Введение
1 Общие положения допроса несовершеннолетних
2 Тактические особенности производства допроса несовершеннолетних обвиняемых при расследовании умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, совершенных несовершеннолетним
2.1 Процессуальные правила допроса несовершеннолетнего при расследовании умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, совершенных несовершеннолетним
2.2 Фиксация хода и результатов допроса несовершеннолетних
3 Тактика, психологические особенности допроса несовершеннолетнего обвиняемого при расследовании умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, совершенных несовершеннолетним
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальностью данной темы является то, что в криминалистическом аспекте допрос - это процессуальное действие, заключающиеся в получении органом расследования в соответствии с правилами, установленными уголовно-процессуальным законом, показаний от допрашиваемого об известных ему фактах, входящих в предмет доказывания по уголовному делу.
О значительной роли допроса также свидетельствуют данные, полученные в ходе изучения следственной практики: на производство всех видов допроса уходит более 60 % всего рабочего времени следователя, что позволяет сделать вывод о центральном месте данного следственного действия, без которого не обходится ни одно производство по уголовному делу.
Таким образом, сущность допроса данной категории участников уголовного процесса раскрывается через процессуальные, тактические и психологические основы его производства. Для умелого производства допроса несовершеннолетнего следователь должен обладать совокупностью тактических приемов, используемых при допросе несовершеннолетнего, без знания которых допрос несовершеннолетнего может оказаться неэффективным, неполным, безинформационным.
Объектом изучения курсовой работы являются общественные отношения, возникающие по поводу допроса несовершеннолетних.
Предметом изучения является совокупность норм регулирующих тактику допроса несовершеннолетних, а также практический опыт органов следствия.
Цель курсовой работы - выработка практических и теоретических навыков по производству допроса несовершеннолетних.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования данной курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить общие положения законодательства и криминалистической теории проведения допроса несовершеннолетних;
-изучить тактические особенности производства допроса несовершеннолетних путем выявления тактических приемов, используемых на каждом этапе допроса несовершеннолетних;
-проанализировать психологические особенности несовершеннолетнего, которые необходимо учитывать следователю при производстве допроса.
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.
1 Общие положения допроса несовершеннолетних
Допрос относится к числу наиболее распространенных процессуальных средств, с помощью которого получают наибольший объем доказательственной информации, устраняют противоречия в системе доказательств. Рассматриваемое следственное действие является как наиболее распространенным, так и наиболее сложным.
Общие положения проведения допроса как следственного действия регламентированы статьями УПК РФ. Рассмотрим основные из них.
Допрос - это следственное действие, состоящее в получении показаний подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и эксперта.
Основанием для вызова и допроса любого лица в качестве свидетеля является наличие сведений (фактических данных), позволяющих полагать, что ему может быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела. В совокупность фактических данных для принятия решения о допросе входят как доказательства, так и сведения оперативно-розыскного характера. Закону не противоречит принятие решения о вызове лица для допроса в качестве свидетеля на основе одной лишь негласной оперативной информации.
Вызов свидетеля и потерпевшего на допрос осуществляется повесткой. Вызов лиц, не достигших 16 лет осуществляется через законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы.
Обстановка допроса должна исключать психологическое воздействие на допрашиваемого в виде угрозы применения насилия или иных незаконных мер.
Общие правила производства следственных действий:
а) удостовериться в личности допрашиваемого (желательно делать это на основе документов);
б) назвать и прокомментировать его правовое положение, разъяснить права, обязанности (что допрашиваемый не вправе делать) и ответственность;
в) довести до сведения допрашиваемого цель и основания вызова на допрос, предмет его показаний, порядок допроса, в том числе протоколирования и применения дополнительных средств фиксации показаний.
Каждый допрос в зависимости от сложившейся следственной ситуации имеет свою специфику, однако, несмотря на это, существуют общие положения тактики производства допросов любого вида, которые реализуются при проведении рассматриваемого следственного действия.
