На современном этапе развития в условиях либерализации процессов международной торговли, когда потоки товарооборота приобретают все большие масштабы, невозможно представить такое взаимодействие без каких-либо экономических преимуществ. Среди таких преимуществ в области международной торговли наибольшее распространение имеют тарифные преференции, которые представляют собой льготы по уплате ввозных таможенных пошлин в зависимости от того, из какой страны происходит тот или иной товар.
Причем оказание такого рода выгоды, в первую очередь актуально для развивающихся или слабо развитых стран, так как при оказании подобного тарифного режима у них появляется возможность выйти на международный рынок, улучшить положение, как экономики, так и страны в целом, развить народное хозяйство, а также промышленность.
Так как предоставление тарифных преференций - это распространенное явление на международно-торговой арене, то соответственно, оно не может обходиться без надлежащего контроля. В этом случае речь идет непосредственно о таможенном контроле, который регулирует экспортноимпортные операции и обеспечивает законность таких перемещений. Необходимо понимать, что льготы по уплате таможенных пошлин - это выгодное предложение, которого порой пытаются достичь некоторые участники внешнеэкономической деятельности незаконным путем, а это негативно отражается на экономике государства ввиду потери денежных средств для государственного бюджета.
Также немаловажным фактом является и актуальность предоставления тарифных преференций ряду стран, которые имеют право ими пользоваться. Дело в том, что при предоставлении таких льгот необходимо выполнение определенных условий. В первую очередь, развивающаяся или слабо развитая страна должна иметь определенный уровень дохода, который действительно подтверждал бы ее статус, а также такие страны не должны вести недружественную политику в отношении государства, которое предоставляет тарифные преференции. На сегодняшний день в условиях сложившейся экономико-политической ситуации, данный вопрос требует особо пристального внимания.
Таким образом, не возникает сомнений в актуальности темы данного исследования в части предоставления тарифных преференций и таможенного контроля за их реализацией.
Историография. Вопрос функционирования и развития системы тарифных преференций в международной торговле, в региональных интеграционных союзах, в частности, Таможенном союзе, а ныне ЕАЭС, достаточно освещен в научной литературе. На данный момент написано немало по данной тематике. Общие аспекты преференциальной системы России, Таможенного союза и ЕАЭС, а также зарубежных стран рассмотрели в своих работах Е.М. Графова[1], О.В. Гутарина[2], В.Е. Ковалев[3], А.Н. Козырин[4], С.В. Халипов [5] и другие. Вопросы функционирования системы тарифных преференций в рамках присоединения России к ВТО описаны в трудах В.П. Горегляда[6], И.И. Дюмулена[7], А.Н. Захарова[8]. Проблемы и перспективы развития системы тарифных преференций Евразийского экономического союза освещены следующими авторами: П.А. Кадочниковым, М.Г. Пташкиной[9], Т.О.
Алексеевой[10] и др. Проанализированы научные статьи следующих авторов: П.А. Кадочников, М.Г. Пташкина «О необходимости изменений в системе тарифных преференций ЕАЭС»[11], С.П. Удовенко, Ю.В. Кузминых «Системы тарифных преференций в международной торговле и особенности их предоставления в современных условиях»[12].
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Предметом исследования выступают тарифные преференции и особенности их применения в современных условиях.
Цель исследования - раскрыть порядок и механизм предоставления тарифных преференций в Евразийском экономическом союзе и показать деятельность таможенных органов по контролю за их реализацией.
Задачи исследования. Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить определенные задачи, а именно:
- изучить историю создания тарифных преференций и проанализировать их основные принципы;
- изучить условия и требования, по которым тарифные преференции могут быть предоставлены;
- ознакомиться с нормативно-правовой базой системы тарифных преференций в ЕАЭС;
- сопоставить место и роль таможенного контроля за реализацией тарифных преференций в ЕАЭС;
- выявить существующие проблемы в системе тарифных преференций и возможные пути их решения .
Нормативно-правовая база. В процессе изучения данной темы и решения поставленных задач особое внимание уделялось нормативно-правовой базе, которая является основой системы тарифных преференций. В частности, были изучены такие документы как: Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)[13], Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (№311-ФЗ редакция 2017 г.)[14], закон РФ от 21.05.1993 №5003-1 (ред. от 28.12.2016 г.) «О таможенном тарифе»[15], Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 №8 (ред. от 20.12.2017) «О перечне товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза предоставляются тарифные преференции»[16].
Теоретическая основа исследования включает концептуальные положения и выводы таких авторов, как А.Н. Козырин[17], О.В. Гутарина[18], С.В. Халипов[19] осветившие правовое регулирование предоставления таможенных льгот и тарифных преференций, соответствующие разделы нормативноправовых актов.
