ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА ВЭД В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕАЭС
1.1. Институализация тарифного регулирования ВЭД
1.2. Нормативно-правовая основа таможенного регулирования ВЭД
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕАЭС
2.1 Анализ применения экспортных пошлин как инструмента тарифного регулирования в условиях функционирования ЕАЭС
2.2. Анализ применения импортных пошлин как инструмента тарифного регулирования в условиях функционирования ЕАЭС
3.ПРОБЛЕМЫ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕАЭС И ИХ РЕШЕНИЯ
3.1. Описание проблем тарифного регулирования в условиях функционирования ЕАЭС
3.2. Направления решения проблем тарифного регулирования в условиях функционирования ЕАЭС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Сейчас внешнеэкономическая деятельность, основанная на торговле, играет важную роль в формировании, устойчивости и динамике национальной экономики каждого государства. Каждая страна определяет свои собственные цели и задачи развития внешнеэкономических связей, исходя из своих социальных и экономических условий, исторического опыта, природы и географического положения, статуса в мировой экономике, то есть в соответствии со своими характеристиками.
Тарифный контроль является одним из механизмов государственного контроля внешнеэкономической деятельности, и его основная цель - оптимизация процессов на уровне импорта и экспорта. Правительство использует этот инструмент торговой политики для реализации своего права определять тарифные ставки с целью последующего перечисления средств в государственный бюджет. Тот факт, что тарифное регулирование является способом пополнения источников доходов федерального государственного бюджета, объясняет актуальность тем, выбранных для окончательной квалификационной проверки, которая важна для каждого штата. Тарифный надзор за внешнеэкономической деятельностью Российской Федерации осуществляется в рамках функционирования масштабного интеграционного объединения - Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). Основными задачами альянса являются экономическое взаимодействие между странами, комплексная модернизация и оздоровление национальной экономики. Конкурентоспособность. Тарифный надзор государств-членов ЕАЭС осуществляется непосредственно на уровне интеграционного объединения.
Единый таможенный тариф ЕАЭС представляет собой сложнейший механизм, выступающий в качестве главного инструмента торговой политики государств-членов ЕАЭС, а также основным элементом тарифного регулирования в ЕАЭС.
Со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию в 2012 году, регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется с учетом правил и обязательств этой организации, в рамках которой предусматривается последовательное сокращение уровня импортных пошлин.
Цель курсовой работы – проанализировать особенности тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях функционирования ЕАЭС.
Для достижения поставленной цели в рамках данной выпускной квалификационной работы необходимо решить ряд задач:
- исследовать теоретические основы тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях функционирования ЕАЭС;
- проанализировать применение мер тарифного регулирования в условиях функционирования ЕАЭС на основе применения экспортных и импортных пошлин;
- выявить основные направления совершенствования тарифного регулирования в условиях функционирования ЕАЭС.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является тарифное регулирование в рамках ЕАЭС.
Предметом исследования данной работы выступают основные направления совершенствования тарифного регулирования в условиях функционирования ЕАЭС.
Методологическую базу курсовой работы составляют методы научного познания, среди которых анализ исследуемых проблем, синтез, системный подход, статистический метод, дедукция, библиографический и сравнительно-правовой методы.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА ВЭД В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕАЭС
1.1. Институализация тарифного регулирования ВЭД
Каждое государство осуществляет регулирование ВЭД в целях обеспечения экономической безопасности страны, защиты экономического суверенитета, стимулирования национальной экономики, обеспечения условий эффективной интеграции национальной экономики в мировую, однако ее формы, масштабы, методы, конкретные цели и задачи, осуществляются каждой страной отдельно, в зависимости от внутренней, внешней политики и положения в нынешнем мире.
Согласно ст. 2 п. 1 Федерального закона N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» «таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер тарифного регулирования, а также запретов и ограничений». Следовательно, таможенное регулирование состоит из тарифного и нетарифного регулирования. Остановимся поподробнее на тарифном регулировании [10].
Основное содержание тарифного регулирования - это тарифы, пошлины, тарифные преференции, определение страны происхождения товаров и таможенной стоимости товаров.
Тарифное регулирование согласно п.24 статьи 2 Федерального закона № 164- ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» - это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, в связи с этим, пошлины занимают особое место в механизме регулирования внешнеторговой деятельности, поскольку реализуют ее главную функцию [12].
Таможенная пошлина является обязательным платежом, взимаемым таможенными органами при перемещении товаров через границу ЕАЭС и выполняет ряд главных функций для государства, среди которых:
- фискальная функция, т. е пополнение федерального государственного бюджета; относится как к импортным, так и экспортным пошлинам;
- протекционистская функция относится к импортным пошлинам, поскольку защищает отечественного производителя и внутренний рынок от иностранной конкуренции;
- балансировочная функция касается экспортных пошлин, так как они устанавливается с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров. Таможенные пошлины классифицируются по разным основаниям. Из определения тарифного регулирования вытекает, что пошлины по объекту обложения бывают ввозными или вывозными, по объекту обложения также выделяют транзитные пошлины:
- ввозные или импортные;
- вывозные или экспортные. Применять вывозные таможенные пошлины также необходимо в случае высокого спроса отечественной продукции на иностранных рынках.
- транзитные, устанавливаются на иностранные товары при провозе через территорию другой страны в третьи страны [8].
Размер таможенной пошлины при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС зависит от вида товара, а также страны происхождения. Страна происхождения товаров является важным элементом при применении мер тарифного регулирования, поскольку в зависимости от страны происхождения товаров устанавливаются тарифные преференции или непреференциальные меры торговой политики. Выделяют следующе виды пошлин в зависимости от страны происхождения товаров5:
-максимальные пошлины, применяемые при отсутствии между государствами - участниками ЕАЭС режима наибольшего благоприятствования, то есть ставки таможенных пошлин увеличиваются вдвое;
-базовые пошлины применяются в торговле со странами, которым предоставляется РНБ, то есть применяются ставки, утвержденные Единым таможенным тарифом (далее - ЕТТ ЕАЭС);
-преференциальные пошлины, применяемые для предоставления тарифных преференций развитым странам и наименее развитым странам. В соответствии со статьей 36 Договора о Евразийском экономическом союзе, вступившим в силу с 12 августа 2019, в отношении ввозимых на территорию ЕАЭС товаров, происходящих из развивающихся стран, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 % от ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС. При ввозе товаров на территорию ЕАЭС из наименее развитых стран применяются нулевые ставки таможенных пошлин.
Таким образом, тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности занимает важное место в торговой политике ЕАЭС. С вступлением в силу договора о ЕАЭС 1 января 2017 г. начался новый этап развития этой политики. «Договор о Евразийском экономическом союзе» официально учредил ЕАЭС, международную организацию по региональной экономической интеграции, которая обеспечивает свободный поток товаров, рабочей силы, капитала и услуг и реализует единую политику в секторах экономики. [11].
29 мая 2014 года страны - участницы Таможенного союза и Единого экономического пространства положили начало более тесному взаимодействию с подписанием «Договора о Евразийском экономическом союзе». К вышеуказанному договору 10 октября 2014 года присоединилась Республика Армения, а 23 декабря 2014 года был подписан «Договор о присоединении Кыргызской Республики к Евразийскому экономическому союзу» [14].
Таким образом, на данный момент членами ЕАЭС являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика.