Введение
1.РАЗВИТИЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛАМ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.ОСОБЕННОСТИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПО ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
- Понятие, значение и особенности предмета доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних
- Особенности избрания меры пресечения в отношении несовершеннолетнего
- Особенности вызова и допроса несовершеннолетнего
3.ПРЕКРАЩЕНИЕ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
- Принудительные меры воспитательного воздействия, их место в системе мер уголовно-правового характера
- Прекращение уголовного преследования несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия
Заключение
Список использованной литературы
Оценка актуальности темы. В современнoм российском обществе в последние годы особую значимость приобретает проблема преступности несовершеннолетних, криминализации подростковой среды. Острота этих проблем обусловлена тем, что человек, вставший на путь правонарушений в юном возрасте, трудно поддается исправлению и, как правило, представляет собой потенциальный резерв для взрослой преступности. Преступления, совершенные несовершеннолетними, обладают множеством особенностей, поэтому предварительное расследование таких дел должно быть обусловлено как возрастной и психологической спецификой, так и спецификой уголовно-процессуального законодательства. В связи с этим проблема предварительного расследования по уголовным делам, совершенным несовершеннолетними, особо актуальна.
В настоящее время в Российской Федерации вопрoс ювенальной юстиции как в общем, так и в отдельных частных аспектах, стоит очень остро. Ювенальная юстиция как таковая – предмет постоянных препон различных политических структур. Ювенальная юстиция – камень преткновения законодателя и либеральных правозащитных организаций.
Однако, это не просто теоретические споры по аспектам материального права. Все больше и больше преступлений сегодня совершаются несовершеннолетними. Вопрос применения к ним санкций за совершенные деяния, это отдельная огромная научнo-правовая нишa. Но порядок привлечения несовершеннолетних к ответственности, a главное – работa следователя и дознавaтеля на досудебном этапе – очень важный процессуальный момент, который требует отдельного, более детального рассмотрения.
Действующее законодательство, в частности Уголовно-процессуальный кодекс РФ, устанавливает специальный порядок производства в отношении несовершеннолетних. Однако, регламентация специального порядка в отношении несовершеннолетних закреплена также международными положениями.
Степень разработанности проблемы. Вопросам предварительного расследования преступлений несовершеннолетних посвящены работы Воскобитовой Л.А., Куликова О.Н., Марковичевой Е.В. и др.
Целью исследования является анализ особенностей предварительного расследования по делам в отношении несовершеннолетних.
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд основных задач:
- Рассмотреть этапы развития уголовно-процессуального законодательства по делам в отношении несовершеннолетних;
- Раскрыть сущность и особенности предмета доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних;
- Проанализировать особенности избрания меры пресечения в отношении несовершеннолетнего;
- Отразить особенности вызова и допроса несовершеннолетнего;
- Определить место принудительных мер воспитательного воздействия в системе мер уголовно-правового характера;
- Рассмотреть особенности прекращения уголовного преследования несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия.
Методы исследования. Проведен обзор научной литературы по юридической тематике, структурный анализ и синтез полученной информации, применены методы конкретизации, сравнительно-правовой, индукции и дедукции.
Краткое содержание курсовой работы. Курсовая работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Краткий обзор используемых источников. Курсовая работа написана на основе нормативных актов, публикаций периодической печати.
1.РАЗВИТИЕ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ДЕЛАМ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Изучая этапы развития уголовно-процессуального законодательства по делам о несовершеннолетних, нужно отметить, что начало было положено только в конце XIX в. В 1864 г. был принят Устав уголовного судопроизводства, в котором впервые появилась норма об обязательном участии по делам несовершеннолетних родителей, опекунов и иных законных представителей несовершеннолетнего участника уголовного судопроизводства.
Данный этап можно охарактеризовать неблагоприятной тенденцией роста преступности среди несовершеннолетних, потому что, большинство детей оказалось в неблагоприятной среде и использовался тяжелый детский труд.
2 июня 1897 г. был принят закон «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположения об их наказуемости». Он предусмотрел выделение уголовного дела в отношении несовершеннолетних лиц в отдельное производство; особенности избрания меры пресечения в форме отдачи под ответственный надзор законных представителей; обязательное участие защитника; участие законных представителей по усмотрению суда; возможность рассмотрения уголовного дела в отсутствие несовершеннолетнего и др.
Закон 1897 г. послужил нормативной базой создания и деятельности специализированных судей по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними лицами.
22 ноября 1910 г. в Санкт-Петербурге начал действовать первый в отечественной истории суд по делам несовершеннолетних, позднее они появились в Москве, Томске и др.[1] В них рассматривались дела трех категорий: 1) о преступлениях, совершенных несовершеннолетними; 2) о преступлениях, в которых несовершеннолетние были признаны потерпевшими; 3) в отношении родителей несовершеннолетнего, не выполняющих свою обязанность по воспитанию ребенка.
В январе 1918 г. был принят Декрет «О комиссиях по делам несовершеннолетних», в соответствии с которым деятельность ювенальных судов была возложена на специальные комиссии. Так был создан орган, основной задачей которого выступало не наказание, а воспитание и исправление правонарушителя. Такие комиссии просуществовали до 1935 г.
В 1920 г. был принят декрет «О суде над несовершеннолетними». В соответствии с ним уголовные дела о тяжких преступлениях, совершённых несовершеннолетними лицами в возрасте от 14 до 18 лет, были переданы на рассмотрение в народный суд. В этом же году была создана детская милиция. Таким образом, именно на данном этапе была основана новая модель дифференцированной юридической охраны прав несовершеннолетних.
В 1922 г. был принят УПК РСФСР, в котором была предусмотрена норма, указывающая на обязательность установления возраста подсудимого.
Народный суд был полностью подчинен комиссии по делам несовершеннолетних, поэтому данный этап можно охарактеризовать как модель административной системы ювенальной юстиции.
Следующий этап развития ювенальной юстиции связан с ориентацией на карательное направление и длится с 1935 по 1951 г.
7 апреля 1935 г. было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», в котором подчеркивалась главная задача советского государства — ликвидация преступности среди несовершеннолетних.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 31 мая 1935 г. по ряду преступлений возраст привлечения к уголовной ответственности был снижен до 12 лет. Несовершеннолетие лица снова перестали рассматриваться в качестве смягчающего обстоятельства. При судах стали создаваться камеры для несовершеннолетних.
Положительной вехой в развитии современной модели правосудия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних явилось принятие в 1960 г. УК РСФСР и УПК РСФСР. Указом Президиума Верховного совета СССР от 3 июня 1967 г. была восстановлена работа комиссий по делам несовершеннолетних и создан институт общественных воспитателей.
УК РСФСР предусматривал норму, позволяющую заменить уголовную ответственность на принудительные меры воспитательного воздействия.
УПК РСФСР выделил производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в специфическую форму судопроизводства. Совершенствовался принцип двойного представительства несовершеннолетнего преступника (защитник и законный представитель). Обозначился расширенный предмет доказывания путем включения в него личностно-характеризующего материала. Устанавливается обязательность производства предварительного следствия.
Одобренная в 1991 г. Верховным Советом РСФСР Концепция судебной реформы закрепила необходимость создания системы судов ювенальной юстиции.
В соответствии с принципами международного права были разработаны УК РФ 1996 г. и УПК РФ 2001 г. В общем они направлены на снижение карательного потенциала уголовного судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, на первое место поставлено применение судами принудительных мер воспитательного характера, а не наказания.
Для реализации международных стандартов в области правосудия несовершеннолетних 24 июля 1998 г. был принят ФЗ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», которым были введены ключевые для российской ювенальной юстиции понятия.
24 июня 1999 г. был принят ФЗ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Сегодня для рассмотрения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего применяются нормы главы 50 УПК РФ. Естественно, действие УПК РФ является этапом развития нового современного ювенального судопроизводства России[2].