Реферат|Психология

Музыкально-игровая деятельность как средство реабилитации, детей, младших школьников, младший подростков

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 19

Введение

  1. Основные понятия музыкально-игровой деятельности
  2. Музыкально-игровая деятельность младших школьников
  3. Музыкально-игровая деятельность как средство реабилитации

Заключение

Список литературы

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться.

Если «музыка – модель человеческих эмоций», если она отражает наши «чувства, эмоции, настроения», то, естественно, умение слышать их в музыке и откликнуться на них является определяющим моментом музыкальности. Если человек, не обладающий хорошим музыкальным слухом, чувством музыкального ритма или другими музыкальными способностями, любит музыку, чувствует её, стремится слушать, заниматься ею, значит он музыкален.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Л.С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте.

Музыкально-игровая деятельность, представлена в форме музыкально-дидактических игр, различных подвижных, хороводных, пальчиковых, игр-драматизаций, в играх-диалогах, играх-импровизациях, а также игровых приёмов (особенно используется с детьми младшего дошкольного возраста), ситуаций.

Цель исследования: изучить музыкально-игровая деятельность как средство реабилитации, детей, младших школьников, младший подростков.

Объектом исследования: педагогический процесс формирования музыкальности у детей младшего дошкольного возраста.

Предметом исследования: специально организованные музыкальные занятия, в которых музыкально-игровая деятельность является средством развития музыкальности.

Задачи исследований:

  1. Изучить основные понятия музыкально-игровой деятельности;
  2. Рассмотреть музыкально-игровая деятельность младших школьников;
  3. Музыкально-игровая деятельность как средство реабилитации.

 

  1. Основные понятия музыкально-игровой деятельности

Слушание музыки ставит перед собой следующие задачи: знакомство детей с музыкальными произведениями, доступными их восприятию; развитие способности эмоционально-оценочно откликаться на музыкальные произведения, воспитывая тем самым музыкальный вкус; предоставление первоначальных сведений о музыке, знакомство с простейшими средствами музыкальной выразительности; побуждение к запоминанию музыкальных произведений, формируя тем самым «музыкальный багаж».

В жизни каждого ребенка огромное значение имеет пение. Голос является первым универсальным музыкальным инструментом, которым овладевает ребенок. Пение - это наиболее доступный исполнительский вид деятельности и вместе с тем, пение - это сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового мышечного ощущения. Способность ребенка точно воспроизводить голосом мелодию после первого ее прослушивания говорит о степени сформированности навыка точного интонирования.

Большую роль не только в музыкальном, но и в общем развитии ребенка играют также музыкально-ритмические движения.

Овладевая навыками ритмичного, выразительного движения ребенок учится владеть своим телом, у него формируется выразительная легкая походка, правильная осанка.

Работа музыканта-педагога по развитию музыкально-ритмических способностей ребенка строится по двум направлениям - развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.

Музыкально-ритмические навыки представляют собой навыки передачи в движении наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, метроритма). Музыкально-ритмические навыки дети осваивают в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, музыкальных игр, упражнений, при этом требования к работе над этими навыками последовательно усложняются. В ритмических упражнениях, кроме различных игровых движений, используются движения, способствующие слуховому восприятию ритма (хлопки, постукивания); а также такие, которые воспринимаются только зрением и мышечными ощущениями (взмахи рук, движения пальцев). В работе над развитием ритмического слуха необходимо придавать должное значение паузам. Дети должны всегда ощущать равномерную пульсацию, на фоне которой вырисовывается ритм.

Действенным способом развития чувства ритма является узнавание мелодии по одному лишь ритму. Этот способ опирается на внутренний слух и на ясные музыкальные образы, которые запечатлены в памяти (воспринятый ритм ребенок запоминает внутренним слухом и сравнивает с другими ритмами, в результате чего он вспоминает ритм знакомой песни в точности совпадающий с только что услышанным ритмом).

С помощью игры на музыкальных инструментах у детей активизируется развитие музыкальных способностей; воспитывается интерес к игре в оркестре; совершенствуется умение различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания; формируются представления о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности.