Методологическая основа исследования. Для того чтобы наиболее полно изучить и проработать материал, использовались различные методы исследования. Основными из них являлись методы индукции и дедукции, системный, аналитический, так как при работе с различными источниками необходимо тщательно проанализировать и изучить всю имеющуюся информацию, выделить общие и частные аспекты, сделать определенные выводы. В силу специфики данной темы, имеется достаточное количество статистической информации, работа с которой происходит посредством статистического метода исследования. Также использовался описательный метод, благодаря которому были представлены основные понятия, связанные с тарифными преференциями и таможенным контролем. Для того чтобы обобщить имеющуюся информацию и сделать выводы использовался метод обобщения.
Практическая значимость данного дипломного проекта заключается в наиболее полном раскрытии сущности тарифных преференций, а предложенные рекомендации по изменению некоторых аспектов в единой системе тарифных преференций Евразийского экономического союза помогут вывести ее на новый уровень.
Новизна данной работы определяется ее комплексным изучением тарифных преференций, в ходе которого были раскрыты исторические предпосылки создания и развития системы тарифных преференций, проанализирована актуальная нормативно-правовая база, рассмотрены торговоэкономические взаимоотношения стран-бенефициаров с ЕАЭС и Россией в частности, а также выявлены определенные недостатки функционирования данной системы и предложены пути их решения.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, первая из которых раскрывает основные положения в системе тарифных преференций, вторая глава затрагивает анализ таможенного регулирования в системе реализации тарифных преференций в ЕАЭС. Выводы по данной теме сформулированы в заключении, заканчивается работа списком использованных источников и четырьмя приложениями.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТАРИФНЫХ
ПРЕФЕРЕНЦИЙ ЕАЭС
- История создания и становления системы тарифных преференций
Говоря о тарифных преференциях, в первую очередь необходимо понимать, что же подразумевает под собой данное понятие. В широком смысле тарифные преференции - это определенные преимущества, касающиеся уплаты таможенных пошлин в зависимости от того, из какой страны происходит товар[20].
Тарифные преференции имеют достаточно долгую историю становления и берут свое начало еще в XIX в. История их возникновения напрямую связана с периодом существования колониальной системы. Благодаря политике преференциальных тарифов, которая послужила фундаментом развития экономик стран метрополий, стало возможным ограничение внешней торговли стран-сателлитов. Такие государства, как Англия, Бельгия, Нидерланды, Франция пользовались самой полной системой колониальных тарифных преференций, так как имели в своем подчинении порядка ста стран, территории которых были главным источником дохода.
Так как колонии преимущественно осуществляли вывоз сырья, которое свободно поступало на значительную часть рынков, а метрополии, в свою очередь, вели экспорт готовой продукции, то тарифные преференции были намного выгоднее и имели большие плюсы для метрополий, нежели для колониальных товаров.
Так, например, создание своей колониальной системы тарифных преференций Франция начала в конце XIX века, а полное ее оформление произошло лишь в 1928 году. В данную систему было включено примерно 30 подчиненных стран и территорий.
Некоторые колонии входили в состав французской таможенной территории, и импорт из третьих стран осуществлялся в соответствии с установленными пошлинами таможенного тарифа Франции, в то время как торговля с метрополией происходила фактически беспошлинно.
Ряд других колоний имели внешний тариф, который отличался от тарифа метрополии. Некоторые из них оказывали Франции тарифные преференции и импортировали на ее территорию товары беспошлинно или же по минимальным ставкам таможенного тарифа Франции.
Помимо таможенных преференций в 30-е гг. Франция стала использовать ограничения, касающиеся количественного ввоза продукции из третьих государств в колонии, которые составляли таможенную территорию, а также вводить валютные ограничения по сделкам, что впоследствии привело к формированию валютной зоны франка, в рамках которой и стал развиваться тарифно-преференциальный режим.
Существующая колониальная экономика стала изживать себя, и уже в начале 1950-х годов обострилось недовольство развивающихся стран данной системой. В это же время сформировались новые подходы к вопросам, касавшимся проблем тарифных преференций в отношениях с промышленно развитыми странами. Подобное поведение развивающихся стран было вызвано созданием Генерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) в 1947 году.
Далее, в 1968 году развивающиеся стран Азии, Латинской Америки, Африки выступили на конференции ООН по торговле и развитию (далее ЮНКТАД) с предложением о введении для них системы тарифных преференций нового типа. Обсуждение данного предложения между развивающимися и промышленно развитыми странами происходило в форме острых дискуссий, так как было немало разногласий, которые касались подхода к выбору принципов, на основе которых строилась вся общая система тарифных преференций[21].
Развивающиеся страны считали необходимым создание таких условий, по которым развитые государства должны были взять на себя обязательства по предоставлению тарифных преференций в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин на все виды экспортных продуктов из развивающихся стран, в том числе и на обработанное промышленное и сельскохозяйственное сырье. Развитым странам такие преференции предлагалось принять, как единую систему, которая исключала бы возможность установления каких-либо ограничений, а также требований ответных уступок от развивающихся стран.
В свою очередь промышленно развитые страны были против создания такой «единой» системы тарифных преференций для развивающихся стран. Они были заинтересованы в создании такой схемы, согласно которой каждое развитое государство самостоятельно принимало решение о способе предоставления тарифных преимуществ в отношении развивающихся государств на двусторонней основе. Также они выступали за возможность вносить различные изменения, оговорки и исключения в целях выгоды для того государства, которое предоставляло тарифные преференции, а также самостоятельно определять тот перечень товаров, на который распространялись бы преференции.
Такое разное видение системы предоставления тарифных преференций и послужило развитию острых дискуссий в ходе проведения второй сессии Конференции ООН по торговле и развитию при обсуждении принципов, которые легли бы в основу будущего преференциального режима для экспорта товаров из развивающихся стран.
По итогам проведенных обсуждений Специальный комитет ЮНКТАД по преференциям утвердил следующие принципы, ставшие базой для общей системы преференций:
а) благодаря введению Общей системы преференций, предусматривался безграничный доступ без взимания пошлин всей готовой продукции, а также полуфабрикатов из развивающихся государств на рынки экономически развитых стран;
б) развитые государства могут использовать в своих интересах «защитительные оговорки», посредством которых обеспечивают специальный режим для менее развитых стран из развивающихся;
в) в готовую продукцию, а также полуфабрикаты, на которые действует система преференций, должны включаться абсолютно все как обработанные, так и полуобработанные сырьевые продукты из всех развивающихся государств;
г) всем развивающимся государствам должны быть предоставлены тарифные преференции от развитых стран;
д) должны быть согласованы в международном порядке все объективные критерии, руководствоваться которыми должны развитые государства, используя защитительные оговорки, а также непосредственно сама форма воздействия защитительных оговорок. Тем не менее, такие меры по своей природе должны быть временными и, которые могут быть рассмотрены в процессе международных консультаций, а также утверждены или пересмотрены;
е) менее развитые из развивающихся стран должны быть обеспечены определенными преимуществами от системы тарифных преференций. В том отношении, чтобы защитительные оговорки, предусматривающие исключение или ограничение не применялись к товарам из менее развитых государств, которые являются менее конкурентоспособными;
ж) такая система общих преференций должна гарантировать, как минимум, равные преимущественные условия для развивающихся государств, которые пользуются преференциями в определенных развитых странах, с тем, чтобы была возможность им на какое то время приостановить действие их преференций в отношении полуфабрикатов и готовых изделий[22].
После того, как были приняты принципы преференциального режима, на той же второй сессии ЮНКТАД было решено создать Общую систему преференций (ОСП), которая являлась особым видом таможенно-тарифного регулирования. Согласно данной системе, промышленно развитые страны должны были предоставлять в отношении развивающихся стран льготные и недискриминационные условия внешней торговли. Однако интересы развитых государств здесь также учитывались и выражались они в следующем:
во-первых, данная система не предусматривает «единый характер», а будет выражаться в автономной преференциальной схеме на двусторонней базе, которая закрепляет избирательный аспект каждого развитого государства к защите своего национального рынка от товаров, которые ввозятся из развивающихся стран;
во-вторых, в каждом отдельном случае перечень преференциальных товаров устанавливает сама экономически развитая страна в двусторонней схеме;
в-третьих, развитые государства имели право в одностороннем порядке ограничивать импорт тех преференциальных товаров из развивающихся стран, которые представляют опасность для национального производства[23].
В отношении развивающихся государств отсутствовали также возможности по ведению переговоров о перечне ввозимых ими товаров или их объему, отсутствовала возможность договориться о размере тарифных (преференциальных) ставок, так же, как и право по отстаиванию своих собственных интересов.
Таким образом, хоть система тарифных преференций и несет в себе название «общей», однако таковой ее назвать нельзя, ввиду того, что среди преференциальных схем разных стран существуют определенные расхождения как по перечню товаров, на которые действуют преференции, так и в отношении размера преференциальной ставки.