Введение
Глава 1. Нормативно-правовые основы перемещения через границу РФ продукции военного назначения
1.1. Правовые основы перемещения через границу РФ продукции военного назначения
1.2. Понятие и виды продукции военного назначения
Глава 2. Практические аспекты перемещения через границу РФ продукции военного назначения
2.1. Порядок совершения таможенных операций в отношении ввоза и вывоза продукции военного назначения
2.2. Порядок лицензирования в РФ ввоза и вывоза продукции военного назначения
Глава 3. Совершенствование порядка перемещения продукции военного назначения через границу РФ
3.1. Основные проблемы перемещения продукции военного назначения через границу РФ
3.2. Совершенствование порядка, регулирующего перемещение продукции военного назначения через границу РФ
Заключение
Список использованных источников
Российская Федерация (далее - РФ), будучи одним из мировых лидеров по производству продукции военного назначения (далее - ПВН), одновременно является и одним из крупнейших ее экспортеров. По итогам 2016 года Россия занимает второе место в мире по объему экспорта ПВН. На 2016 год он превысил 15 млрд. долл. США, а в 2015 году составил 14,5 млрд. долл. США. По данным Стокгольмского международного института исследования мировых проблем (SIPRI), доля России в мировом экспорте оружия составляет 23%, Соединенных Штатов – 33%, Китая – 6,2%, Франции – 6%, Германии –5,6%. Российская ПВН экспортируется в более чем 52 страны[1].
На мировом рынке вооружений и военной техники Россия, как правило, участвует по двум основным направлениям: экспортные поставки ПВН и сотрудничество в области разработки и производства перспективных видов вооружений и военной техники.
Вопросы перемещения ПВН через таможенную границу ЕАЭС достаточно актуальны, виду специфики ПВН, особенностей осуществления в отношении нее таможенного контроля и совершения таможенных операций.
На сегодняшний день продукция военного назначения во внешнеэкономической деятельности страны относится к категории готовой, высокотехнологичной, наукоемкой продукции, которая характеризуется достаточно устойчивым спросом на внешнем рынке. Поставки продукции военного назначения в рамках военно-технического сотрудничества Российской Федерации с третьими странами имеет глобальное значение для эффективной интеграции страны в мировую экономику и модернизации торгово-экономических отношений с иностранными государствами. Перемещение данной категории продукции через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) способствует большей загрузке находящихся в странах Союза производственных мощностей, поддержанию интеллектуальных ресурсов, упрочнению позиций национального военно-промышленного комплекса, обеспечению отечественных интересов Российской Федерации на внешнеторговом рынке, а также сохранению ее экономической безопасности.
Россия в 2019 году заключила ряд важных контрактов в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами на сумму около 19 миллиардов долларов, в 2018 году данный показатель составил 15 миллиардов долларов[2].
Объектом работы является совокупность общественных отношений, регламентированных нормами таможенного законодательства, возникающих в связи с осуществлением таможенного оформления и таможенного контроля продукции военного назначения.
Предметом исследования выступают положения действующего законодательства, регламентирующего порядок перемещения через границу РФ продукции военного назначения.
Основной целью настоящей работы является комплексное исследование нормативно-правовых и практических особенностей перемещения через границу РФ продукции военного назначения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть правовые основы перемещения через границу РФ продукции военного назначения.
- Раскрыть понятие и виды продукции военного назначения.
- Изучить порядок совершения таможенных операций в отношении ввоза и вывоза продукции военного назначения.
- Исследовать порядок лицензирования в РФ ввоза и вывоза продукции военного назначения.
- Охарактеризовать основные проблемы перемещения продукции военного назначения через границу РФ.
- Предложить пути совершенствования порядка, регулирующего перемещение продукции военного назначения через границу РФ.
Методы исследования представлены совокупность общенаучных и частно-научных методов: анализа и синтеза, диалектического, формально-юридического, статистического и некоторых других.
Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Нормативно-правовые основы перемещения через границу РФ продукции военного назначения
1.1. Правовые основы перемещения через границу РФ продукции военного назначения
Вопросам правового регулирования внешней торговли продукции военного назначения уделяется значительное внимание, но в основном на уровне законодательства государств – членов Союза. Так, разработанный на уровне ЕАЭС проект Соглашения о порядке перемещения продукции военного назначения между государствами – членами Союза не принят по настоящее время. В связи с этим порядок осуществления таможенных операций и проведения таможенного контроля с данной категорией продукции определяется самостоятельно на национальном уровне каждого государства – члена ЕАЭС.
В настоящее время экспорт продукции военного назначения осуществляется под строгим государственным контролем, который предусматривает следующие необходимые условия (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Государственный контроль вывоза продукции военного назначения
При Президенте Российской Федерации созданы уполномоченные органы – Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), Комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, к задачам которых относится разработка предложений по основным направлениям государственной политики в области военно-технического сотрудничества.
Решение о предоставлении организации права на осуществление внешнеэкономической деятельности в отношении продукции военного назначения принимается Президентом России по представлению Правительства Российской Федерации (сроком не более чем на 5 лет) и по каждой номенклатуре данной категории продукции, которая является предметом производственной деятельности предприятия. Указанные уполномоченные организации включаются в реестр, который ведется ФСВТС[3].
Вывоз из Российской Федерации продукции военного назначения производится по согласованию с решениями Президента России, Правительства РФ или ФСВТС РФ по лицензиям, выдаваемым ФСВТС России. При этом лицензия Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России является обязательным условием для совершения таможенных операций, связанных с помещением под таможенную процедуру, и проведения таможенного контроля продукции военного назначения.
Вопросы, связанные с определением статуса товара на предмет его отнесения либо неотнесения к продукции военного назначения, не входят в компетенцию таможенных органов. Должностные лица таможенных органов ориентируются на категорию товаров и субъектов, в отношении которых в рамках таможенного контроля принимается решение о необходимости запроса у декларанта дополнительных документов и сведений, на основании информации, содержащейся в статье 1 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»[4] и Классификаторе продукции военного назначения.