполнительское мастерство и культура танца в современной хореографии / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, С.В. Стручкова // Вектор развития современной науки: сборник материалов X Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 491-495.
12. Карпенко В.Н. Музыка как одно из выразительных средств хореографии / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, А.А. Пекшин // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 9-5 (18). – С. 34-37.
13. Карпенко В.Н. Хореографическое искусство и балетмейстер: Учебное пособие / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, Ж. Багана. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 192 с.
14. Карпенко В.Н. Хореография и художественная литература: пересечение, взаимовлияние, развитие как фактор особого внимания современного балетного искусства / В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко, Л.Ф. Свойкина // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – Т. 25. – № 6 (203). – С. 70-76.
15. Копылова Е.М. Хореографический образ в танцевальном искусстве: к истории вопроса Древнего Мира / Е.М. Копылова // Система ценностей современного общества. – 2016. – № 45 (март). – С. 59-64.
16. Курюмова Н.В. Современный танец: от хореографического языка к феноменологии тела и обратно / Н.В. Курюмова // Вестник Гуманитарного университета. – 2015. – № 2 (9). – С. 60-65.
17. Лихачев Д.С. Заметки о русском // Избранное: Мысли о жизни, истории, культуре. – М.: Российский Фонд культуры, 2006. – С. 274.
18. Лопухов А.В., Ширяев А.В., Бочаров А.И. Основы характерного танца. – СПб.; Москва; Краснодар: Лань, 2008. – 339 с.
19. Лопухов Ф.В. Хореографические откровенности. – М.: Искусство, 1972. – 216 с.
20. Матиев К. Природа художественного образа / К. Матиев. – Фрунзе: Кыргызстан, 1985. – 108 с.
21. Мизко О.А. Традиции модерна и новейшие арт-технологии в современном танце / О.А. Мизко // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2016. – №6 (июнь). – С. 1333-1344.
22. Мочалова Н.В., Мочалов Д.В. Язык хореографии как фактор интерпретации интеллектуального потенциала личности и развития творчества // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – № 2. – С. 98-102.
23. Мухаметзянова Л.Ю. Арт-технологии в процессе развития творческого потенциала личности артиста балета / Л.Ю. Мухаметзянова // Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. – 2015. – № 1 (37). – С. 49-50.
24. Никитин В.Ю. Инновационные формы обучения в хореографическом искусстве В.Ю. Никитин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – № 1. – С. 233-238.
25. Никитин В.Ю. Теория и практика формирования художественно-творческого мышления балетмейстера в современной хореографии: Монография / В.Ю. Никитин. – М.: МГУКИ, 2015. – 184 с.
26. Номтоева С.С. Тело как основа формирования пластической культуры артиста / С.С. Номтоева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – № 6. – С. 140-143.
27. Пашкова Т.В. Образ в народно-сценическом танце: компоненты и достоверность // Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. – 2015. – №2 (июнь). – С. 16-27.
28. Рындина О. А. Хореография как средство эстетического воспитания и развития детей: учебно-методическое пособие. – М.: Редакционно-издательский центр, 2012. – 73 с.
29. Рязанова Ю.Ю. Образное движение – основа хореографического мышления // Театр. Живопись. Кино. Музыка. – 2015. – № 4. – С. 164-175.
30. Садыкова Д.А. Танец как феномен медиакультуры / Д.А. Садыкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. – 2014. – № 4. – С. 70-75.
31. Суриц Е. Джордж Баланчин – истоки творчества // Музыка и хореография современного балета. – Л.: Музыка, 1987. – С. 77-106.
32. Фокин М.М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Сценарии и замыслы балетов. Статьи, интервью и письма. – М.: Искусство, 1981. – 510 с.
33. Шахадат, Ш. Инсценированные страсти [Электронный ресурс] / Ш. Шахадат // Философско-литературный журнал ЛОГОС. – Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_02/1999_2_03.htm