Введение
Глава 1. Теоретические исследования учебного плана
- Учебный план и программы обучения
1.2. Понятие и виды образовательных программ
Глава 2. Направленность образовательной программы
2.1. Общие требования к реализации учебного плана
2.2. Принципы автоматизации составления учебных планов вузов
2.3. Особенности реализации образовательных программ
Заключение
Список использованных источников
Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов.
Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
Поднимаемая тема в данной работе считается достаточно актуальной. Это объясняется тем, что учебный план образовательного учреждения определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса, что указывает на их важность в осуществлении образовательной деятельности. Вышеизложенное указывает на научную значимость темы исследования.
Из научной значительности вытекает и общественная значимость образовательных программ в сфере образования, т. к. от того как реализуется учебный план зависит качество осуществляемой образовательной деятельности. От качества же данного процесса будет зависеть уровень образованности общества, что указывает на тезис упомянутый нами ранее.
Такая отрасль права, как образовательная, не находит широкого применения в учебной литературе, но в данном реферате мы рассматриваем некоторые из тех, которые существуют. В учебном пособии Д.А. Ягофарова «Правовое регулирование системы образования. Учебное пособие», где рассматривается роль образовательных программ в системе образования. В своём учебнике В.И. Шкатулла «Образовательное право: Учебник для вузов» затрагивает все особенности и аспекты данной отрасли права, в том числе и вопросы, посвящённые образовательным программам. В ещё одном учебном пособии «Образовательное право» Л.П. Кетовой подробно регламентируются положения причастные к образовательным программам, что говорит о том, что данная тема достаточно актуальна и нова, так как полностью данную тему начали освещать не так давно.
К источникам права, которые регулируют данную тему, прежде всего, относится Конституция Российской Федерации. В основном законе РФ вопросы в сфере образования регулируются главой 2 ст. 43 Конституция Российской Федерации. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» существует отдельная статья (ст.12) Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» посвящённая образовательным программам. Также некоторые нюансы рассматриваемой темы, разработка образовательной программы затрагиваются в Приказах Министерства образования и науки РФ.
Целью данной работы является проанализировать вопросы, касающиеся учебного плана, определить его роль в системе образования РФ, рассмотреть его как важный элемент системы образовательного права.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- Определить понятие учебного плана и программы обучения;
- Рассмотреть понятие и виды образовательных программ;
- Проанализировать общие требования к реализации учебного плана;
- Исследовать принципы автоматизации составления учебных планов вузов;
- Выделить особенности реализации образовательных программ.
Предметом данной работы является образовательная деятельность учебного заведения.
Объект исследования – значимость учебного плана в образовательной деятельности.
Глава 1. Теоретические исследования учебного плана
- Учебный план и программы обучения
Реформа высшего образования, направленная на коренное улучшение качества подготовки специалистов, обусловливает необходимость разработки новых квалификационных требований к выпускникам высших учебных заведений[1].
В соответствии со ст.7 Закона Российской Федерации "Об образовании" обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы подготовки специалистов определяется федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (ГОС). ГОС, таким образом, является практически единственным нормативным документом, устанавливающим общие для всех вузов России цели и содержание высшего образования, в том числе обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки студентов, требования к уровню подготовки выпускников и т.п.[2].
Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется в соответствии со ст.32 Закона "Об образовании" образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми данным образовательным учреждением самостоятельно.
Такие образовательные программы, как это следует из ст.29 Закона "Об образовании", должны учитывать региональные особенности подготовки специалистов, определяемые региональным компонентом ГОС.
Разработка и утверждение региональных компонентов ГОС входит в компетенцию субъектов Федерации РФ, однако содержание таких компонентов и порядок их введения в настоящее время не установлен.
Стратегической задачей государственной политики Российской Федерации в области образования, сформулированной в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, является обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства[3].
Организация учебного процесса предусматривает:
- определение содержания и оптимального объема программного материала для обучения и воспитания студентов с учетом специфики специальностей;
- правильный подбор и расстановку профессорско-преподавательского состава, повышение его научной и педагогической квалификации;
- комплексное и целеустремленное планирование учебной работы по дисциплинам кафедр персонифицировано к каждому преподавателю и с учетом потребностей обучающихся;
- определение наиболее целесообразной методики обучения и воспитания студентов с ежегодным обсуждением эффективности ее применения;
- укрепление дисциплины и порядка;
- совершенствование системы управления учебным процессом с учетом современных достижений науки и техники, создание рациональной системы регламентированной информации[4].
Планирование учебного процесса осуществляется на основе взаимосвязи теории с практикой, согласования объема учебной информации с бюджетом времени студентов, обеспечения последовательности и взаимосвязи в изучении дисциплин.
Все это достигается в процессе разработки модели подготовки специалиста, составления учебного плана и иных учебно-методических материалов.
Реализация принципа согласования объема учебной информации с бюджетом времени студента завершается определением кафедрами времени на изучение каждой дисциплины по учебному плану и объему заданий на самостоятельную работу.
Реализация принципа последовательности и взаимосвязи в изучении дисциплин завершается разработкой кафедрами программ учебных дисциплин и предложений в расписании учебных занятий (консультаций, текущего и итогового контроля знаний).
Учебный план - это официальный документ, регламентирующий состав учебных дисциплин, их объем и виды аттестации знаний. На основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования университет, академия или институт самостоятельно разрабатывает и принимает учебные планы по основным образовательным программам. Он составляется заведующим выпускающей кафедры на соответствующие направления или специальности образования, визируется деканом факультета, первым проректором академии по учебной работе, утверждается решением Ученого Совета ВУЗа. Этим подчеркивается определяющая роль учебного плана для процесса подготовки студентов.
Задача учебного плана - определить структуру знаний обучаемого, увязать последовательность изучаемых дисциплин, выровнять нагрузку на студента по периодам обучения.
Структура учебного плана предусматривает количество и продолжительность семестров. Законом Российской Федерации регламентируется минимально допустимое время обучения в вузе, необходимое для получения государственных документов.
По каждой дисциплине учебного плана указывают: суммарное количество часов по видам занятий (самостоятельная работа по усвоению материала, консультации), вид контроля знаний (зачет, экзамен), специальную индивидуальную работу (курсовая работа)[5].
Предельно допустимыми числовыми параметрами учебного плана являются: число часов учебной нагрузки студента в год по отдельной дисциплине, количество экзаменов, зачетов и индивидуальных работ в семестр. В системе дистанционного образования повышается доля самостоятельной работы студента на всех курсах.
Современные средства доставки учебного материала, предварительная подготовка раздаваемого учебно-методического материала позволяют существенно повысить интенсивность усвоения знаний, приобретения необходимых навыков и умений. При заочной форме обучения по дистанционной технологии студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 50 часов в год.