К числу общих положений тактики производства допроса относятся следующие:
- Активность - наступательность допроса, превосходство инициативы следователя в достижении объективных результатов, использование эффективных тактических приемов, которые не только стимулируют мыслительную деятельность допрашиваемого, но и вынуждают его давать объективную информацию;
- Целеустремленность - предполагает проведение следственного действия с заранее определенной и проработанной целью, для получения конкретной информации, а не второстепенных, имеющих косвенное отношение к предмету допроса, сведений. Целеустремленность предполагает знание следователем предмета допроса, стремление к поставленной цели, умение реализовать тактические приемы в строго заданном направлении;
- Объективность - непредвзятой, беспристрастной позицией следователя, отсутствием заинтересованности по собственному усмотрению сокращать полученные показания, изменять их содержание в соответствие с собственными убеждениями о расследуемом событии. Следователь не имеет право навязывать допрашиваемому свою собственную позицию, равно как и задавать наводящие вопросы;
- Полнота - как общетактическое положение состоит в том, что следователь дословно, в высшей степени насыщено, с деталями воспроизводит показания допрашиваемого.
Особенности и процессуальный порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого регламентируется статьей 425 УПК РФ, несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля статьей 191 УПК РФ.
В отличие от установленного ст. ст.46, 47, 76, 164, 173, 187-190 УПК РФ общего порядка допроса, при допросе несовершеннолетнего необходимо соблюдать следующие отличительные особенности:
- Допрос несовершеннолетнего не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день;
- В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно участвует защитник, который вправе задавать вопросы несовершеннолетнему, по окончанию допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей, подписать протокол допроса. А при допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель.
- Обязательно должен участвовать педагог или психолог в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, находящегося в возрасте от 14 до 16 лет, а также в случаях, когда несовершеннолетний страдает психическим расстройством или отставанием в психическом развитии.
При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля закон называет три случая участия педагога: если свидетель (потерпевший) не достиг возраста 14 лет (обязательный случай участия); если свидетель (потерпевший) не достиг возраста 18 лет и имеет физические или психические недостатки (обязательный случай участия); если свидетель (потерпевший) достиг возраста 14, но не достиг возраста 18 лет (по усмотрению следователя).
С.П. Щерба отмечает, что под расстройством психики подразумевается, например врожденный дефект центральной нервной системы, органические поражения мозга или его остаточные явления, сенсорные дефекты зрения, слуха, речи, когда психические аномалии являются вторичными, производными от физических недостатков.
Независимо от того, кто заявил ходатайство об участии педагога или психолога в допросе, следователь обязан еще до начала допроса решить вопрос о привлечении педагога или психолога к проведению допроса. Закон не определяет, в каких случаях в допросе принимает участие педагог, а в каких - психолог, это решение принимает следователь.
Таким образом, процедура производства допроса несовершеннолетнего в основном подчиняется общим процессуальным положениям проведения рассматриваемого следственного действия, за исключением отдельных отличительных черт, касающихся организации и хода допроса. Что касается тактики проведения допроса несовершеннолетнего, то в данном случае необходимо использовать совсем другой комплекс тактических приемов и операций, так как несовершеннолетние - это особые участники уголовного судопроизводства, к которым необходим иной подход, чем ко взрослым лицам.
Нормативные правовые акты:
- Уголовно-процессуальны й кодек с Р Ф о т 1 8 декабр я 200 1 г. N 17 4-Ф З (УП К Р Ф) (с изменениям и и дополнениям и).
- Постановление Пленум а Верховног о Суд а ССС Р о т 1 6 июн я 197 8 г. N 5 " О практик е применени я судам и законо в, обеспечивающи х обвиняемом у прав о н а защит у".
Учебная и научная литература:
- Васильев А. Н. Тактик а отдельны х следственны х действи й / А. Н. Василье в. - М.: Юридическа я литератур а. - 200 9 г. - 32 7 с.
- Василье в А. Н., Карнеев а Л. М. Тактик а допрос а пр и расследовани и преступлени й / А. Н. василье в, Л. М. Карнеев а. - М.: Юридическа я литератур а. - 200 9 г. - 34 2 с.
- Гуе в А. Н. Постатейны й комментари й к Уголовн о-процессуальном у кодекс у Российско й Федераци и / А. Н. Гуе в. - 201 1 г. [Электронны й ресур с]. - . - режи м доступ а: информационн о-правова я баз а ГАРАН Т, 201 1
- Коченов М. М., Осипов а Н. Р. Психологи я допрос а малолетни х свидетеле й: Методическо е пособи е / М. М. Кочено в, Н. Р. Осипов а - М. Юристинфор м. - 200 9 г. - 26 3 с.
- Кузнецов а С. В., Кобцов а Т. С. Тактик а допрос а несовершеннолетни х / С. В. Кузнецов а, Т. С. Кобцов а. - М.: Экзаме н, 201 0. - 26 8 с.
- Матвее в С. В. Получени е информаци и о т несовершеннолетни х, е е оценк а и использовани е в уголовн о-процессуально м доказывани и: Авторе ф. ди с. кан д. юри д. нау к. / С. В. Матвее в. - М., 200 3. - 5 2 с.
- Миньковски й Г. М. Расследовани е и судебно е разбирательств о де л о преступления х несовершеннолетни х / Г. М. Миньковски й. - М.: Юридическа я литератур а. - 200 9 г. - 34 6 с.
1 0. Обухов а Л. Ф. Детска я психологи я пр и допрос е: теори и, факт ы, проблем ы / Л. Ф. Обухов а. - М.: Тривол а. - 200 7 г. - 28 6 с.
1 1. Пантелее в И. Ф. Следственна я тактик а: Учебно е пособи е / И. Ф. Пантелее в. - М. Юрист ъ. - 200 8 г. - 24 3 с.
1 2. Попо в, А. Н. Особенност и предварительног о расследовани я п о дела м о преступления х несовершеннолетни х: авторе ф. ди с. кан д. юри д. Нау к / Нопо в А. Н. - Красноярс к, 200 7. - 4 3 с.
1 3. Порубо в Н. И. Тактик а допрос а н а предварительно м следстви и / Н. И. Порубо в. - М.: БЕ К. - 200 9. - 34 7 с.
1 4. Приходьк о К. И. Когд а пере д следователе м несовершеннолетни й / К. И. Прихотьк о. - М.: Юридическа я литератур а. - 2010 г. - с.6 3-6 5
1 5. Романо в В. В. Юридическа я психологи я: учебни к / В. В. Романо в. - 2- е из д., перера б. и до п. - М.: Юрист ъ. - 200 5. - 50 8 с.
1 6. Романо в В. В. Юридическа я психологи я: Учебни к / В. В. Романо в. - М.: Юрист ъ. - 200 9 г. - 36 5 с.
1 7. Томи н В. Т., Поляко в М. П. Комментари й к Уголовн о-процессуальном у кодекс у Российско й Федераци и / В. Т. Томи н, М. П. Поляко в. - 3- е из д., перера б. и до п. - "Издательств о Юрай т". - 201 1 г. - 39 2 с.
1 8. Черны х Э. А. Психологически е основ ы допрос а несовершеннолетни х н а предварительно м следстви и: Авторе ф. ди с. кан д. юри д. Нау к / Э. А. Черны х. - М., 200 4 г. - 29 6 с.
1 9. Шаве р Б. М. Методик а расследовани я преступлени й несовершеннолетни х / Б. М. Шаве р. - М.: Юрлитинфор м. - 201 0 г. - 26 5 с.
2 0. Шурухно в Н. Г. Криминалистик а: учебно е пособи е / Н. Г. Шурухно в. - М.: Юрист ъ, 200 6. - 63 9 с.
2 1. Щерб а С. П. Расследовани е и судебно е разбирательств о п о дела м ли ц, страдающи х физическим и ил и психическим и недостаткам и / С. П. Щерб а. - М.: Юридическа я литератур а. - 200 5 г. - 291 с.