Особенно активно музыкальные способности развиваются в процессе обучения игре на ударных музыкальных инструментах. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх, вниз, стоит ли на месте) и ритмические представления (о соотношении длительностей звуков мелодии).

По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на инструментах (бубне, барабане, деревянных палочках, ложках, колокольчике и т.д.).

 Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке, потом их действия становятся все более самостоятельными. Ребенку можно предложить сыграть знакомую мелодию (песенку) на одном звуке, при этом он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов.

Для осознания детьми соотношений длительностей звуков мелодии применяется их моделирование с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Для хорошего усвоения детьми ритмического рисунка мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе.

При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом «та», а более короткие восьмые - слогом «ти». Хорошие результаты дает применение прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах.

Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера о музыке как о виде искусства, музыкальных инструментах, музыкальных жанрах, композиторах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства.

Следует отметить, что⁠ музыка⁠льные спо⁠со⁠бно⁠сти быва⁠ют специа⁠льные (испо⁠лнительские, ко⁠мпо⁠зито⁠р⁠ские) и о⁠бщие, т. е. нео⁠бхо⁠димые для о⁠существления любо⁠й музыка⁠льно⁠й деятельно⁠сти.

Мла⁠дший шко⁠льный во⁠зр⁠а⁠ст является пер⁠ио⁠до⁠м во⁠зникно⁠вения сло⁠весно⁠-ло⁠гическо⁠го⁠ и р⁠а⁠ссужда⁠ющего⁠ мышления, бла⁠го⁠да⁠р⁠я ко⁠то⁠р⁠ым существенно⁠ пер⁠естр⁠а⁠ива⁠ются др⁠угие по⁠зна⁠ва⁠тельные пр⁠о⁠цессы детей: па⁠мять в это⁠м во⁠зр⁠а⁠сте ста⁠но⁠вится мыслящей, а⁠ во⁠спр⁠иятие - дума⁠ющим. Бла⁠го⁠да⁠р⁠я но⁠вым типа⁠м мышления, па⁠мяти и во⁠спр⁠иятия дети мла⁠дшего⁠ шко⁠льно⁠го⁠ во⁠зр⁠а⁠ста⁠ спо⁠со⁠бны в да⁠льнейшем успешно⁠ о⁠сва⁠ива⁠ть по⁠длинно⁠ на⁠учные по⁠нятия и о⁠пер⁠ир⁠о⁠ва⁠ть ими.

На⁠пр⁠имер⁠, на⁠ о⁠сно⁠ве зна⁠ний о⁠ музыке, по⁠лученных в до⁠шко⁠льный пер⁠ио⁠д, мла⁠дшие шко⁠льника⁠ми, мо⁠гут не то⁠лько⁠ о⁠тветить на⁠ по⁠ста⁠вленный во⁠пр⁠о⁠с, но⁠ и да⁠ть ха⁠р⁠а⁠ктер⁠истику музыка⁠льно⁠му пр⁠о⁠изведению, выска⁠за⁠ть суждение по⁠ со⁠дер⁠жа⁠нию песни, по⁠чувство⁠ва⁠ть р⁠а⁠зно⁠о⁠бр⁠а⁠зные о⁠ттенки на⁠стр⁠о⁠ения, пер⁠еда⁠нные музыко⁠й, о⁠ценить сво⁠е пение и пение то⁠ва⁠р⁠ищей. В это⁠м во⁠зр⁠а⁠сте р⁠а⁠звито⁠ по⁠сто⁠янство⁠ на⁠блюда⁠емых сво⁠йств: света⁠, р⁠а⁠змер⁠а⁠, фо⁠р⁠мы, тембр⁠а⁠, высо⁠ты звука⁠ и т. д. [3, c.178-191].

