Двадцатый век называют золотым веком сатирической журналистики, именно в то время из-за неспокойного политического настроения, рождались самые талантливые и интересные издания с острой сатирой
Первая русская революция вызвала огромный количественный рост периодических изданий Обличительная стихия, возросшая многократно в революционные дни, не могла обойтись без традиционного для русской литературы оружия – смеха Сатирические карикатуры стали непременным атрибутом русских сатирических журналов этого времени Около 400 журналов с дерзкими и смешными карикатурами издавались в начале XX века в 30 русских городах Самыми крупными центрами были Петербург и Москва, здесь выходила основная часть журналов В Сибири такими центрами стали Томск, Иркутск, Красноярск и Новониколаевск
Сатирические журналы в своеобразной форме запечатлели все основные события и явления революции, в них отразилась деятельность всех партий и группировок, как либеральных, так и революционных Развитие русской сатиры в начале двадцатого века отразило сложный, противоречивый процесс борьбы и смены разных политических, литературных и эстетических направлений, происходящий в стране на сломе исторических эпох Электронная коллекция позволяет исследователям открыть новые страницы исторического прошлого нашей страны
Актуальность данной работы заключается в исследовании событий, процессов и явлений, которые происходили в стране в политической, культурной, социально-экономической сферах и отражались на страницах новой периодики Внимание исследователя привлекают провинциальные журналы, которые позволяют более объективно оценить образ мысли жителей провинциальных городков, событий, происходящих и будоражащих умы и сердца населения Российской Империи начала ХХ века Также исследование дает возможность проследить, каким образом сатирические периодические издания могли оказывать влияние на умы российских аграриев, побуждая их на революционную борьбу
Данное исследование опирается на научные разработки в области истории отечественной журналистики; теории и практики журналистики; теоретиков, определивших основные этапы развития провинциальной прессы в России и в целом тенденции развития периодической печати в дореволюционной России следующих авторов: Амирханов РУ[1], Буранок СО[2], Есин БИ[3], Жалпова ТМ[4], Зибарев ВА[5], Кранихфельд ВО[6] Лепилкина ОИ[7], Тарасенко ЕП[8]
Основная цель данного исследования – выявление особенностей становления и развития провинциальной сатирической журналистики в России в начале ХХ века
Основываясь на актуальности и цели исследования, для решения были вынесены следующие задачи исследования:
- На основании научно-исследовательской литературы дать определение сатирическому жанру в журналистике, выявить его особенности и ключевые проблемы;
- Выявить роль иллюстраторов в развитии сатирической прессы в России в начале ХХ века, основные методы воздействия на население;
- Выявить особенности провинциального сатирического журнала «Пыль», рассмотреть основные методы влияния на российских аграриев;
- Показать проблемы взаимоотношений помещиков и крестьян, освещаемые на страницах журнала «Пыль», определить его роль в революционной борьбе за изменение политического строя в стране
Объектом данного исследования является русская провинциальная журналистика начала ХХ века
Предмет исследования – процесс формирования и адаптация сатирического жанра в провинциальной журналистике начала ХХ века и его историческая роль в общественно-политической жизни страны
В данном исследовании мы обращались к следующим методам научного познания: теоретические (сбор, анализ и синтез научно-исследовательской литературы, критический и структурный анализ, историко-типологический анализ)
Структура курсовой работы представлена в классическом ее виде, а именно: введение, две главы, каждая из которых включает в себя по два параграфа, выводы по главам, заключение, список использованных литературных и научно-исследовательских источников
ГЛАВА 1 ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ САТИРИСТИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В 1909-1917 ГГ
- Сатирическая карикатуристка: проблемы и цели
Русская провинциальная журналистика до сих пор остается наименее изученной В равной степени это относится и к сатирическим изданиям, которые возникли как новый компонент системы провинциальной печати в период первой русской революции
Примечательно, что сатирическая журналистика в российской дореволюционной провинции заметно отставала в своем развитии от столичной: это выражалось и в меньшем количестве сатирических изданий, и в определенной вторичности освоения сатирических приемов и методов в существовавших сатирических газетах и журналах Расцвет сатиры в период Первой русской революции 1905–1907 гг сблизил столичную и провинциальную сатирическую журналистику, однако последняя затем вновь «затормозилась», сдерживаемая и цензурными условиями, и нехваткой литературных кадров, и тд Если сатирической периодике Первой русской революции посвящены многочисленные работы, то журналистика 1908–1916 гг системно не изучалась, она отражена по преимуществу в каталогах периодики[9]
По сей день в провинции существуют такие издания, которые нередко называются «фантомные»: их названия известны, они включаются в классификации и типологические обзоры, однако никто не знаком с их содержанием, поскольку затруднен доступ к оригинальным подшивкам изданий (как правило, потому, что они сохранились только в фондах столичных библиотек и архивов
Активное развитие сатирических журналов в России находит подтверждение многими отечественными историками, которые изучали журналистику, особенно Е В Ахмадулин, А Ф Бережной, Б И Есин, С Я Махонина, Р П Овсепян, С В Смирнов и др В то же время они отмечают незаслуженное пренебрежение теми изданиями сатирики, которые возникли и начали развиваться в провинциальных городах В частности, С Я Махонина в серьезном исследовании «История русской журналистики начала XX века», констатируя наличие большого отряда сатирических еженедельников, ограничивается примерами столичных изданий, действительно послуживших эталоном для их последователей в годы первой русской революции, и в связи с талантливейшим русским юмористом А Аверченко упоминает харьковские журналы «Штык» и «Меч»[10]1
Хотя в столицах сатирическая пресса стала возникать еще в 1905 году, в провинциальных центрах массовое появление сатирической прессы пришлось на 1906 год Как правило, это были первые для своей местности, но не единичные издания подобного типа В Томске возник «первый в Сибири литературно-сатирический листок» «Осы», а помимо этого появились сатирические издания «Бубенцы» (как приложение к газете «Сибирские отголоски»), «Бич», «Ерш», «Красный смех», «Рабочий юморист», «Негативы», «Силуэты Томска», «Силуэты Сибири»[11]
Сатирическая карикатуристка обладает рядом особенностей, которые отличают ее от других журналистских жанров Во-первых, сатирика в регионах стала появляться на национальных языках Так, в 1906 году в Оренбурге появились журналы «Чикертка» («Кузнечик») (часть материалов печаталась на русском языке), «Уклар» («Стрелы»), «Карчыга» («Ястреб»), «Чукеш» («Молот»), в Тифлисе – «Молла Насреддин», «Комар», «Кукареку», в Киеве – «Шершень» и т д[12]
Во-вторых, в то время сатиры чаще всего имели объем не более 8-12 полос и форматом не более современного печатного листа Однако размер и форматы сатирического журнала зависели прежде всего от возможностей типографии
Также немаловажной характеристикой таких журналов стало постоянное использование феноменальных событий: прецедентных имен и ситуаций, различных высказываний; а также обращение к русской литературе прошлых эпох Провинциальные сатирики обращались к творчеству А С Пушкина, М Ю Лермонтова, А А Фета, М Е Салтыкова-Щедрина, Н А Некрасова и др[13] Карикатуристы активно использовали сказочные, былинные, басенные сюжеты, библейские мотивы и пр, создавали ассоциации с известными живописными полотнами и т д
Исходя из общественно-политической обстановки, в которой формировался жанр провинциальной сатирики, можно предположить, какие цели преследовал данный жанр Так, ключевой целью было отражение демократических настроений среди широких слоев населения России В то время сатира носила исключительно политизированный характер В то же время вывод одного из обозревателей той поры, сделанный на основе анализа столичных сатирических изданий «Сигнал», «Зритель», «Пулемет» и др, что «партийные симпатии большинства рассмотренных сатирических журналов едва ли поддаются сколько-нибудь точному определению»[14]
Сатира фиксировала процесс поляризации общества по полюсам «монархисты- народ» Например, в томском журнале «Осы» было опубликовано стихотворение «Голод», где характерным было противопоставление «мы» и «они»: «Из сумрачной дали, из глубины отчизны, // Из бедных деревень, с заброшенных полей, // Для мщенья страшного, для долгожданной тризны // Идет, идет он к вам все ближе, все смелей // Навеки, без возврата // Сгорит ваш подлый мир насилья и разврата…»[15]
В свою очередь, приоритетность общественно-политической тематики диктовала выбор объектов сатирического обличения, каковыми становились высшие государственные чиновники, известные на всю страну аферисты, отдельные политические партии и политики, в том числе местные, и реакционная пресса
Особым элементом сатирической журналистики стало олицетворение актуальных проблем российской действительности с конкретными людьми и высмеивание их в журналах Так, называя премьер-министра ПА Столыпина «военно-полевым» врачом, сатирики давали следующую оценку его деятельности: «Вместо мира – военно-полевые суды, вместо порядка – анархия, вместо “Конституции” – вавилонское столпотворение»[16] Также сатира сопровождалась богатым визуальным содержанием, которое способствовало высмеиванию деструктивных явлений современности В карикатуре «Российская конституция гр Витте, исправленная и дополненная Столыпиным» конституция была изображена в виде большой фиги, поддерживаемой штыками, пушками и окруженной виселицами