Введение
1. Жанровое и тематическое многообразие творчества И. Репина
1.1. И. Репин – автор портретов монархов и государственных деятелей
1.2. Религиозные картины И. Репина
1.3. Многообразие творчества И. Репина позднего периода
2. Анализ знаменитых работ И. Репина
2.1. «Садко в подводном царстве», 1876 г.
2.2. Портрет П.М. Мусоргского, 1881 г.
2.3. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Заключение
Список литературы
Илья Ефимович Репин – фигура русского искусства с непростой посмертной судьбой. Оторванный от родины после 1917 г., он, как кажется, отнюдь не стремился вернуться в новую, советскую Россию, несмотря на активные уговоры (такое нежелание, как правило, приписывалось влиянию антисоветского окружения его дочери Веры), а вскоре после смерти был официально «канонизирован» как образцовый художник критического реализма. Значительную роль в этом сыграла фундаментальная биография Репина, написанная И.Э. Грабарем, занявшим в советский период столь же официозное место главного искусствоведа страны.
И. Репин становился предтечей социалистического реализма, символом передвижнечества, прогрессивного течения русской живописи, к которому и возводил себя социалистический реализм. В соответствии с этим резекции подверглось и творчество художника, из которого «удалялось» все не вписывающееся в этот реалистический (по манере исполнения) и идеологический (по тематике произведений) канон. До сих пор прежняя схема понимания и восприятия творчества художника абсолютно преобладает в представлениях о нем, которые формируются искусствоведами, находящимися «в плену» традиционного отношения к прогрессу в искусстве и описывающими его исключительно в рамках смены стилевых парадигм.
До сих пор практически любая книга о И. Репине, рассчитанная на более или менее массового читателя и публикующая галерею его произведений, априори отсекает огромный пласт его творчества, применительно к которому сложилось мнение об «упадке» великого мастера, разделявшееся, впрочем, уже его современниками: «... за двадцать пять лет до его смерти, когда талант его был на ущербе» (К.И. Чуковский[1]), «Ничего, что напоминает прежнего Репина; мелькают перед глазами полотна, с которых смотрит новый, усталый Репин... Кисть не та!» (Ал. Алтаев[2]). Этот «Репин после Репина» остается не только совершенно недостаточно изученным, но и не понятым до конца, и уж тем более не занявшим подобающего ему места ни в творческой биографии художника, ни в истории русской живописи первой трети XX века.
Цель данной работы – проанализировать жанровое и тематическое многообразие творчества Ильи Репина.
Задачи:
- Изучить религиозные картины и монаршие портреты И. Репина.
- Рассмотреть творчество позднего периода.
- Проанализировать различные работы И. Репина.
- 50 художников. Шедевры русской живописи №04 Репин. – М.: ООО «Де Агостини», 2010. – 32 с.
- Алтаев Ал. Памятные встречи. – М., 1957. С. 257–258.
- Данилова И.Е. Дорога дальняя – долгий путь. – М., 2007. – С. 47-48.
- Ельшевская Г.В. Илья Репин. – М., 1996. – С. 75, 91.
- Петрусевич Т. Портрет в поисках зрителя // Третьяковская галерея. – 2004. – № 4. – С. 102–105
- Портрет композитора М.П.Мусоргского [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rodon.org/art-071019144340
- Чуковский К.И. Современники. Портреты и этюды. – М., 1963. – С. 585
- Чурак Г.С. Портрет Императора Николая II кисти Ильи Ефимовича Репина. – М., 2010. – 32 с.
- Шувалова И.Н. «Ведь это летопись...» // Государственный Совет России 1801-2001. – М., 2002. – С. 11–20.
- Щепкина-Куперник Т.Л. Из воспоминаний. – М., 1959. – С. 369.