Каждый человек, вступая в жизнь, застает мир вещей, предметов, произведенных предшествующими поколениями людей, различные политические социальные институты и учреждения, а также социальные нормы, религиозные догматы, эстетические идеалы и другие формы общественного сознания.
Только овладев необходимыми знаниями и профессиональными навыками, человек может активно включиться в общество как член определенной социальной группы, класса, трудового коллектива, общественной или политической организации, собственник имущества, производитель материальных или духовных благ. Словом, государство обязано не только обеспечить свободное развитие личности, но и создать условия, при которых каждый имел бы реальную возможность проявить свои знания, способности в общественно полезном труде.
Государство способно выполнить названные задачи только опираясь на мощную и стабильную экономику, обеспечивающую материальное благополучие и процветание общества. Весьма важно и то, чтобы материальный источник достойной жизни был поставлен в прямую зависимость от участия каждого в общественно полезном труде.
Свое материальное благополучие человек должен создавать сам. Государство способствует ему в этом и тем более не создает искусственных препон для трудовой и предпринимательской деятельности человека, самореализации его творческих потенций как личности. Однако в современном обществе далеко не каждый своим трудом или иным законным способом может обеспечить материальное благополучие и достойную жизнь, поэтому государство принимает и последовательно проводит специальные меры по улучшению материального положения как населения страны в целом, так и отдельных социальных слоев, категорий общества. Такое государство называют социальным государством, такое государство проводит эффективную социальную политику.
В ст. 25 Всеобщей декларации прав человека сказано:
«1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
- Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой».
Аналогичные нормы содержатся также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. (ст. ст. 10, 11).
Вышеизложенное определяет, почему тема данной работы является актуальной.
Данной проблеме посвящено достаточное количество исследований в отечественной и зарубежной литературе. Так, еще в начале XX в. Л.А. Тихомиров выработал концепцию, не потерявшую значения и в наши дни. Он определял государство как «союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью». Идеи Л.А. Тихомирова во многом разделял выдающийся государствовед И.А. Ильин. Социальное государство и основные методы его построения исследовались в трудах Гонтмахера Е., Кухтевича Е. и других.
Объектом исследования данной работы является процесс построения социального государства.
Предмет исследования – формы и методы государственной социальной защиты населения.
Целью работы является выявление оптимальных форм и методов государственной социальной защиты населения. На основании цели в работе ставятся следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические и правовые аспекты государственной политики Российской Федерации в сфере социальной защиты населения;
- Изучить систему государственного управления Российской Федерации в сфере социальной защиты населения;
Научная новизна данной работы заключается в систематизации отечественного и мирового опыта проведения социальной политики и выдача рекомендаций по ее оптимизации в РФ, в первую очередь, на региональном уровне.
Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы и использованных источников.
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
1.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ
Под социальной защитой населения в широком смысле понимается деятельность государства, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан (материальная обеспеченность на уровне современных требований, личная безопасность, доступ к культурным ценностям, возможность физического и духовного развития и пр.). Социальная защита в узком смысле слова — система мер по поддержанию жизненного уровня трудоспособных и нетрудоспособных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее без внешней поддержки. Таким образом, социальная защита населения может рассматриваться и как средство формирования личности, и как государственная и общественная поддержка отдельных категорий населения [1, с.45].
Выделяют активную и пассивную социальную защиту. Первая направлена на трудоспособных членов общества; вторая — на нетрудоспособных и социально уязвимых лиц, которые не могут помочь себе сами.
Социальная защита выполняет следующие основные функции:
- Экономическую — компенсация дохода, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью, потерей кормильца, а также частичное возмещение дополнительных расходов, возникающих в связи с определенными жизненными обстоятельствами и оказание помощи малоимущим гражданам.
- Политическую — поддержание социальной стабильности в обществе при значительном разрыве в уровне жизни отдельных слоев населения.
- Демографическую — стимулирование рождаемости, снижение смертности, увеличение продолжительности жизни.
- Социально-реабилитационную — восстановление общественного статуса нетрудоспособных лиц и социально слабых групп населения.
К нуждающимся в социальной защите, принято относить:
- трудоспособных лиц в трудоспособном возрасте (безработные, незанятые, беженцы, переселенцы, уволенные с военной службы, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и пр.);
- нетрудоспособных лиц в трудоспособном возрасте (инвалиды
идр.);
- лиц в возрасте младше трудоспособного (дети-сироты, безнадзорные, инвалиды);
- лиц старше трудоспособного возраста (одинокие, престарелые, пенсионеры, ветераны войн);
- иных лиц, нуждающихся в помощи (малообеспеченные, молодые семьи с детьми, люди, попавшие в трудную ситуацию).
В России существуют следующие виды социальной защиты.
Во-первых, социальные денежные выплаты, которые делятся на две группы.
- Социальные выплаты, обусловленные, как правило, прежней трудовой деятельностью, обеспечиваемые прежде всего системой социального страхования и финансируемые за счет специальных внебюджетных фондов. Они распространяются на застрахованных лиц (основная категория — наемные работники) и предоставляются в случае утраты либо существенного снижения заработка (дохода), при необходимости получения медицинской помощи и других социальных услуг. Сюда входят страховые выплаты (пенсии) и страховые пособия (краткосрочные или разовые) — по временной нетрудоспособности, по безработице, при рождении ребенка, а также компенсации работающим (например, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы), материальная помощь безработным и пр.
- Социальные выплаты за счет бюджетов всех уровней и средств общественных организаций, не связанные с выполнением трудовых обязанностей. Речь идет о социальной помощи малоимущим, льготах в соответствии со статусом или иным основанием, например, жилищные субсидии, выплаты инвалидам войны и т.п.
Во-вторых, натуральные выплаты (бесплатное питание, одежда, обувь, транспортные средства, топливо).
В-третьих, социальные услуги (медицинские услуги по обязательному и добровольному медицинскому страхованию, а также по социальному обслуживанию лиц, находящихся в сложной жизненной ситуации).
В-четвертых, социальная поддержка населения, предусматривающая предоставление денежных выплат, льгот, компенсаций трудоспособным лицам, временно оказавшимся в сложной ситуации.
Важную роль в системе социальной защиты населения играют социальные гарантии — меры по реализации государством конституционных прав граждан на получение важнейших социальных благ и услуг:
- выбор места работы и профессиональную деятельность;
- минимальный размер оплаты труда;
- минимальный размер пенсии;
- единовременное пособие при рождении каждого ребенка;
- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком по достижении им возраста 1,5 года;
- ежемесячное пособие на каждого ребенка;
- ежемесячное пособие на детей одиноких матерей, военнослужащих, проходящих срочную службу по призыву и пр.;
- ритуальное пособие;
- минимальный размер пособия по безработице;
- минимальный размер стипендии;
- жилище;
- охрану здоровья и медицинскую помощь;
- образование.
В США, например, государство реализует различные социальные программы, на которые затрачивается примерно половина федерального бюджета, в том числе пособия по безработице, оказание медицинской помощи и пр. (37% федерального бюджета); содействие бедным — бесплатная медицинская помощь, питание, льготное жилье. Это является одновременно результатом и условием высокой эффективности экономики.
В то же время программы не решают проблему равного (справедливого) распределения доходов или создания привилегий отдельным группам населения. В большинстве случаев они направлены на формирование материальных предпосылок возвращения отдельных групп населения к самостоятельной активной деятельности [2, с.32].
Перечисленные меры социальной защиты в конечном итоге несколько снижают дифференциацию доходов населения. В то же время величина социальных трансфертов в обществе ограничена его финансовыми возможностями.
Реализация основных направлений социальной защиты населения требует соответствующей инфраструктуры. Ее объекты могут быть не только государственными, но и частными.