На сегодняшний день, действенным современным средством формирования, развития и систематизации административно-процессуальных форм деятельности органов исполнительной власти являются административные регламенты указанных органов и прежде всего федеральных.
В рамках проводимой административной реформы в последние десятилетия российская правовая система обогащается значительным количеством нормативных актов в виде административных регламентов, административных процедур. Наряду с этим актуальной продолжает оставаться задача совершенствования уже принятых и действующих административных регламентов и административных процедур, что «является одним из ключевых направлений проводимой в Российской Федерации административной реформы».
Дальнейшее совершенствование нормативной базы в области регулирования административных отношений требует не только критического анализа действующих актов российского законодательства, но также изучения зарубежного опыта государственного управления, осуществляемого в том числе на основе административных регламентов и административных процедур. Процесс функционирования органов исполнительной власти всё в большей степени основывается на применении административных регламентов.
Ключевым условием эффективного выполнения целей и задач, стоящих перед государственными органами, является правильное представление служащих о круге своих полномочий и деятельности государственного органа в целом. Этому способствует регламентация работы государственных органов и служебной деятельности непосредственных исполнителей функций таких органов.
В юридической литературе принято выделять две формы регламентации деятельности государственной власти: административный регламент государственного органа и должностного регламента служащего такого органа.
Разработка и применение административных регламентов органов исполнительной власти являются приоритетным направлением административной реформы, последовательно проводимой в Российской Федерации в соответствии с указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.
В свете проводимой реформы административные регламенты органов исполнительной власти призваны решить ряд насущных проблем формирования и развития исполнительной власти, что является актуальным для изучения на сегодняшний день.
В условиях конституционного признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, а также развития различных форм собственности и свободы экономической деятельности административные регламенты выступают эффективным юридическим средством:
– противодействия коррупции в сфере реализации исполнительной власти;
– оптимизации (повышения качества) исполнения государственных функций, возложенных на органы исполнительной власти;
– упорядочения отдельных государственных полномочий Российской Федерации, передаваемых органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления;
– обеспечения системности регламентации вопросов организации и деятельности органов исполнительной власти.
Объект исследования – общественные отношения в сфере взаимодействия органов исполнительной власти.
Предмет исследования – теоретические, правовые и организационные проблемы регламента взаимодействия органов исполнительной власти.
Цель работы – провести анализ взаимодействия органов исполнительной власти согласно регламенту а также выявить их правовые и организационные проблемы функционирования.
Задачи исследования:
- Исследовать понятие, признаки и виды административных регламентов федерального органа исполнительной власти;
- Проанализировать административный регламент Федеральной таможенной службы по предоставлению информации о выпуске товаров;
- Изучить административные регламенты взаимодействия федеральных органов исполнительной власти;
- Исследовать механизм реализации административного регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.
В научной литературе эта тема имеет достаточно широкое освещение. Основными источниками, которые использовались в данной работе, стали ра-боты таких авторов как: Беляева Г.С., Владимирская Е.В., Емельянова Т.А., Колягина Е.С., Нагорная М.С., Стахов А.И.
В данной работе будет предпринята попытка, комплексно подойти к изучению регламента взаимодействия органов исполнительной власти и объективно оценить все представленные суждения.
1 Общая характеристика регламента органов исполнительной власти
1.1 Понятие, признаки и виды административных регламентов федерального органа исполнительной власти
Под административным регламентом органа исполнительной власти следует понимать изданный на основании Конституции Российской Федерации (далее – Конституции РФ[1]), Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ»[2], иных федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ нормативный правовой акт, устанавливающий общие правила организации деятельности органов исполнительной власти по реализации административных полномочий и взаимодействия этих органов, общий порядок внутреннего устройства органов исполнительной власти, квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей государственных служащих с учетом задач и функций органа исполнительной власти, а также порядок взаимодействия органов исполнительной власти с физическими и юридическими лицами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями по реализации административно-публичных функций, возложенных на органы исполнительной власти[3].
На основании сформулированного определения можно выделить следующие отличительные признаки административного регламента органа исполнительной власти.
Во-первых, административный регламент является подзаконным правовым актом, который разрабатывается в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и на основе целого ряда специальных унифицированных нормативных правовых актов Правительства РФ: Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, Порядка исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг).
Во-вторых, административный регламент является специфическим нормативным правовым актом, в котором содержатся административно-процессуальные нормы, регламентирующие совместные действия должностных лиц и подразделений органа исполнительной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также административно-процессуальные нормы, регламентирующие совместное поведение должностных лиц и подразделений органа исполнительной власти, физических и юридических лиц, учреждений и организаций, связанное с реализацией административно-публичных функций, возложенных на органы исполнительной власти.
В-третьих, административный регламент органа исполнительной власти устанавливает временные пределы (административно-процессуальные сроки) действий должностных лиц и подразделений данного органа, некоторых других государственных органов, органов местного самоуправления, а также временные пределы совместных действий должностных лиц и подразделений органа исполнительной власти, физических и юридических лиц, учреждений и организаций по реализации административно-публичных функций, возложенных на орган исполнительной власти.
В-четвертых, в нормах административного регламента устанавливается последовательность совместных действий и решений должностных лиц и подразделений органа исполнительной власти, иных государственных органов, физических и юридических лиц, организаций и учреждений, связанных с осуществлением органом исполнительной власти административно-публичных функций.
В-пятых, в содержании административного регламента можно выделить административные процедуры, в соответствии с которыми разнообразные по содержанию административно-правовые действия органа исполнительной власти (должностных лиц и подразделений данного органа) выстраиваются в формально определенную последовательность, направленную на принятие решения по административным делам, связанным с реализацией возложенных на орган исполнительной власти административно-публичных функций.
В-шестых, административные регламенты органов исполнительной власти утверждаются, как правило, руководителями соответствующих органов. В частности, административные регламенты федеральных органов исполнительной власти утверждаются федеральными министрами, директорами федеральных служб и федеральных агентств.
В-седьмых, административные регламенты органов исполнительной власти призваны установить и поддерживать отдельные стороны административного правопорядка. В частности, административные регламенты устанавливают:
а) общие правила организации деятельности органов исполнительной власти по реализации административных полномочий и взаимодействия этих органов;
б) общие правила внутренней организации органов исполнительной власти;
в) квалификационные требования к государственным служащим органа исполнительной власти;
г) порядок взаимодействия с физическими и юридическими лицами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями по реализации административно-публичных функций, возложенных на органы исполнительной власти[4].
Административные регламенты можно подразделить по назначению на следующие виды:
1) регламенты взаимодействия органов исполнительной власти, устанавливающие общие правила организации деятельности органов исполнительной власти по реализации административных полномочий и взаимодействия этих органов, например:
– Регламент взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной миграционной службы, их территориальных органов по контролю за исполнением вынесенных Министерством юстиции Российской Федерации решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы ;
– Регламент взаимодействия МВД России с федеральными органами
исполнительной власти;
– Регламент взаимодействия органов исполнительной власти города
Москвы и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве по решению вопроса об использовании жилищного фонда города Москвы при лишении родителей родительских прав в порядке применения части 2 статьи 91 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) регламенты внутренней организации органов исполнительной власти, содержащие общие правила взаимодействия подразделений и должностных лиц этих органов, к примеру:
– Регламент внутренней организации Министерства образования и науки Российской Федерации;
– Регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
3) регламенты административно-публичных функций, которые устанавливают административные процедуры и административные действия по осуществлению возложенных на орган исполнительной власти административно-публичных функций, например:
– Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по предоставлению информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных организациях;
– Административный регламент исполнения Министерством юстиции
Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций;