Введение
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. Понятие пенсионного обеспечения в Российской Федерации
1.2. Общая характеристика пенсионного обеспечения федеральных и государственных служащих
- Ежемесячное пожизненное содержание судей
2.1 Назначение судье необлагаемого налогам ежемесячного пожизненного содержания
2.2. Право и порядок выплаты ежемесячного пожизненного содержания судей
Заключение
Список источников и литературы
Проведение судебной реформы в Российской Федерации, реализация принципа разделения властей, становление независимой судебной власти обусловливают высокую актуальность проблем, связанных с обеспечением эффективной и плодотворной деятельности судей как персональных носителей судебной власти. Значительный научный интерес представляет исследование системы гарантий, установленной законодателем в целях создания надлежащих условий для нормального функционирования механизма действия норм права и деятельности судей по осуществлению правосудия, основанного на принципах независимости, несменяемости и неприкосновенности судей.
В системе гарантий правового статуса судей решающее значение имеют гарантии социальной защиты (социальные гарантии), призванные обеспечить реализацию социальных прав судей в конкретных правоотношениях. Защищённость судьи от социальных рисков представляет собой одну из необходимых основ надлежащего осуществления правосудия, независимости судьи и, как следствие, судебной власти. Однако в этой сфере есть и нерешённые вопросы: понятие и система социальных гарантий правового статуса судей, критерии эффективности и деятельность названных гарантий. Между тем проблемы социальных гарантий судей пока что мало исследованы, не были предметом специальных научных исследований. Поэтому исследование проблем эффективности представляемых судьям Российской Федерации гарантий социальной защиты, ориентированное в первую очередь на совершенствование механизма их нормативного регулирования, обусловило выбор темы курсовой темы. Только эффективно действующая система гарантий позволяет наполнить субъективные права судей реальным содержанием.
Целью исследования данной работы является изучение пенсионного обеспечения судей.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
– раскрыть понятие пенсионного обеспечения в Российской Федерации;
– дать общую характеристику пенсионного обеспечения федеральных и государственных служащих;
– рассмотреть порядок назначения судье необлагаемого налогам ежемесячного пожизненного содержания;
– изучить право и порядок выплаты ежемесячного пожизненного содержания судей.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают при пенсионном обеспечении судей.
Предметом исследования являются правовые нормы, которые регулируют отношения, возникающие при пенсионном обеспечении судей.
Методологическую основу работы образуют следующие общенаучные методы познания: предметно-логический метод, методы синтеза и анализа, а также формально-правовой анализ использованных нормативных правовых актов.
Правовую основу настоящего исследования составляют следующие нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года), Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ; Федеральный закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Закон РФ от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации».
При выполнении работы были использованы труды таких авторов как В.А. Агафонов, А.С. Васильева, В.А. Власов, Е.Ю. Говорухина, И.В Григорьев, Е.А Истомина, Д.Е. Кожевников, Н.М. Саликова, А.С. Кузеванов, А.В. Медведев, Е.Г. Назаров, К.Н. Гусов, М.Л. Захаров, Е.Е. Мачульская, В.И. Попов, Э.Г. Тучкова, М.Ю. Федорова, В.Ш. Шайхатдинов.
Структура данной работы обусловлена целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы. Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель, задачи, объект, предмет, методы исследования. В первой главе рассмотрены теоретические основы пенсионного обеспечения федеральных и государственных служащих в Российской Федерации. Во второй главе рассмотрены права на ежемесячное пожизненное содержание судей и порядок выплаты пенсий. В заключении работы подведены общие итоги исследования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. Понятие пенсионного обеспечения в Российской Федерации
В статье 22 «Всеобщей декларации прав человека» 1948 года провозглашено, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечения. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся.[1]
У общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Поэтому вполне обоснованно в статье 25 указанной Декларации закреплена реализация права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях наступления старости, болезни, инвалидности или в иных случаях утраты средств к существованию по не зависящим от гражданина обстоятельствам.
Право социального обеспечения – это система правовых норм, регулирующая соответствующие категории граждан с управомоченными государственными органами по предоставлению им видов социального обеспечения в денежной и натуральной форме, а так же по установлению юридических фактов реализацией и защитой нарушенного права и функционирующая в рамках организационно правовых форм его осуществления, то есть за счёт специальных финансовых источников.
Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и других случаях, установленных законом, закрепленное в ст. 39 Конституции, является одним из важнейших социальных гарантий, действующих в любом цивилизованном обществе. Основным видом, «сердцевиной» социального обеспечения нетрудоспособных граждан является пенсионное обеспечение
Можно выделить следующие основополагающие принципы, на основе которых должна строиться система пенсионного обеспечения:
- каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение;
- каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;
- каждый застрахованный имеет право на страховую пенсию в соответствии с заработком, с которого уплачивались страховые взносы, и продолжительностью страхования;
- средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан не зависимо от их места жительства на территории РФ.
- финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов РФ и отраслей экономики. Расходы на пенсионное обеспечен лиц, не участвующих в пенсионном страховании, покрываются за счет cсредств федерального бюджета.
Пенсия – это ежемесячная долгосрочная выплата, назначаемая за счет государственных средств в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности, потерявшим кормильца.[2]
В соответствии с действующим законодательством пенсии можно классифицировать на пенсии по государственному пенсионному обеспечению (Закон о пенсионном обеспечении[3], Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу) и страховые (трудовые) пенсии[4] (Закон о страховых пенсиях).
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению –ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о пенсионном обеспечении, и которая предоставляется либо в целях компенсации им заработка(дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости, инвалидности, либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, случае наступления инвалидности или потери кормильца при достижении установленного законом возраста, либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления средств к существованию.
Пенсии по государственному пенсионному обеспечению подразделяются:
- на пенсии за выслугу лет;
- на пенсии по старости;
- на пенсии по инвалидности;
- на социальные пенсии.
Страховая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им пенсии либо утратил и нетрудоспособные члены их семьи в связи со смертью этих лиц, и право на которую определено в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом о страховых пенсиях.
Виды страховых пенсий следующие:
- по старости;
- инвалидности;
- случаю потери кормильца.
Финансирование выплаты страховой пенсии происходит за счет страховых взносов, вносимых работодателями. Тариф страхового взноса состоит из солидарной и индивидуальной части. На счетах застрахованных лиц отражается только индивидуальная часть тарифа, а солидарная часть используется для выплаты фиксированного базового размера страховой пенсии и на иные цели. На сегодняшний день общие тарифы страховых взносов на пенсионное страхование таковы. В пределах предельной базы, страховая часть для лиц 1966 года рождения и старше, а так же страховая часть для лиц 1967 года рождения и моложе составляет 22 %, из них 6 % – солидарная часть тарифа, 16 % – индивидуальная часть тарифа; свыше предельной базы, для обоих случаев составляет 10 % – солидарная часть тарифа.