Введение
Глава 1. Общая характеристика освобождения от уголовной ответственности в порядке амнистии и освобождения от уголовного наказания в порядке помилования
1.1. Понятие, сущность и признаки амнистии, её значение
1.2Понятие, сущность и значение помилования. Рассмотрение ходатайств о помиловании
Глава 2. Анализ понятия и содержания судимости
2.1. Понятие и сущность судимости
2.2. Актуальные вопросы погашения и снятия судимости
Заключение
Список литературы
Лицо, совершившее преступление и признанное судом виновным, должно понести предусмотренное законом наказание. Назначение и исполнение наказания – основной метод реализации уголовной ответственности. Однако наказание не является самой целью. Оно применяется не только в целях восстановления социальной справедливости, как сказано в ч. 2 ст. 43 Уголовного Кодекса Российской Федерации[1], но и для исправления осужденного. Поэтому в тех случаях, когда такое исправление достигается досрочно, до момента полного отбывания срока наказания, назначенного судом, или, когда исправление осужденного вообще достигнуть невозможно ввиду, например, его болезни, закон позволяет освободить осужденного, полностью или частично, от отбывания наказания.
Освобождение от наказания применяется в тех случаях, когда, цели наказания в силу личных особенностей осужденного не могут быть достигнуты или уже достигнуты досрочно вследствие положительного поведения осужденного.
Амнистия, равно как и помилование, являясь актом государственного прощения, реализует в российском законодательстве принцип гуманизма, сочетающийся с необходимостью активизации борьбы с преступным элементом[2].
Недостатка внимания ученых к осмыслению проблемы амнистии и помилования никогда не испытывалось, начиная с трудов советского периода и заканчивая исследованиями новейшего времени.
В российской юридической науке общетеоретические и отдельные аспекты помилования и амнистии исследовались в трудах Авакьяна С.А., Антоняна Ю.М., Вицина С.Е., Гришко А.Я., Дмитриева Ю.А., Зельдова С.И. и других ученых.
Актуальность темы заключается в том, что данные институты содержат в себе своеобразные элементы проявления гуманизма законодателя, поэтому данные институты открыты для осмысления не только сугубо с юридической, но и не в меньшей мере с моральной точки зрения.
Объект исследования: институты амнистии и помилования.
Предмет исследования: нормы законодательства уголовного права и научные исследования ученых-правоведов в области институтов амнистии и помилования.
Цель данной работы состоит в системном и развернутом анализе институтов амнистии и помилования в их теоретической, законодательной и практической составляющих.
Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть понятие и признаки амнистии;
- раскрыть понятие и содержание помилования;
- разграничить понятия амнистия и помилование, раскрыть их сходства и различия.
- рассмотреть сущность и значение судимости.
Методы исследования, использованные в процессе выполнения работы: анализ и изучение научной литературы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика освобождения от уголовной ответственности в порядке амнистии и освобождения от уголовного наказания в порядке помилования
1.1. Понятие, сущность и признаки амнистии, её значение
В системе существующих в российском законодательстве видов освобождения от наказания, а также смягчения положения лиц, совершивших антиобщественные и преступные деяния, важное место занимает амнистия.
Под амнистией, в толковом словаре С.И. Ожегова, понимается частичное или полное освобождение от судебного наказания определенной категории лиц, производимое верховной властью[3].
Впервые в Уголовном Кодексе Российской Федерации (далее УК РФ) нормы, касающиеся амнистии, наряду с нормами о помиловании и судимости выделены в специальную главу 13.
В прежних УК РФ имелась специальная статья (ст. 57 в УК РСФСР 1960 г[4].) о погашении судимости, а об амнистии и помиловании лишь упоминалось в отдельных статьях (ст. 24 и 56) без раскрытия содержания этих понятий[5].
Амнистия как государственно-правовой акт имеет следующие признаки:
Во-первых, она при всех обстоятельствах носит нормативный характер, т.е. распространяется на индивидуально неопределенный круг лиц, на неопределенное количество уголовных дел, независимо от того, на какой процессуальной стадии они находятся;
Во-вторых, инициатива их издания всегда исходит от государственного органа;
В-третьих, акты амнистии имеют общеобязательный характер как для правоохранительных органов, которые призваны применять акты амнистии, так и для тех лиц, которые попадают под акт амнистии. Единственное исключение - лица, не признающие себя виновными в совершении инкриминируемого преступления и настаивающие на судебном разбирательстве;
Наконец, в-четвертых, акт амнистии лишь создает нормативное основание для освобождения лица, определяет категории лиц, которые подпадают под амнистию, порядок и условия ее применения[6].
Амнистия, равно как и помилование, являясь актом государственного прощения, реализует в российском законодательстве принцип гуманизма, сочетающийся с необходимостью активизации борьбы с преступными элементами.
Акт амнистии не нейтрализует действующий закон, не декриминализует преступное деяние, совершенное амнистируемым, а только смягчает участь лиц, осужденных за преступление. А это означает проявление к ним милосердия со стороны государства.
Амнистия распространяется лишь на те преступления, которые были закончены до момента вступления в законную силу акта об амнистии. В этой связи сохраняет значимость постановления Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. с изменениями, внесенными постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 14 марта 1963 г. «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям»[7], в соответствии с которыми длящееся преступление начинается с момента совершения преступного действия (бездействия) и кончается вследствие действий самого виновного, направленных к прекращению преступления, или наступления событий, препятствующих совершению преступления[8].
В соответствии с п. «е» ст. 103 Конституции РФ[9] акты амнистии объявляются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Государственная Дума РФ решает вопрос о пределах распространения амнистии, принимая во внимание при этом криминогенную обстановку и иные обстоятельства. В частности, она рассматривает категории преступлений, к которым может быть применена амнистия, учитывая не только их общественную опасность, но и их распространенность, степень вреда, причиненного интересам личности, государственным, либо общественным интересам, а также общественный резонанс этих деяний.
Амнистия лишь смягчает положение лиц, совершивших преступление. Как акт милости и гуманизма она, прежде всего, распространяется на несовершеннолетних, женщин, а также лиц, совершивших преступления не большой и средней тяжести, имеющих заслуги перед Родиной либо лиц преклонного возраст.
Для принятия актов амнистии необходимы специальные условия, исходя из которых Государственная Дума решает вопрос об освобождении от ответственности и наказания лиц, совершивших правонарушения, либо о смягчении их наказания.
Во-первых, перед объявлением амнистии надо убедиться, что общеправовая ситуация в стране позволяет без ущерба для сограждан простить определенное количество осуждённых, освободив их от ответственности и наказания, или смягчить это наказание;
Во-вторых, лица, совершившие конкретные категории преступлений, для которых предусмотрена амнистия, не должны представлять общественной опасности для общества;
И, наконец, в-третьих, перед объявлением амнистии государство должно провести определенные социально-профилактические мероприятия, направленные на оказание помощи амнистируемым лицам, решение их трудовых, бытовых и жилищных проблем.