- Ильин И.А. о теории права и свободе
1.2 Ильин И.А. о философии теории права
1.3 Ильин И.О о противостоянии добра и зла, о самопонуждении, заставлении, внешнем понуждении
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Реферат|Философия
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2020 | Страниц: 15
1.3 Ильин И.О о противостоянии добра и зла, о самопонуждении, заставлении, внешнем понуждении
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Исследования права в разных аспектах: формирования правосознания и правовой культуры, соотношения права и нравственности, свободы и права занимают важное место в философии русского зарубежья. Этой теме посвящены труды Н.А.Бердяева и Н.Н.Алексеева, С.Л.Франка и И.А.Ильина. Особую значимость представляет творчество Ивана Александровича Ильина – одного из крупнейших отечественных философов, который занимался изучением права на протяжении всей своей жизни. Ильин является оригинальным ученым, который внес неоценимый вклад в развитие русской философско-правовой мысли.
Дисскуссии в сфере построения теории права основываются на двух основных конкурирующих позициях. Первая из них обычно называется нормативизмом и объединяет правоведов, которые стремятся к созданию сугубо юридического формального правопонимания, свободного от смутных этических, психологических или социологических контекстов. Сторонники «широкого» правопонимания подвергают нормативизм критике и стремятся к более полнокровной теории права, которая бы органично включала в себя онтологическое объяснение права, т.е. отвечала бы на вопрос о природе права как такового. Другая позиция позитивистская. В период, когда в философии права господствовали позитивистские тенденции, он показал необходимость апелляции к духовности человека в решении философско-правовых вопросов: «Право есть, – писал он, – прежде всего, право человека быть независимым духом, право бытия и право свободы, право самостоятельно обращаться к Богу, искать, находить, исследовать и осуществлять узренное и предпочтенное совершенство. Одним словом: право есть атрибут духа, его способ жизни, его необходимое проявление»[1]. Осмысливая духовные и нравственные предпосылки права, Ильин ставил перед собой цель снять противоречие между государством и индивидом, частным и общественным интересом, естественным и положительным правом, внешней и внутренней свободой личности.
Внешняя свобода это не своеволие, но свобода веры, воззрений и убеждений, в которую другие люди не имеют права вмешиваться с насильственными намерениями, то есть это свобода от принуждения и запрета, от грубой силы, угрозы и преследования. Такая свобода является отрицательной, но духовная любовь и личные убеждения, по его мнению, не могут создаваться путем запретов и угроз. «Всякое чужое принуждение, – в чем бы оно ни выражалось и какие бы формы они не принимало,-подходит к человеку извне,… то есть в порядке обязывающего авторитета, поэтому оно оказывается неспособным захватить последнюю глубину сердца, пробудить ее и обратить к Богу»[2]. Невозможно подавить мысль или принудить к нравственно-творческому поступку, так как нет жизни без творчества, а вдохновения без свободы. Но это не означает, что свобода может быть формальной и безмерной, так как внешняя свобода дается человеку для внутреннего освобождения, от которого она получает свое истинное знание и глубокий смысл.
Ильин находит принципиальное различие между внешней и внутренней свободой. Внешняя свобода касается требований невмешательства других в духовную жизнь человека, в то время как требования внутренней свободы обращены к самому себе. Свобода по существу является духов ной свободой, свободой именно духа, а не тела или души. Тело человека находится во времени и пространстве, оно несвободно и всегда подчинено законам и причинам вещественной природы. Но при этом внутренняя свобода не является поводом для того, чтобы отрицать закон и авторитет; она никогда не должна вести к беззаконию. Напротив – во внутренней свободе проявляется способность духа самостоятельно распознать правильный закон и авторитет, признать его силу и исполнить. «У свободного человека не произвол ведет душу, а свобода царит над произволом, ибо такой человек свободен и от произвола; он преобразил его в духовное, предметно обоснованное произволение»[3]. Духовное единство людей может возникнуть только тогда, когда каждый отдельный человек духовно и религиозно самостоятелен и индивидуален, имеет в себе источник духовного опыта. Ильин считает, что человек, владеющий духовным опытом и религиозным видением, призван и обязан их передать другим.
Свобода никогда не должна превращаться в духовное растление. Каждый человек должен быть индивидуален, но «ценность оригинальности не в новизне, а в искренности». Внешняя свобода является верным залогом внутренней, она необходима для внутреннего освобождения. На самом деле свободен не тот человек, который ни в чем не стесняет себя и делает, что хочет, а тот, кто сумел выявить внутреннюю способность созидать свой дух, способность владеть собой, жить и творить в сфере духовного опыта. Человек, постигший только внешнюю свободу, может злоупотреблять ею и, в конечном итоге, превратить ее во внутреннее рабство, но подлинно свободен только духовно самостоятельный человек. Дух не только нуждается во внешней свободе, но и освобождает человека внутренне, придает ему самостоятельность и воспитывает характер для духовно осмысленной жизни. «Свобода есть как бы духовное самобытие или самостоятельное духовное пение»[4] Только самостоятельные и самобытные люди способны наилучшим образом создавать и поддерживать единство общественной организации.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!