Актуальность. В рыночной экономике предпринимательские действия эффективны, когда продукт или услуга, которые производит компания, пользуется спросом на рынке, и удовлетворение определенных потребностей клиентов выгодно при покупке этого продукта или услуги.
Чтобы продукт или услуга всегда были конкурентоспособными и востребованными, необходимо принять множество предпринимательских и, конечно, маркетинговых решений.
Товарная политика - это маркетинговая деятельность, целью которой является максимизация прибыли на основе планирования и реализации ряда мер для достижения конкурентных преимуществ и свойств продукта, которые делают его наиболее ценным для потребителя.
Политика продукта направлена на обеспечение непрерывности решений и мер по созданию и управлению ассортиментом продукции, на поддержание конкурентоспособности товаров, на определение оптимальных товарных ниш, а также на разработку и реализацию стратегии презентации, упаковки и маркировки.
Отсутствие последовательных и логически мотивированных действий приводит к общей нестабильности компании, к чрезмерному воздействию случайных внешних факторов, когда текущие управленческие решения являются необоснованными и основаны больше на интуиции, чем на расчетах которая предусматривает долгосрочные интересы бизнеса.
В зависимости от актуальности предмета целью курса является анализ товарной политики компании.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие, сущность и элементы товарной политики;
2) изучить основные подходы к разработке товарной политики;
3) проанализировать товарную политику предприятия на примере коммерческого общества с ограниченной ответственностью «Охота и оружие»;
4) вносить предложения по повышению эффективности товарной политики предприятия.
Объект исследования - общество с ограниченной ответственностью «Охота и оружие».
Предмет исследования - товарная политика предприятия.
Информационная база - труды отечественных и зарубежных авторов, учебная и периодическая литература, финансовая отчетность ООО «Охота и оружие».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность товарной политики
Товарная политика является основой маркетинговых инструментов. Это выражается в том, что разработка новых продуктов, расширение масштабов и своевременное снятие с производства устаревших продуктов, то есть целенаправленное творческое создание программы продаж компании, является основным фактором конкурентоспособности как отдельных продуктов, так и компании в целом на рынках сбыта, фактором стабильного и безопасного развития. компании.
Тщательно продуманный план в этой области позволяет компании точно определять потенциал, разрабатывать соответствующие маркетинговые программы, координировать набор продуктов, как можно дольше поддерживать успешные продукты и устранять нежелательные продукты.
Содержание политики продукта представлено следующими элементами [2, с. 44]:
- товарная политика в узком смысле (нововведения в продукте, вариативность продукта, исключение продукта);
- политика в отношении программного обеспечения и ассортимента;
- политика в отношении обслуживания клиентов;
- политика в отношении гарантий и обслуживания.
Элементами товарной политики предприятия с позиций предложения являются:
- обновление производства;
- модернизация и дифференциация продукции;
- снятие с производства устаревшей продукции;
- диверсификация продуктовой программы, расширение или сокращение продуктовой программы.
Элементами товарной политики, которые являются более востребованными, являются [2, с. 58]:
- решения, связанные с выбором товарного знака;
- решения, связанные с набором дополнительных и сервисных услуг, предоставляемых потребителям.
Прежде чем рассматривать схему разработки товарной политики, необходимо рассмотреть основные понятия, определяющие товарную политику компании.
- Товары.
Продукт - это экономическая категория, которая имеет две стороны - потребительскую ценность и ценность. Основным является стоимость. Однако при производстве нового продукта вы должны в первую очередь ориентироваться на потребительскую сторону продукта, то есть на его качество. Умелый учет потребительской стоимости и стоимости товаров в конкурентной среде является основой сбалансированной продуктовой политики компании. [5, с. 61].
Качество продукции и ее доставка до потребителя.
Продукт - это товар, который удовлетворяет конкретную потребность человека и производится для обмена. В то же время ценность потребителя в силу его способности удовлетворять определенные потребности человека является ценностью общественного потребителя. Эти свойства потребительской ценности сосредоточены в категории качества продукта.
Качество товара (включая услуги): совокупность характеристик товара работы, определяющих его полезность, в основном для потребителей.
Когда речь идет о полезности продукта (то есть, если он не продается), сочетание характеристик определяет его полезность для производителя.
Основными характеристиками качества продукции являются:
1) технико-экономические;
2) экономические;
3) социальный;
4) экологический;
5) эргономика;
6) эстетический.
Технико-экономические характеристики качества товаров упоминаются [19, p.74]:
1) надежность - способность продукта поддерживать необходимые свойства, бесперебойно работать в указанных режимах или выполнять присущие ему функции в течение определенного периода времени. Так, крупные автомобильные компании США, чтобы убедить потребителей в надежности автомобилей, предоставляют гарантию пробега до 100 тыс. Км или 5 лет.
2) Гарантийный срок - период времени, в течение которого компания (или от ее имени продавец товара) гарантирует соответствие товара качественным показателям (указанным в паспортных данных) или условиям договора, для потребителя. соблюдение условий эксплуатации и хранения товара. В этом случае компания несет материальную и моральную (осуждение со стороны покупателей) ответственность за возможные дефекты, несоответствие товара качественным показателям. Основными видами гарантийного срока являются:
а) период использования товаров длительного пользования (машины, оборудование, телевизоры и т. д.), которые постепенно меняют свои потребительские качества;
б) срок годности продуктов, которые постепенно теряют качество (это касается продуктов питания);
- c) срок годности продуктов, которые постепенно ухудшают их потребительские качества (например, электронные часы).
д) Долговечность - весь срок службы продукта в промышленности, когда затраты на восстановление его функциональности становятся экономически невыгодными.
Экономические характеристики качества продукции - трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость, складские мощности, рентабельность производства, производственные затраты и т. д.[11, с.80]
Социальные характеристики качества продукта - это его ориентация на удовлетворение потребностей всего общества или отдельных социальных слоев и групп.
Экологическими характеристиками качества продукции являются невозможность нанесения вреда окружающей среде (земле, воде и воздуху, людям, животным и растениям).
Эргономическими характеристиками качества продукции являются ее способность создавать максимальный комфорт и удобство для человека при выполнении его функциональных функций, способствовать росту производительности труда, сокращать затраты на физическая, умственная и нервная энергия.
Эстетические характеристики качества товара - его внешний вид, привлекательность, внешний вид, соответствие рациональным тенденциям моды и т. д.
Помимо качества товаров, они различают качество продукции, работы, проделанной работы, услуг и материалов.
Товары народного потребления делятся на [18, с.50]:
- потребительские товары;
- товары предварительного отбора;
- товары специального спроса;
- товары пассивного спроса.
Потребительские товары и услуги - это потребительские товары и услуги, которые часто приобретаются без особого обдумывания при минимальном сравнении с другими товарами. Как правило, это недорогие товары достаточного краткосрочного пользования. Хозяйственные товары делятся на товары первой необходимости, импульсивные покупки и товары первой необходимости.
Основные товары - это товары, которые регулярно покупаются потребителями.
Импульсные покупки товаров - товары, которые не планируется приобретать заранее, приобретаются по внезапному желанию. Примеры: жевательная резинка, сладости. Схема таких товаров такова, что они должны быть представлены в максимально возможном количестве точек продажи, а также размещены в местах, где потребитель может легко увидеть и сразу же приобрести товары.
Товары скорой помощи - товары, приобретенные срочно (классический пример - пластиковые плащи или простые зонты).