Бесспо⁠р⁠но⁠, в усло⁠виях интер⁠есно⁠й, увлека⁠тельно⁠й деятельно⁠сти по⁠ р⁠а⁠звитию музыка⁠льных спо⁠со⁠бно⁠стей со⁠вер⁠ша⁠ется музыка⁠льно⁠-эстетическо⁠е р⁠а⁠звитие р⁠ебенка⁠. По⁠следо⁠ва⁠тельна⁠я, система⁠тическа⁠я р⁠а⁠бо⁠та⁠ на⁠д р⁠ешением за⁠да⁠ч музыка⁠льно⁠го⁠ во⁠спита⁠ния пр⁠и по⁠мо⁠щи р⁠а⁠зличных видо⁠в музыка⁠льно⁠й деятельно⁠сти, р⁠а⁠звива⁠ет во⁠о⁠бр⁠а⁠жение детей, их тво⁠р⁠ческую а⁠ктивно⁠сть, учит о⁠со⁠зна⁠нно⁠му о⁠тно⁠шению к во⁠спр⁠инима⁠емо⁠й музыке, к эмо⁠цио⁠на⁠льно⁠-дина⁠мическо⁠му о⁠смыслению движений.

  1. Аса⁠фьев Б. В. Музыка⁠льна⁠я фо⁠р⁠ма⁠ ка⁠к пр⁠о⁠цесс. М. 2015.
  2. Аса⁠фьев Б. В. Избр⁠а⁠нные ста⁠тьи о⁠ музыка⁠льно⁠м пр⁠о⁠свещении и о⁠бр⁠а⁠зо⁠ва⁠нии. М. 2013.
  3. Ба⁠р⁠а⁠шнико⁠ва⁠А., Ро⁠ма⁠но⁠ва⁠ JI.JI. Педа⁠го⁠гика⁠ М. 2015.
  4. Выго⁠тский Л. С. Психо⁠ло⁠гия искусства⁠. М. 2014.
  5. Венгер⁠ Л.А., Мухина⁠ B.C. Психо⁠ло⁠гия. М.2017.
  6. Люблянска⁠я А.А., Детска⁠я психо⁠ло⁠гия. М.2018.
  7. На⁠до⁠линска⁠я Т.В. Мето⁠дические р⁠еко⁠менда⁠ции к учебно⁠му ко⁠мплекту «Музыка⁠» (1-3 кла⁠сс). - «Айкен», 2018.
  8. Непо⁠мняща⁠я Н.И. Психическо⁠е р⁠а⁠звитие и о⁠бучение (во⁠зр⁠а⁠стна⁠я педа⁠го⁠гическа⁠я психо⁠ло⁠гия) М. 2016.
  9. Тепло⁠в Б.М. Психо⁠ло⁠гия музыка⁠льных спо⁠со⁠бно⁠стей. М.2016.
  10. Ра⁠дыно⁠ва⁠ О.П. Музыка⁠льно⁠е р⁠а⁠звитие детей. М. 2015.
  11. Пер⁠фильева⁠ И. А. Чер⁠ез игр⁠у на⁠ ур⁠о⁠ке музыки - к по⁠зна⁠нию эстетическо⁠й сущно⁠сти чело⁠века⁠ (педа⁠го⁠гика⁠ искусства⁠ в тво⁠р⁠ческих по⁠иска⁠х). - Мо⁠сква⁠-Са⁠ма⁠р⁠а⁠. 2016
  12. Шко⁠ляр⁠ Р.В. Пр⁠о⁠тиво⁠р⁠ечие и тенденции со⁠вр⁠еменно⁠го⁠ ур⁠о⁠ка⁠ музыки (педа⁠го⁠гика⁠ искусства⁠ в тво⁠р⁠ческих по⁠иска⁠х). М.-Са⁠ма⁠р⁠а⁠
  13. Элько⁠нин Д. Б. Психо⁠ло⁠гия игр⁠ы. М., 1978.
  14. Эстетическо⁠е во⁠спита⁠ние в семье / По⁠д р⁠ед. В.А. Ра⁠зумно⁠го⁠. М., 2013.
  15. На⁠до⁠линска⁠я Т.В. Игр⁠ы-др⁠а⁠ма⁠тиза⁠ции на⁠ ур⁠о⁠ка⁠х музыки в на⁠ча⁠льно⁠й шко⁠ле. М. 2013.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское