Введение
Глава 1. Правовое регулирование гражданства в РФ и зарубежных странах
1.1 История института гражданства
1.2 Институт гражданства в России
Глава 2. Правовые основания, проблемы и перспективы гражданства
2.1 Правовые основания приобретения гражданства РФ
2.2 Проблемы и перспективы гражданства как правового института
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования. Приобретение гражданства выражается в приобретении лицом являющимся гражданином другого государства, или не являющегося гражданином никакого государства гражданства определённого государства, в соответствии с теми правилами, которые установлены законодательством.
В соответствии со ст. 6 Конституции РФ порядок приобретения и прекращения регулируется ФЗ «О гражданстве РФ». Рассматриваемый нормативный акт предусматривает приобретение гражданства по следующим основаниям: по рождению, как результат приема или восстановления, в иных случаях предусмотренным законом РФ и международными актами РФ.
Цель работы – изучить особенности института гражданства.
Задачи:
- изучить основы правового регулирования гражданства в РФ;
- проанализировать историю института гражданства РФ;
- рассмотреть проблемы гражданства как правового института;
- изучить перспективы гражданства как правового института.
Объект исследования – общественные отношения в сфере гражданства как правового института.
Предмет исследования – нормативное регулирование гражданства как правового института.
Методы исследования: сравнительно-правовой метод, метод классификации, метод синтеза и анализа и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Глава 1. Правовое регулирование гражданства в РФ и зарубежных странах
1.1 История института гражданства
Для всестороннего анализа понятия гражданства необходимо изучить основные этапы возникновения и развития этого института, наполнявшегося содержанием в ходе исторического развития государства. Истоки этого института находятся уже в родоплеменной и племенной организации общества. Определяющим условием членства в племени или роде было кровное родство (социальной единицей являлась община из 50-60 человек-кровных родственников). Но было также возможно принять новых членов в племя или клан, главным образом путем усыновления или брака. Совершение преступлений против них членом таких общин, переход в другой клан, племя или членство в них прекращалось. Большинство исследователей напрямую связывают Генезис гражданства с возникновением права и государства, когда семейные связи подверглись интенсивной дезинтеграции. И это естественно, поскольку гражданство является значимым правовым институтом, формирующим специфические правовые отношения между государством и индивидом. Но рождение первых государств еще не привело к возникновению гражданства в современном понимании, существовала (в ходе формирования отношений между, с одной стороны, органами государственной власти, а с другой стороны, с географически организованным населением, с конкретным человеком) только категория принадлежности к государству, как исторический прототип гражданства. В античности понятие " гражданин "приходит на смену родовой принадлежности (понятия" гражданство "еще не существовало, в связи с этим отмечается, что понятие" гражданин "предшествовало понятию"гражданство").
В Древних Афинах, в период наивысшего развития этого государства, Афинский государственный деятель Перикл (около 494-429 гг. По мнению Аристотеля, это решение было результатом разросшейся гражданской общины, а гражданская реформа Перикла была направлена на формирование наиболее оптимального числа гражданских коллективов. В целом Аристотель понимал государство как совокупность граждан.
Каждый афинский гражданин (за исключением женщин и рабов) имел широкий круг прав и обязанностей и участвовал в общественной и политической жизни страны (по словам Перикла: "...Мы верим... бесполезен тому, кто... не участвует в государственной деятельности"). Лица, не имеющие статуса гражданина, могут пользоваться правовой защитой только через опекуна, имеющего такой статус. Отметим, что одной из причин упадка Афин ученые относят чрезмерно исключительный характер гражданства, что привело к недовольству других групп населения. В Древнем Риме граждане первоначально включали все свободное население, проживающее на территории данного государства. Но только в конце первого века до нашей эры все римские граждане получили политические права. Общее понятие "civitas" возникает в Риме в борьбе государств, но идеи абстрактного гражданина здесь не существовало. Римское гражданство приобреталось, прежде всего, рождением от римских граждан (в законном браке), а также освобождением от рабства (рабы не имели гражданства) и предоставлением иностранцу (например, солдату после 25 лет военной службы) римского гражданства.
Римское гражданство прекращалось либо смертью, либо в результате назначения наиболее тяжких уголовных наказаний, в случаях захвата римского гражданина врагами (но при возвращении на Римскую территорию гражданство возвращалось).
Таким образом, в древности гражданство было статусом привилегированной части населения. Древний гражданин - это человек, обладающий широким кругом прав в обществе и определенными обязанностями перед ним. При феодализме появился институт гражданства, "сопровождающий" территориальные государства, поскольку возникла необходимость определения круга лиц, принадлежащих к этим государствам, и наличие универсального понятия, определяющего принадлежность к государству. Содержание гражданства сильно различалось в разных регионах и странах.
В Западной Европе гражданство связывалось с Институтом вассалитета, носившим вертикальный характер: отдельные лица были подданными одного феодала-вассала другого феодала. Но с развитием территориального государства и абсолютизма гражданство начинает рассматриваться как подданство всего населения монарху-государю (территориальная связь заменяется личной связью человека с монархом, выражающейся во взаимных правах и обязанностях этих подданных).
Некоторые авторы, справедливо указывая на то, что гражданство-понятие, свойственное государству с республиканской формой правления, а в странах с монархической формой правления это понятие соответствует понятию "гражданство", делают вывод, который представляется неверным, а именно, что "... термины "гражданство" и"гражданство" эквивалентны по юридическому значению". Более точным является вывод исследователей, которые не считают понятие гражданства тождественным понятию гражданства, поскольку "определение объема прав и обязанностей целиком зависело от воли государя, рядовой человек почти не имел влияния на формирование государственной воли."
В то же время гражданство объединяло большие массы людей, что оказало значительное влияние на формирование современных наций, то есть без "универсальности, подготовленной гражданством, было невозможно возникновение современного гражданства". Эпоха Великой Французской революции (1789-1799), в отличие от концепции гражданства, выдвинула концепцию гражданина как личности, активно участвующей в политической жизни страны и народа, как сообщества равноправных граждан.