Для легкого и однозначного понимания друг друга специалистами в различных областях принято использовать специализированную терминологию, которую можно найти в различных типах источников, в том числе и установленных на государственном уровне. Однако трактовка одного и того же термина, используемого в смежных областях человеческой деятельности и приводимого в разных литературных источниках, может отличаться.
В этом и заключается сложность процесса однозначного понимания и интерпретации понятий.
При перемещении через таможенную границу определению классификационного кода предшествует процесс идентификации перемещаемых товаров.
Для выявления практической деятельности таможенных органов используется, прежде всего, товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС), разъяснения, базовые классификационные решения. Однако при возникновении трудностей в идентификации и определении кодекса дополнительно могут быть использованы нормативные документы по стандартизации и техническому регулированию с точки зрения терминологии продукции.
Постоянное развитие технологии производства товаров, изменение потребительского спроса приводит к постепенному появлению новых видов продукции, что вызывает необходимость изменения указанных выше источников информации или даже разработки нового документа, характеризующего товар нового типа.
При этом нормативные документы на товары меняются быстрее, чем Таможенный кодекс ЕАЭС, который основан на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее – ТН ВЭД), и не может быть изменен в одностороннем порядке при изменении ассортиментного перечня товаров, перемещаемых через таможенную границу единого государства.
Классификация пищевой продукции по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС, номенклатура) имеет первостепенное значение не только для соблюдения таможенных формальностей при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, но и для обеспечения правильного поступления таможенных пошлин, налогов в федеральный бюджет.
Это достигается путем присвоения каждому товару десятизначного классификационного кода, определяющего сумму подлежащих уплате таможенных и налоговых платежей.
Таким образом, изучение особенностей однозначной и правильной классификации товаров в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС является актуальным аспектом научно-практической деятельности.
Цель работы – провести анализ проблем классификации товаров в таможенных целях и пути их решения (на примере группы 9).
Объектом исследования являются разные пищевые продукты.
Предметом исследования выступают особенности классификации товаров 9 группы ТН ВЭД ЕАЭС.
Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить и раскрыть понятие классификации в таможенных целях;
- дать характеристику товарам 9 группы ТН ВЭД ЕАЭС и указать особенности классификации данной группы товаров;
- проанализировать материалы судебной практики в области принятия классификационных решений данной классификационной группировки;
- провести анализ решений Арбитражного суда по спорным вопросам в области определения кода ТН ВЭД;
- предложить свои пути решения проблемы при возникновении споров между таможенными органами и участниками ВЭД по поводу присвоения кода ТН ВЭД.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы классификации товаров в таможенных целях
1.1. Состояние динамики экспорта и импорта чая и чайной продукции в международной торговле Российской Федерации (за последние 5 лет)
За 2016-2019 годы экспорт чая из России увеличился в физическом выражении на 58% до 20 тыс. тонн, а в стоимостном – на 47% до 103 млн долл. В том числе в течение 2019 года отгрузки за рубеж в денежном эквиваленте выросли на 5,1%. Около 85% экспорта приходилось на черный (ферментированный) и частично ферментированный чай, остальные 15% – зеленый (неферментированный) чай.
По мере насыщения внутреннего рынка российские производители все больше внимания уделяют развитию экспорта своей продукции. «Массовый сегмент чайного рынка в России практически на 100% покрывается за счет местной чаеразвесочной промышленности. Внутреннее потребление чая составляет около 140 тыс. тонн, в последние годы оно стагнировало с тенденцией к небольшому сокращению, но в настоящее время наблюдается подъем.
Одновременно в последние пять лет мы отмечаем ежегодный прирост экспорта продукции, расфасованной в розничную упаковку», – рассказал «Агроэкспорту» гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия.
Чай является вторым по популярности напитком после воды. В мире насчитывается более тысячи видов чая, наиболее популярными из них являются белый, зеленый, черный и улун.
За период с 2009 по 2018 год мировое производство чая увеличилось в 1,5 раза до 5,8 млн тонн. Крупнейшим производителем является Китай, на который приходится 45% всего глобального объема, за ним следуют Индия (23%), Кения (8,5%), Шри-Ланка (5,2%) и Индонезия (2,3%).
