Введение
- Основные понятия музыкально-игровой деятельности
- Музыкально-игровая деятельность младших школьников
- Музыкально-игровая деятельность как средство реабилитации
Заключение
Список литературы
Реферат|Психология
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2020 | Страниц: 19
Введение
Заключение
Список литературы
Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться.
Если «музыка – модель человеческих эмоций», если она отражает наши «чувства, эмоции, настроения», то, естественно, умение слышать их в музыке и откликнуться на них является определяющим моментом музыкальности. Если человек, не обладающий хорошим музыкальным слухом, чувством музыкального ритма или другими музыкальными способностями, любит музыку, чувствует её, стремится слушать, заниматься ею, значит он музыкален.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Л.С. Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте.
Музыкально-игровая деятельность, представлена в форме музыкально-дидактических игр, различных подвижных, хороводных, пальчиковых, игр-драматизаций, в играх-диалогах, играх-импровизациях, а также игровых приёмов (особенно используется с детьми младшего дошкольного возраста), ситуаций.
Цель исследования: изучить музыкально-игровая деятельность как средство реабилитации, детей, младших школьников, младший подростков.
Объектом исследования: педагогический процесс формирования музыкальности у детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования: специально организованные музыкальные занятия, в которых музыкально-игровая деятельность является средством развития музыкальности.
Задачи исследований:
Слушание музыки ставит перед собой следующие задачи: знакомство детей с музыкальными произведениями, доступными их восприятию; развитие способности эмоционально-оценочно откликаться на музыкальные произведения, воспитывая тем самым музыкальный вкус; предоставление первоначальных сведений о музыке, знакомство с простейшими средствами музыкальной выразительности; побуждение к запоминанию музыкальных произведений, формируя тем самым «музыкальный багаж».
В жизни каждого ребенка огромное значение имеет пение. Голос является первым универсальным музыкальным инструментом, которым овладевает ребенок. Пение - это наиболее доступный исполнительский вид деятельности и вместе с тем, пение - это сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового мышечного ощущения. Способность ребенка точно воспроизводить голосом мелодию после первого ее прослушивания говорит о степени сформированности навыка точного интонирования.
Большую роль не только в музыкальном, но и в общем развитии ребенка играют также музыкально-ритмические движения.
Овладевая навыками ритмичного, выразительного движения ребенок учится владеть своим телом, у него формируется выразительная легкая походка, правильная осанка.
Работа музыканта-педагога по развитию музыкально-ритмических способностей ребенка строится по двум направлениям - развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.
Музыкально-ритмические навыки представляют собой навыки передачи в движении наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, метроритма). Музыкально-ритмические навыки дети осваивают в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, музыкальных игр, упражнений, при этом требования к работе над этими навыками последовательно усложняются. В ритмических упражнениях, кроме различных игровых движений, используются движения, способствующие слуховому восприятию ритма (хлопки, постукивания); а также такие, которые воспринимаются только зрением и мышечными ощущениями (взмахи рук, движения пальцев). В работе над развитием ритмического слуха необходимо придавать должное значение паузам. Дети должны всегда ощущать равномерную пульсацию, на фоне которой вырисовывается ритм.
Действенным способом развития чувства ритма является узнавание мелодии по одному лишь ритму. Этот способ опирается на внутренний слух и на ясные музыкальные образы, которые запечатлены в памяти (воспринятый ритм ребенок запоминает внутренним слухом и сравнивает с другими ритмами, в результате чего он вспоминает ритм знакомой песни в точности совпадающий с только что услышанным ритмом).
С помощью игры на музыкальных инструментах у детей активизируется развитие музыкальных способностей; воспитывается интерес к игре в оркестре; совершенствуется умение различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания; формируются представления о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности.
Особенно активно музыкальные способности развиваются в процессе обучения игре на ударных музыкальных инструментах. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте (движется ли мелодия вверх, вниз, стоит ли на месте) и ритмические представления (о соотношении длительностей звуков мелодии).
По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на инструментах (бубне, барабане, деревянных палочках, ложках, колокольчике и т.д.).
Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке, потом их действия становятся все более самостоятельными. Ребенку можно предложить сыграть знакомую мелодию (песенку) на одном звуке, при этом он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов.
Для осознания детьми соотношений длительностей звуков мелодии применяется их моделирование с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Для хорошего усвоения детьми ритмического рисунка мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе.
При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом «та», а более короткие восьмые - слогом «ти». Хорошие результаты дает применение прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах.
Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера о музыке как о виде искусства, музыкальных инструментах, музыкальных жанрах, композиторах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства.
Следует отметить, что музыкальные способности бывают специальные (исполнительские, композиторские) и общие, т. е. необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности.
Младший школьный возраст является периодом возникновения словесно-логического и рассуждающего мышления, благодаря которым существенно перестраиваются другие познавательные процессы детей: память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим. Благодаря новым типам мышления, памяти и восприятия дети младшего школьного возраста способны в дальнейшем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими.
Например, на основе знаний о музыке, полученных в дошкольный период, младшие школьниками, могут не только ответить на поставленный вопрос, но и дать характеристику музыкальному произведению, высказать суждение по содержанию песни, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой, оценить свое пение и пение товарищей. В этом возрасте развито постоянство наблюдаемых свойств: света, размера, формы, тембра, высоты звука и т. д. [3, c.178-191].
Бесспорно, в условиях интересной, увлекательной деятельности по развитию музыкальных способностей совершается музыкально-эстетическое развитие ребенка. Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания при помощи различных видов музыкальной деятельности, развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!