Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является социальным государством. Под социальным государством принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.
Социальное государство призвано помогать социально слабым слоям населения, влиять на распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человеческое существование. Наиболее характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике, которая в соответствии с конституцией Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение.
Актуальность темы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с повышением эффективности правового регулирования оказания социальных услуг населению в Российской Федерации. Задача совершенствования правового механизма оказания социальных услуг приобретают в настоящий период особую актуальность ввиду направленности перспектив развития государственного регулирования на повышение эффективности социальной сферы, качества жизни в России.
Целью данной курсовой работы является анализ набора социальных услуг, основания и порядка их предоставления.
Исходя из поставленной цели, в работе стоят следующие задачи:
- Ознакомиться с понятием набора социальных услуг и порядком его предоставления;
- Рассмотреть категории граждан имеющих право на получение социальных услуг
- Исследовать натуральную форму набора социальных услуг;
- Исследовать денежную форму предоставления набора социальных услуг;
Объектом данной курсовой работы является законодательство в области социальных услуг.
Предметом являются правовые нормы регулирующие набор социальных услуг Российской Федерации, основания и порядок его предоставления.
Теоретическая основа исследования состоит из трудов следующих ученых: Азарова, Е.Г., Буянова, М.О., Братыгин, С.К., Выдрин, И.В., Галаганов, В.П., Захаров, М.Л., Мачульская, Е.Е. и др.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания реальной действительности. В процессе проведения исследования были использованы общенаучные и специальные методы науки: формально-логический, формально-юридический, наблюдение, анализ, синтез, индукция, дедукция, описание, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие методы исследования. Метод данной курсовой работы – это изучение и сравнение нормативных актов и литературы в области права социального обеспечения.
Структура исследования, согласно поставленны.м задачам, состои.т из введения, 2 глав, разбиты.х н.а параграфы, заключени.я и списк.а использованны.х источников.
- Понятие и особенности предоставления набора социальных услуг в РФ
1.1. Понятие и порядок предоставления набора социальных услуг
Прежде всего необходимо понять, что же такое социальная услуга и набор социальных услуг соответственно
В теории, законодательстве и правоприменительной практике в настоящее время отсутствует общепринятое и обобщенное понятие для характеристики довольно разнообразных мер социальной помощи и поддержки, мероприятий, осуществляемых профессиональными социальными работниками по социальному обслуживанию на дому и в стационарных учреждениях, а также общественными объединениями и добровольцами, участвующими в социальной работе не только с детьми, инвалидами, лицами пожилого возраста, но и лицами, например, с криминальным настоящим или прошлым Вместе с тем не только в теории, но и в законодательстве большое распространение получило понятие социальных услуг Как правило, такие услуги в социологической литературе определяют как услуги, соответствующие социальным потребностям населения и потребностям в обслуживании и уходе
В актах международного права употребляется понятие «гуманитарные услуги», которые включают услуги в таких социальных сферах, как образование, здравоохранение, психотерапия, благотворительность, профессиональная реабилитация и др[1] Услуги, предназначенные для защиты или восстановления благополучия граждан, обычно дополняют помощь семье и рыночные механизмы их получения Как универсальные услуги, так и услуги для отдельных групп с различными потребностями определяются как гуманитарные
Обычно понятия «гуманитарные услуги», «социальные услуги» и «гуманитарные ресурсы» используются как однородные
С использованием конкретного перечня и определения их содержания дается определение социальной услуги в государственных стандартах предоставления таких услуг различным категориям лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также в определенных сферах социальной деятельности, в частности социальном обслуживании населения
Понятие услуг, в том числе и социальных, используется в гражданском законодательстве для обозначения объекта гражданских прав наряду с вещью (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права), работой, результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации (интеллектуальной собственностью), нематериальными благами Оказание услуг широко регулируется гражданско-правовыми договорами
Понятие социальных услуг как государственных и муниципальных вошло в законодательство, регулирующее управленческую деятельность Такое законодательство включает прежде всего законы, регулирующие организацию государственной и муниципальной службы (федеральные законы № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»), организацию деятельности органов государственной и муниципальной власти (в частности, федеральные законы № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и т№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), а также организацию предоставления государственных и муниципальных услуг [2]
В последнем случае это Федеральный закон от № 210-ФЗ (в ред от 21 июля 2020 г) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в котором определяется:[3]
- государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Федерации, представляющая собой деятельность по реализации функций соответствующего органа публичной власти, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных законодательством полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;
- муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, есть деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований
По мнению Буяновой МО, социальные услуги — это содержательная часть деятельности, направленной на социальную помощь и поддержку, социальное обслуживание, социальную защиту и социальное обеспечение лиц, которые оказались в трудной жизненной ситуации и нуждаются в них[4]
В соответствии же с ст 3 Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28122013 N 442-ФЗ (последняя редакция) социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности
Как нам представляется, титульное определение является более совершенным и надлежащим образом позволяет регулировать общественные отношения в плоскости социального обеспечения
Набор социальных услуг - это виды социальных услуг, предоставляющиеся отдельным категориям граждан, в соответствии ФЗ «О государственной социальной помощи» независимо от размера доходов [5]
Набор социальных услуг состоит из 3 составляющих:[6]
- дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
- путевки на санаторно-курортное лечение;
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно
Инвалиды III степени и дети-инвалиды имеют право на получение второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица