Актуальность темы. Современная культура не может обойтись без такого серьёзного компонента, как программа развлекательного мероприятия. По настоящему успешное и массовое мероприятие требует значительного опыта, мастерства и знаний от его организаторов. Анимационное обслуживание туристов является одной из приоритетных услуг в сфере туристического бизнеса. В настоящее время существует актуальная потребность в разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени, организации развлечений и спортивного проведения досуга. Среди всех видов и жанров искусства основное место занимают зрелища, характеристиками которых является общественная значимость и масштаб проведения.
Программы развлекательных мероприятий также могут стать способом привлечения новых клиентов. Поэтому столь важно в наше время знать и грамотно применять технологии организации массовых шоу-мероприятий.
Современные массовые мероприятия оперируют такими режиссерскими выразительными средствами, как очень укрупненная массовая сцена, где занято очень много участников, пиротехника, голосовая и музыкальная фонограммы. Также нужно отметить множество новых форм проведения массовых мероприятий: различные фестивали, карнавалы, и т.д.
Научная разработанность проблемы. Разработанность темы данного исследования находится на достаточно высоком уровне. Специалистами в области теории программ развлекательных мероприятий, принципы их построения, определены и классифицированы различные аспекты и этапы формирования и проведения шоу-мероприятий.
Целью исследования является исследование программы развлекательного мероприятия.
Задачи исследования:
1) рассмотреть основные понятия анимационной деятельности;
2) проанализировать массовые мероприятия как фактор привлечения туристов.
Объект исследования: форма организации развлекательных мероприятий.
Предмет исследования: организация и проведение развлекательных мероприятий.
Базу исследования составляют работы таких авторов как Т.Н. Третьякова, С. В. Герасимов, Г. Л. Тульчинский, Т. Е. Лохина.
- Теоретические основы программ развлекательных мероприятий
- Сущность и основные понятия программ развлекательных мероприятий
Развлекательные мероприятия — это те действия, которые позволяют человеку развлекаться или развлекаться. Это те виды деятельности, которые индивид не выполняет по обязательствам, а выполняет их, потому что они приносят удовольствие.
Мероприятие – это вид человеческой деятельности, предполагающий встречу и взаимодействие разных людей, ограниченный по времени и связанный с реализацией каких-либо общих целей.
Под технологией развлекательных мероприятий понимается комплекс приемов труда аниматора, организация этого труда, использование специальных технических средств (объектов, сооружений, инструментов и приспособлений). Это сложный и многоплановый процесс, поскольку решает следующие задачи: создание анимационных программ, экономический просчет стоимости каждой программы, их реализацию и, наконец, творческое воплощение запрограммированных анимационных мероприятий с последующим анализом. Данный технологический процесс представляет собой целостную систему, в которой взаимодействуют все компоненты.
программа – это смонтированный воедино комплекс разнородных элементов, среди которых можно выделить танцевальные блоки, игры, встречи с интересными людьми, концертные номера и многое другое. Можно встретить следующие виды таких программ:
- Познавательно-развлекательная программа (конкурс, викторина, интеллектуальная игра).
- Праздничная историческая программа (литературно-музыкальные композиции к памятным датам, концертные программы и др.).
- Танцевально-игровая программа (вечер отдыха, тематическая дискотека).
- Фольклорная программа (обрядовые праздники).
Культурно-досуговая программа несет в себе целью коллективный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский утренник, молодежная шоу-программа). Эта форма мероприятия отличается разнообразием и непринужденностью форм общения – познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой. Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории.
В настоящее время в структуре современной культуры все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта, их досуга и отдыха. шоу программа культурный
Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышные костюмированные сценические действа с участием популярных артистов (в небольших городах – местного значения), динамически яркие, насыщенные спецэффектами, зрелищные, несущие в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.
Существуют также такие виды комплексных досуговых программ (далее КДП), как бал, театрализованное шествие, «посиделки», литературно-музыкальные композиции и пр. Или посвященные памятным датам, а также большие праздничные мероприятия (8 марта, 9 мая, 23 февраля, День смеха – 1 апреля, Новый год, Рождество и др.). Также и различные культурные мероприятия, посвященные профессиональным праздникам (День строителя, День милиции, День энергетика и пр.).
Но существуют и другие - эксклюзивные - комплексные культурно-досуговые программы. В настоящее время они начинают пользоваться большой популярностью, и распространяется в следующих сферах:
- туризм и путешествия (занимает первое место по эксклюзивным КДП);
- развлечения (второе место по эксклюзивным КДП);
Что касается туризма, путешествий и развлечений, в сотрудничестве с экскурсионными организациями многие туристические фирмы или частные предприниматели организуют различные виды мероприятий развлекательного и познавательного характера, как для индивидуальных туристов, так и группам. Также предлагаются эксклюзивные досуговые программы. Например, чартер на яхтах; джиппинг; обзорные полеты на самолетах-амфибиях и многое другое.
Таким образом, можно сделать выводы, что в настоящее время они (эксклюзивные КДП) начинают пользоваться большой популярностью, и распространяется в следующих сферах: туризм и путешествия; развлечения.
Эксклюзивные культурно-досуговые программы – это всегда инновации, так как в культурно-досуговой сфере программа не может долго оставаться эксклюзивной в связи с развитием этой сферы, и мгновенными действиями конкурентов.
Система организации досуга определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время. Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной потребности порождает обычно новую. Это позволяет менять вид деятельности и обогащать досуг. В сфере досуга и отдыха человека должен осуществляться переход от простых форм деятельности ко все более сложным, от пассивного отдыха – к активному, к удовлетворению более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации – к духовным, эстетическим наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству.
Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходит изменения и в структуре досуга, отдыха. Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если человек (а особенно – молодой человек) не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры.
В комплексных культурно-досуговых программах особое значение имеет творческая деятельность организаторов. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг и отдых в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.
Таким образом, в вышеописанном мы рассмотрели комплексные культурно-досуговые программы различных видов и разнообразной направленности.
Технология создания и реализации развлекательных программ для молодежи, как система состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем. Рассмотрим каждую из них:
- Организационная – организация совместной деятельности команды, экономического, технического, рекламного отделов;
- Инструкторско-методическая – создание и разработка сценариев мероприятий, текстов экскурсий, подбор спортивных игр и соревнований, составление маршрутов походов с последующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта;
- Режиссерская – распределение ролей, составление планов репетиций, постановка спектакля, шоу;
- Техническая – подготовка технических средств (объектов, сооружений, инструментов и т.д.), площадки (сцены) для развлекательных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения и пр.
1.Акимова Л.А. Социология досуга: Учебное пособие. — М.: МГУКИ, 2003. — 123 с.
2.Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: Сборник статей. — М.: МГУК, 1995. — 121 с.
3.Арефьев М. А., Давыденкова А. Г., Осипов И. Д. Русская культурология. — СПб., 2003 -201 с.
4.Арнольдов, А.И. Культура и горизонты XXI века / А.И. Арнольдов // Вестник МГУКИ. — 2003. — №1. — С.9-18.
5.Башмачникова Е. В., Ерохина Л. И. Организация обслуживания населения. — Тольятти, 2002 — 326 с.
6.Белых А. Кино, вино и домино // Бизнес-журнал. — 2007. — №3. — С.13.
7.Березовая Л. Г., Берлякова Н. Н. История русской культуры. В 2-х ч. М., 2002 — 400 с.
8.Богалдин-Малых В. В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса: туристические, гостинично-рест оранные и развлека-тельные комплексы. — М.-Воронеж, 2004 — 284 с.
9.Борисов Б. Л. Технология рекламы и PR. — М., 2004 — 624 с.
10.Боуэн Дж., Котлер Ф., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. — М., 2005 — 180 с.
11.Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. — М.: Аспект Пресс, 1995 — 382 с.
12.Бутенко, И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных / И.А. Бутенко // Социол. исслед. — 2002. — № 7. — С.82-89.
13.Вишняк А. И., Тарасенко В. И. Культура молодежного досуга. — Киев, 1988 — 70 с.
14.Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2007-2011 гг. Российский рынок: материалы аналит. исслед. / PricewaterhouseCoopers, Wilkofsky Gruen Associates. N. Y., 2007. С. 12.
15.Галенская Л. Н., Михеева Н. А. Менеджмент в социально-культурной сфере. СПб., 2000 — 170 с.
16.Гликман, И.З. Свободное время и развитие личности / И.З. Гликман // Наука и шк. — 2004.- №5.- С.31-35.
17.Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Изменяющаяся Россия в зеркале социологии. М., 2004. С. 125.
18.Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга — М. 1999 — 679 с.
19.Доронкина, Е.Г. Проблема осознания сущности досуга / Е.Г. Доронкина // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. — М.: МГУК, 1996. — С.5-14.
20.Дуликов, В.З. Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом. — М.: МГУК, 2003 — 109 с.
21.Дусенко С. В. Управление социально-культурным сервисом и туризмом. Хабаровск, 2004 232 с.
22.Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности. — М., 2002 327 с.
23.Жаркова Л.С. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособие / Л.С. Жаркова, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. — М.: МГУК, 2006.- 110 с.
24.Журко Т.В. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: Учебно-методическое пособие. — М.: МАТГР, 2003. — 98 с.
25.Запесоцкий А.С. Стратегический маркетинг в туризме: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 1999. — 384.
26.Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учеб. пособие / Г.Б. Казначевская, И.Н. Чуев, О.В. Матросова. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 378 с.
27.Кашенец А. В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях. — М., 2004 — 384 с.
28.Кирилов А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме.- С-Пб.:, 2006 — 372 с.