Введение
Глава 1. Общая характеристика исполнительной власти и её особенности
1.1 Понятие исполнительной власти в РФ
1.2 Система и принципы системы организации исполнительной власти РФ
1.3 Общая структура органов исполнительной власти в РФ
Глава 2. Федеральные службы в системе органов исполнительной власти РФ: понятия, виды, признаки
2.1 Правовое положение и компетенция федеральных служб
2.2 Федеральные службы: виды и признаки
Заключение
Список использованных источников
Борьба между государствами за территории, ресурсы, господство и влияние на мировой арене ведется не только вооруженными силами, но и спецслужбами, агентурой. И здесь без органов безопасности не обойтись. Их главная функция – защита государства. Вся их деятельность должна быть подчинена этой функции[1]. В то же время в процессе ее реализации, с учетом того что это – довольно грозное орудие осуществления государственной политики, деятельность органов государственной безопасности должна быть четко регламентирована. Формирование правовой базы, имеющей целью защиту стратегических национальных приоритетов, обусловлено необходимостью создания системы сдержек и противовесов, служащей гарантом стабильности в деятельности данных органов, не допускающей произвола со стороны как системы в целом, так и отдельных сотрудников в частности, примеров которого в отечественной истории немало.
Государственное строительство предполагает достаточное и необходимое юридическое закрепление, в связи с чем принимается ряд нормативных актов, определяющих правовое положение новой структуры в формируемой системе органов власти, в последующем подготовивших "почву" для принятия Закона РФ от 8 июля 1992 г. № 3246/1-1 "О федеральных органах государственной безопасности". Им были определены назначение, задачи, правовые основы, принципы организации и деятельности, система, обязанности и права, силы и средства федеральных органов государственной безопасности, а также виды контроля и надзора за их деятельностью. Последовавшая череда переименований, упорядочивание функций и полномочий, определение круга решаемых задач привели к необходимости систематизации существующих норм и принятия с учетом проделанной работы нового законодательного акта, позволяющего стабилизировать ситуацию и создать прочную правовую основу функционирования спецслужб в центре и на местах.
Актуальность настоящей работы обусловлена большим интересом к теме «Федеральные служба: понятие, признаки, виды».
Объектом данного исследования является деятельность органов федеральной службы в системе исполнительной власти.
При этом предметом исследования является комплекс факторов, влияющих на деятельность органов федеральной службы.
Целью исследования является изучение темы «Федеральные службы в системе исполнительной власти РФ» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований, а так же разработка основных научных положений и эффективных методических рекомендаций, направленных на дальнейшее совершенствование деятельности органов федеральной службы в системе исполнительной власти.
В рамках достижения поставленной цели автором поставлены для решения следующие задачи:
- рассмотреть понятие исполнительной власти в РФ;
- изучить общие полномочия органов исполнительной власти РФ;
- провести анализ федеральной службы в системе органов исполнительной власти РФ.
Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных нормативно-правовых актов.
Глава 1. Общая характеристика исполнительной власти и её особенности
1.1 Понятие исполнительной власти в РФ
В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Позднее в нее были включены государственные комитеты. Конкретный перечень органов утверждается Президентом РФ в виде Структуры федеральных государственных органов исполнительной власти.
Система федеральных органов исполнительной власти сформирована на научной основе путем разделения нескольких групп функций. Общие функции разделены на четыре основные группы:
1) функции по принятию нормативных правовых актов;
2) функции по контролю и надзору;
3) функции по управлению государственным имуществом;
4) функции по оказанию государственных услуг.[2]
Цели и задачи – область должного, очерчивающая в общем плане отрасль, сферу, предмет деятельности органа (управление отраслью или сферой ведения, осуществление контрольно-надзорной деятельности, рассмотрение дел об административных правонарушениях и т. д.).
Права и обязанности (или полномочия, правомочия) отражают, закрепляют и показывают пределы участия управляющего субъекта в осуществлении той или иной функции управления. Организационные и правовые формы и методы деятельности как элементы компетенции органа отражают и закрепляют право и обязанность органа осуществлять определенные управленческие действия (разрешать, запрещать, контролировать и т. д.), принимать соответствующие акты управления (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и др.), использовать в своей управленческой деятельности определенные методы воздействия (убеждение, принуждение, стимулирование).
Орган исполнительной власти (орган государственного управления) как часть государственного аппарата представляет собой государственно-властную организацию, наделенную управленческой компетенцией и осуществляющую задачи и функции государства посредством исполнительно-распорядительной деятельности.[3]
Организации системы исполнительной власти посвящен ряд нормативных актов. Отправной точкой служит ст. 110 Конституции РФ[4], в соответствии с которой принят ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"[5]. Исходя из того, что Правительство осуществляет исполнительную власть, т.е. государственное управление в узком смысле слова, принципы деятельности Правительства РФ (ст. 3 названного Закона) можно считать принципами государственного управления. Это принципы верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципы народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Однако в действительности это конституционные принципы, определяющие основы конституционного строя России, а потому относящиеся к государственному управлению в широком смысле, а не только к исполнительной власти.
На федеральном уровне органы исполнительной власти определяются указами Президента РФ, такими, как Указ от 12 мая 2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти"[6]. Указ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"[7] содержит, по сути, понятие системы органов власти – определение видов органов власти и их структуры как перечня конкретных федеральных органов исполнительной власти. Согласно названному Указу в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Необходимо отметить, что определение системы федеральных органов исполнительной власти президентским указом в российской Конституции не предусмотрено. Это послужило основанием для рассмотрения вопроса Конституционным Судом РФ. Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П "По делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации"[8] установлено, что по смыслу ст. 71 (п. "г"), 72 (п. "н"), 76 (ч. 1 и 2) и 77 (ч. 1) Конституции РФ определение видов федеральных органов исполнительной власти, поскольку оно взаимосвязано с регулированием общих принципов организации и деятельности системы органов государственной власти в целом, осуществляется посредством федерального закона. Таким образом, система федеральных органов исполнительной власти должна определяться на уровне федерального закона.
В условиях отсутствия такого закона деятельность федеральных органов исполнительной власти также регулируется на подзаконном уровне. Так, вопросам организации деятельности федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) посвящены Постановления Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти"[9] и от 28 июля 2005 г. № 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти"[10]. Если последний каким-то образом систематизирует внутреннюю структуру государственных органов (только на федеральном уровне), то его действие относительно конкретных органов "перебивается" другими актами, обладающими большей юридической силой, - ФЗ от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"[11], Налоговым кодексом РФ[12] и др., которые регулируют структурные и компетенционные вопросы государственных органов, осуществляющих управление в установленной сфере.
Но недостаточность правового регулирования организации органов исполнительной власти – это лишь часть проблемы. Новые подходы к государственному управлению предполагают участие в управлении не только государственных организаций, но и других, в том числе частных, субъектов. Однако законодательство по этим вопросам явно отстает. Подчас оно ограничивается лишь констатацией, как Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"[13]: "Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации "О государственной тайне", положения которого обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организациями, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне".