На сегодняшний день прослеживается развитие общества, модернизация информационных, коммуникативных, социальных, экономических, политических и стратегических ресурсов. Так, в качестве ключевого понятия в современном демократическом государстве выступает, в том числе, и понятие «безопасность». Указанное обусловлено тем, что государством, обществом в целом и его отдельными индивидуумами безопасность воспринимается именно как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Потребность безопасности затрагивает весь спектр сфер общественных отношений, охрану которых осуществляют на повседневной основе сотрудники системы органов внутренних дел (далее ОВД). Таким образом, отмечается возложение на систему ОВД государственно-важный ряд функций. В настоящее время отмечается достаточно широкий и разнообразный перечень сфер деятельности данной системы органов государственной власти. Именно разнообразие сфер деятельности позволяет сделать объективный вывод о появлении потребности в формировании, совершенствовании, реконструкции органов государственной власти в сфере общественной безопасности. Также отмечается практическая необходимость в специализированных подразделениях, назначение которых заключается в борьбе, например, с экстремизмом, терроризмом, по другим актуальным правоохранительным направлениям.
В российском обществе на протяжении всей истории становления и функционирования системы ОВД уделялось достаточное внимание непосредственно деятельности сотрудников данной системы. Такой вывод обоснован тем, что непосредственно деятельности системы ОВД затрагивает интересы как государства и общества в целом, так и отдельных граждан.
Деятельность сотрудников системы ОВД затрагивает ряд факторов, которые затрагивают и нравственную сторону вопроса посредством столкновения с рядом соответствующих проблем. Основанием нравственных проблем в данном случае выступает специфика содержания, целей, форм, средств и методов деятельности сотрудников ОВД. Перед сотрудниками ОВД стоит в большей степени важная и ответственная задача, заключающаяся в обеспечении безопасности граждан, правопорядка. При этом, нельзя не отметить важности такой части деятельности системы ОВД как применение мер принуждения и ограничение прав личности. В данном случае прослеживается противоречие между конституционными гарантиями и действительностью в общественном сознании.
Цель работы заключается в комплексном исследовании правового статуса полиции.
Задачами данного исследования являются:
- исследование правовых основ деятельности полиции в Российской Федерации;
- рассмотрение понятия и содержания правового статуса полиции в Российской Федерации;
- изучение основных полномочий полиции в Российской Федерации;
- анализ одного из важнейших направлений деятельности полиции в Российской Федерации – обеспечение прав и свобод граждан.
Объектом данного исследования являются правоотношения, связанные с деятельностью полиции.
Предметом исследования выступает действующее законодательство России, регулирующее деятельность полиции.
Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся проблемных аспектов правового статуса полиции в Российской Федерации, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.
Методологической основой исследования являются методы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.
Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ПОЛИЦИИ В РФ
§1.1. Правовые основы деятельности полиции в Российской Федерации
Принимая за основу такой подход как системность, определяется нормативно-правовые основы деятельности полиции. Данная система определяется совокупностью нормативных правовых актов, принятых уполномоченными на то органами в пределах их компетенции и выступающих в качестве регулятора организации и деятельности полиции. В качестве отличительной черты правового регулирования деятельности полиции выступает множественность его субъектов и источников. Указанное обусловлено множественностью и разнообразием решаемых полицией задач.
На момент исследования поставленного вопроса действует достаточно обширная система правовых актов, положения которых определяют основы функционирования полиции. Так, в первую очередь следует отметить положения Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г .
Данным нормативным правовым актом определены общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, среди которых основополагающее место занимают положения федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ (далее ФЗ «О полиции»), нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти.
Важно понимать, что по отношению к перечисленному ряду правовых актов Конституция РФ является основным, поскольку она «имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации». В первую очередь необходимо отметить ключевое место в разрезе ряда правовых основ деятельности полиции разработанный и изданный 9 лет назад Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». Важно отметить, что ранее действующий Закон РФ от 18.04.1991 «О милиции» к моменту первого существенно устарел, соответственно не был способен отвечать современным реалиям. При этом, деятельность милиции в период незадолго до принятия ФЗ «О полиции» достаточно часто регулировалась не только базовым законом, но и значительным количеством нередко конкурирующих между собой нормативных правовых актов.[1]
Практическая необходимость внесения изменений в регулирование деятельности милиции заключалась в том, что вопросы организации и деятельности милиции только на федеральном уровне затрагивались в достаточно обширном ряде правых актов. Так, ранее действующая система правовых актов регулирования деятельности милиции включала в себя более чем тысяче законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации и примерно в десяти тысячах ведомственных актов. Такое положение дел имело два последствия.
Так, с одной стороны, была затруднена правоприменительная практика, а с другой – имело место неоправданное усиление присутствия милиции в жизни общества.
Таким образом, государством на милицию возлагались несвойственные ей функции. Также следует отметить, что деятельность милиции находилось в таком состоянии, что правовое регулирование свидетельствовало тому, что «практически она из правоохранительного органа перешла в категорию правоприменительного».
Кроме того, Конституция РФ определяет базовые принципы правового регулирования общественных отношений, в общем, в том числе, в сфере охраны общественного порядка. Также положениями Конституции РФ закреплены основополагающие нормы деятельности всех правоохранительных и силовых структур. Также в разрезе исследуемого вопроса следует отметить положения международных договоров Российской Федерации и общепризнанные принципы и нормы международного права.
На момент изучения вопроса правовых основ деятельности полиции в Российской Федерации регулирует достаточно обширный круг правовых актов международного уровня. Так, данная цифра составляет более 600 двусторонних и многосторонних договоров различного действия. В качестве примера следует отметить положения таких договоров как Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г., Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и др.
В части деятельности МВД РФ отмечается действие более 70 соглашений межведомственного характера с партнерами более чем из 40 зарубежных стран. В качестве примера данной группы правовых источников деятельности полиции в Российской Федерации относятся следующие - Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 года, Декларацию о полиции, утвержденную Резолюцией 690 Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 8 мая 1979 г.2 и ряд других.[2]
Следующий рассматриваемый элемент правовой основы деятельности полиции включает в себя федеральные конституционные законы. В качестве примера правовых актов и данной группы являются следующие – федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ3 и федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ 4. Положениями перечисленных правовых актов определено возложение на полицию обязанности по принятию участия в обеспечении режима военного и чрезвычайного положения в случае их введения на территории России или в отдельных ее местностях.
По отношению к ФЗ «О полиции» следует отметить его основную цель - повышение эффективности оперативно-служебной деятельности за счет концентрации управленческого воздействия на ключевых направлениях и разграничения компетенции на всех уровнях организации правоохранительной деятельности, что должно способствовать восстановлению единой централизованной вертикали управления правоохранительными органами. Важно отметить, что принятие данного нормативно-правового акта стало результатом практической необходимости «приведения действующих нормативных правовых актов в соответствие с ним и разработки новых, призванных охватить своим действием все основные общественные отношения, связанные с функционированием полиции».[3] Однако, в первоочередной переработке нуждались более чем 600 ведомственных нормативных правовых актов, а 4500 требовали серьезной корректировки.