В Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике главным институтом защиты человека теперь является пенсионное обеспечение. Ввиду этого наблюдается социальная напряженность в обществе. Причина такого явления: существенные проблемы в системе пенсионного обеспечения, которая остается неизменной на протяжении нескольких лет, для чего и необходимо разработать пути его совершенствования. В этом и состоит актуальность данной выпускной квалификационной работы/
Cистема пенсионного обеспечения предполагает начисление и выдачу гражданам специальных выплат, призванных заменить заработную плату в тех или иных ситуациях. Наиболее широко распространена трудовая пенсии по старости, которая выдается после достижения определенного возраста и заменяет утраченный трудовой доход.
Рост числа получателей федеральной социальной доплаты к пенсии на 15% в 2019 году свидетельствует о том, что изменения в пенсионной системе не позволили достичь достойного уровня жизни для этой категории граждан, признали аудиторы в аналитической записке о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ за январь–декабрь 2019 года.
На конец 2019 года около 3,9 млн пенсионеров получали федеральную социальную доплату к пенсии, что на 507,6 тыс. человек (на 15%) больше, чем на начало года, говорится в документе. Всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины ПМП (в 2019 году в целом по России она составляла 8846 руб.).
Пенсионная реформа стала фактически единственной из реализованных среди тех изменений, которые еще с 2010 годов предлагал Алексей Кудрин в различных ипостасях. Нет ни разгосударствления экономики, ни заметных структурных реформ в экономике, ни предоставления больших прав регионам. Это все сложные процессы, а вот просто объявить об изъятии из карманов граждан пенсионных выплат оказалось куда как проще. Правда, задекларированные этой реформой цели пока не хотят достигаться.
Проведенное повышение пенсионного возраста не решило ни одной из проблем Пенсионного фонда, ни одной из проблем пенсионеров. И не только не помогло экономике, но даже более того – заретушировало те проблемы, которые есть. Нельзя не заметить, что некоторые из направлений проводимой пенсионной реформы в какой-то степени буксуют или показывают меньшую эффективность, чем ожидалось изначально. Но в целом судить о глубинных изменениях в системе пенсионного обеспечения по столь краткому периоду было бы неверным. Пенсионная реформа – это процесс сложный и весьма протяженный во времени. Даже увеличение возраста выхода на пенсию идет поэтапно и пока не слишком сильно отразилось ни на количестве трудящихся россиян (их доля растет очень медленными темпами), ни на коэффициенте замещения».
«Первые результаты пенсионной реформы не удивляют. Уже на ее старте было ясно, что целью реформы не является повышение пенсий. Это была мера, направленная прежде всего на экономию бюджетов – и федерального, и ПФР – за счет значимого снижения пенсионных выплат.
С этой точки зрения реформа уже проявляет себя. Доля расходов на пенсии в ВВП снизилась с 9% в 2017 году до 7,9% в 2019-м. При этом удельный вес доходов, предназначенных на пенсионное обеспечение в ВВП, составил 8% в 2019 году, то есть впервые с 2017 года он превысил долю выплат на эти цели. Таким образом, дополнительные доходы в системе появились, но они не в полной мере реализованы в выплатах пенсионерам. То есть недоплаченные им деньги просто оседают внутри системы. Дело в том, что свои реальные, а не декларируемые основные цели она выполняет.
Цель исследования заключается в анализе пенсионного обеспечения в Российской Федерации и формировании мероприятий по совершенствованию пенсионной системы.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие права граждан на пенсию и его содержание;
- изучить важнейшие нормативные акты России о пенсионном обеспечении;
- рассмотреть виды пенсионных систем;
- изучить формы и способы защиты прав граждан в сфере пенсионного
обеспечение;
- обозначить проблемные вопросы в сфере защиты прав граждан на пенсионное обеспечение и перспективы их решение.
Объектом исследования является пенсионная система, ее развитие в условиях реформирования.
Предметом выступают отношения, возникающие в процессе развития пенсионной системы.
При написании работы были исследованы труды научных специалистов, проведен анализ учебной, монографической литературы, изучены законодательные и нормативно-правовые акты, в том числе посредством анализа Интернет-ресурсов.
Теоретической и практической базой при написании работы послужили учебники, труды отечественных специалистов, нормативно-правовые акты, отчеты Управления Пенсионным фондом; материалы, полученные в результате прохождения практики.
В процессе исследования использовались такие методы как анализ существующей системы пенсионного обеспечения, анализ статистических сведений об уровне пенсионного обеспечения, метод включенного наблюдения.
Глава 1 Российское законодательство о праве граждан на пенсионное обеспечение
1.1. Понятие права граждан на пенсию и его содержание
В Российской Федерации действуют три вида пенсионного обеспечения:
Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается государственным служащим (в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей), участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию, нетрудоспособным гражданам, а также гражданам, достигшим возраста 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин, не имеющим права на трудовую пенсию [12].
Обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя. Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования, нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц, в случае потери кормильца.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами России.
Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение - негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.
Беззаявительный перерасчет пенсии - это изменение размера страховой части трудовой пенсии, происходящее автоматически, без подачи письменного заявления в территориальные органы Пенсионного фонда, в связи с изменением обстоятельств, от которых зависит этот размер, или в связи с изменением законодательства [18].
На беззаявительный перерасчет страховой части имеют право получатели трудовых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности производится с 1 августа каждого года на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые не были учтены при определении размера этой части указанной пенсии при ее назначении или перерасчете независимо от причины, по которой они не были учтены первоначально. Такими причинами могут быть появление дополнительного заработка, с которого уплачены страховые взносы, или уточнение первоначальных сведений по уплате страховых взносов, Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца подлежит корректировке с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена эта пенсия.
По желанию граждан сохраняется также порядок заявительного перерасчета страховой части трудовой пенсии по старости или по инвалидности- Если такие граждане изъявят желание произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии с другой даты (не с 1 августа), то они должны подать заявление об указанном перерасчете в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Валоризация - денежная переоценка пенсионных прав всех россиян, имеющих трудовой стаж до 2002 года.
С 1 января 2010 года расчетный пенсионный капитал (расчетная величина, с учетом которой после пенсионной реформы 2002 года для пенсионеров старшего поколения определяется страховая часть трудовой пенсии), сформированный до 2002 года, был увеличен на 10% и дополнительно по 1 % за каждый год трудового стажа гражданина до 1991 года.
Валоризация была проведена в беззаявительном порядке на основании документов, имеющихся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для определения процента увеличения пенсионного капитала за периоды до 1 января 1991 года учитывался трудовой стаж, имевшийся у гражданина на указанную дату, принятый во внимание при оценке пенсионных прав. При этом никаких ограничений в данном случае не было, был учтен весь стаж, в том числе сверх максимальных показателей (40 лет у женщин и 45 лет у мужчин).
Выплата пенсии - ежемесячное перечисление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации начисленных к доставке сумм пенсии на счет организаций, осуществляющих доставку пенсии пенсионерам.
Выплата пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания пенсионера в установленном размере за текущий календарный месяц [20].
Пенсионеру, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения.
Группы инвалидности - в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, возникшей в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид». Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп - на один год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на один или два года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.