Рост мирового производства чая в последние годы обусловлен в первую очередь наращиванием его выпуска в Китае на фоне роста доходов населения, а также популяризации здорового питания и активного развития напитков на основе чая.
Рост доходов и здоровый образ жизни способствуют увеличению потребления и в других странах Азии, Африки и Латинской Америки, благодаря чему в период с 2007 по 2016 год мировое потребление чая росло в среднем на 4,5% в год.
Более трети объема мирового производства чайного листа и чая идет на экспорт. В 2018 году мировой экспорт чая составил 7,8 млрд долл., что на 3,4% меньше показателя 2017 года, но на 42% больше уровня 2008-го. Еще 199 млн долл. приходились на экспорт мате, или парагвайского чая. Крупнейшими экспортерами чая являются ведущие его производители – Китай (1,8 млрд долл. в 2018 году), Кения (1,4 млрд долл.), Шри-Ланка (947 млн долл.) и Индия (763 млн долл.).
Согласно прогнозу ФАО, в ближайшие годы глобальное производство черного чая будет расти в среднем на 2,2% в год и превысит 4,4 млн тонн к 2027 году.
Рост производства зеленого чая в мире будет выше и составит в среднем 7,5%, достигнув 3,65 млн тонн к 2027 году.
Потребление черного чая будет ежегодно прирастать на 2,5% за рассматриваемый период, высокие среднегодовые темпы прогнозируются в Китае (+5,9%) и странах Африки – Руанде (+9%), Уганде (+5%), Кении (+4,4%), Ливии (+4,4%), Марокко (+4,2%), Малави (+4,2%). Среднегодовые темпы роста потребления в диапазоне 2-3,5% ожидаются в других производящих чайный лист странах – Шри-Ланке (+3,3%), Бангладеш (+3,1%), Индии (+2,2%), Вьетнаме (+2%).
В западных странах потребление чая до 2027 году будет расти на незначительные 0,2% в год в связи с возрастающей конкуренцией с кофе и другими напитками.
Крупнейшими импортерами чая в 2018 году стали Пакистан (571 млн долл.), Россия (497 млн долл.) и США (487 млн долл.). Около 77% ввезенного в Россию объема пришлось на черный чай в первичных упаковках весом более 3 кг.
Работая на импортном сырье, российская чайная промышленность представляет собой успешный пример производства продукции с добавленной стоимостью, обладающей спросом на внешних рынках. «Благодаря масштабам производства российских предприятий и тому, что в цене российского продукта около 30% приходится на рублевую составляющую, российский чай конкурентоспособен за рубежом.
Не только в странах ЕАЭС, но и практически во всех государствах постсоветского пространства доминируют российские компании. Спрос на продукцию российских производителей есть в Восточной Европе и на Ближнем Востоке», – отметил Чантурия.
В 2019 году российский чай поставлялся в 56 стран. Крупнейшими его покупателями стали Белоруссия, на которую пришлось 25% объема российского экспорта в стоимостном выражении (4,9 тыс. тонн на 25 млн долл.), а также Казахстан (4,3 тыс. тонн на 20 млн долл., 19%). За ними следуют Украина (2,3 тыс. тонн на 13 млн долл.), Киргизия (1,4 тыс. тонн на 5,7 млн долл.), Молдавия (0,8 тыс. тонн на 5,1 млн долл.) и Азербайджан (0,9 тыс. тонн на 4,2 млн долл.).
На седьмом месте среди крупнейших импортеров российского чая находится Польша — в прошлом году в эту страну было поставлено 800 тонн продукции на 3,6 млн долл. «Польша является привлекательным рынком, остальные страны Восточной Европы также находятся в зоне интереса, – подчеркнул Чантурия. – Мы привозим чай из сырья разных стран-производителей, но за счет того, что часть операций производится на территории России и соответственно есть рублевая составляющая, мы получаем неплохую цену конечного продукта.
Поэтому для Восточной Европы наша продукция пользуется спросом, так как при высоком качестве она сравнительно дешевле».