Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью в современных условиях становления в России гражданского общества и правового государства многоаспектного теоретического осмысления проблемы юридической ответственности как средства профилактики и пресечения правонарушений.
Кризисные явления в хозяйственно-экономической и социальной сферах, изменения в отношениях собственности, инфляция и бюджетный дефицит вызвали резкое снижение уровня жизни большинства россиян, социальное расслоение, безработицу и люмпенизацию части населения, рост алкоголизма и наркомании, падение нравственности и распространение правового нигилизма. В сознании значительного числа граждан все более стирается грань между правомерным и противоправным поведением. Эти и другие процессы способствовали всплеску и качественному изменению правонарушений, в частности преступлений, расширили их социальную базу. Преступность приобрела новые качественные черты, стала более профессиональной и организованной. Преступные формирования устанавливают межрегиональные и международные связи, в широких масштабах занимаются рэкетом, наркобизнесом, распространяют свое влияние на фирмы, банки, государственные предприятия, сращиваются с коррумпированными чиновниками в государственном аппарате. В этих условиях требуют критического пересмотра и уточнения многие составы правонарушений, а также вид и мера ответственности за них, предусмотренные нормами права.
Необходимо отойти от подхода, при котором правонарушение и юридическая ответственность рассматриваются независимо друг от друга. В реальной жизни эти правовые явления неразрывно взаимосвязаны.
Признак наступления юридической ответственности является неотъемлемым элементом фиксирования факта правонарушения, одним из его неотъемлемых признаков. Вместе с тем сама юридическая ответственность, как убедительно показывает практика, наступает не иначе, как в результате совершения правонарушения.
В качестве объекта исследования выступают административное правонарушение в современном российском государстве.
Предмет исследования - изучение состояния, структуры и динамики правонарушений; исследование системы правонарушения под углом соотношения с юридической ответственностью, выявление тесной взаимосвязи исследуемых правовых явлений.
Административные правонарушения и административно-правовые санкции исследуются в работах Д.Н. Бахраха, Н.В. Бодровой, А.И. Мурзинова, Д.И. Черкаева и др. Гражданским правонарушениям и ответственности за них посвящены работы М.М. Агаркова, А.А. Алексеева, В.П. Грибанова, О.С. Иоффе, Г.К. Матвеева, В.Л. Слесарева, В.П. Шахматова и др. Проблемы конституционного правонарушения затрагиваются в работах Ю.М. Колосова, В.О. Лучина, Ж.И. Овсепяна, Ф.С. Скифского, Д.Т. Шона и др.
Цель исследования заключается, прежде всего, в теоретико-правовом анализе такого понятия как правонарушение - на основе изучения и обобщения, накопленных данных общей теории государства и права и специально-отраслевых правовых наук, и юридической практики; системы мер профилактики правонарушений.
Поставленной цели соответствуют следующие основные задачи исследования:
- изучить ;
- рассмотреть ;
- проанализировать .
Укaзaнныe цeль и зaдaчи paбoты oбуcлoвили ee cтpуктуpу, кoтopaя cocтoит из ввeдeния, трех глaв, зaключeния и cпиcкa литepaтуpы.
Мeтoдoлoгиeй дaннoгo иccлeдoвaния являютcя пoлoжeния oбщeнaучнoгo диaлeктичecкoгo мeтoдa пoзнaния. Кpoмe тoгo, были иcпoльзoвaны чacтнo-нaучныe и cпeциaльныe мeтoды: иcтopичecкий, cpaвнитeльнo-пpaвoвoй, лoгикo-юpидичecкий, cиcтeмнo-cтpуктуpный, фopмaльнo-лoгичecкий, a тaкжe aнaлиз дoкумeнтoв.
Тeopeтичecкую бaзу иccлeдoвaния cocтaвили нaучныe paбoты учeныx пpaвoвeдoв, иccлeдующиx сущность правонарушения и юридической ответственности в cиcтeмe poccийcкoгo пpaвa, чьи тpуды были внимaтeльнo изучeны нaми в пpoцecce нaпиcaния дaннoй paбoты.
Нopмaтивную и эмпиpичecкую бaзу иccлeдoвaния cocтaвили paзличныe иcтoчники инфopмaции, знaчитeльнoe мecтo cpeди кoтopыx зaнимaют нopмaтивныe пpaвoвыe aкты: Кoнcтитуция PФ, Уголовный кдекс РФ, Гpaждaнcкий кoдeкc PФ, иныe нopмaтивныe и пpaвoвыe aкты opгaнoв гocудapcтвeннoй влacти и oбщecтвeнныx oбъeдинeний, мeждунapoдныe пpaвoвыe aкты.
Глава 1. Теоретические аспекты института административного правонарушения
1.1. Понятие и признаки административного правонарушения
В общей теории права сложились следующие концепции правонарушения: правонарушение как разновидность юридических фактов; правонарушение как общественно опасное деяние; правонарушение как основание юридической ответственности. Наиболее ранней по времени является концепция правонарушения как разновидности юридических фактов, выработанная еще дореволюционными правоведами и не потерявшая своей актуальности до настоящего времени.
Концепция правонарушения как основания юридической ответственности сложилась под влиянием отраслевых подходов, предполагающих анализ правонарушений под углом зрения соответствующей формы юридической ответственности. Выработанные отраслевыми науками (прежде всего, уголовным и гражданским правом) направления стали исходными для общетеоретических исследований правонарушений. Помимо общетеоретических исследований правовой формы деликта предпринимались попытки вскрыть природу и сущность правонарушения как явления общественной жизни, исследовались закономерности развития правонарушения, проводилась их классификация.
Совершение правонарушений, как социальное явление, имеет свои причины и закономерности. Причины и условия совершения правонарушений складываются из целого комплекса различных обстоятельств. Причинами совершения правонарушений являются экономическое состояние общества в целом, материальное положение каждого конкретного человека. На правонарушения людей толкают различные обстоятельства, например, такие социальные явления, как безработица, низкая заработная плата, рост цен.
Также одной из причин совершения правонарушений является неправильное понимание демократических преобразований как вседозволенности; культ наживы, алчность, пренебрежение нормами общественной морали и нравственности. Большую роль играет уровень образования личности, общая и правовая культура, а также условия воспитания в семье и окружающей среде.
Специфические условия индивидуальной жизни и воспитания иногда оказывают отрицательное воздействие на процесс формирования взглядов и привычек. В тех случаях, когда в этих условиях начинают складываться антиобщественные взгляды и привычки, в результате этого отдельные лица в определенных ситуациях начинают действовать вопреки запретам, установленным законом.
Определенную негативную роль играют и некоторые средства массовой информации, в последние годы все более воспевающие культ насилия, алкоголизм, наркоманию.
К сожалению, как правоохранительные органы, призванные в первую очередь бороться с разного рода правонарушениями и причинами, их порождающими, так и отдельные должностные лица, и рядовые граждане иногда впрямую попустительствуют совершению правонарушений, а то и потворствуют им. В немалой степени совершению правонарушений способствует и «прозрачность» границ между Россией и странами СНГ, откуда проникают так называемые «гастролеры», провозят оружие, боеприпасы, наркотики, а назад вывозят национальное достояние в виде предметов культа, произведений искусства, дефицитное сырье, материалы и товары народного потребления.
Причины правонарушений - это явления, вызывающие и обусловливающие возникновение правонарушений. Причины бывают:
Объективные причины правонарушений - это конкретные противоречия в общественной жизни, в экономических и социальных отношениях людей.
Субъективные причины правонарушений - это низкий уровень правосознания, цели, мотивы, нравственные ценности и интересы, потребности.
Любое правонарушение - это всегда определенное деяние, находящееся под постоянным контролем воли и разума человека. Этот признак правонарушений позволяет отграничить их от событий, которые, как бы вредны они не были для общества, правонарушениями не признаются; от преступных замыслов; от действий малолетних и невменяемых.
Не всякое деяние - действие или бездействие - является правонарушением, а лишь противоправное, т.е. то, которое нарушает объективное и субъективное право. Этот признак правонарушений отличает их от нарушений неправовых социальных норм (правил морали, норм общественной организации и т.п.); от правомерных деяний, которые составляют основную часть актов поведения личности и характерны для нормального развития общества.
Следующим обязательным признаком правонарушения является наличие общественного вреда как совокупности отрицательных последствий правонарушения.
Полагаем, что понятие «нарушение» является родовым, а правонарушение - видовым. Все правонарушения являются нарушениями, но не любое нарушение выступает в качестве правонарушения. Изменение общественных отношений и действующего законодательства не дает оснований для изменения самого понятия «правонарушение». Скорее наоборот, только его определение как виновного, общественно опасного деяния, за совершение которого предусмотрена юридическая ответственность, соответствует принципам права и позволяет правоохранительным органам осуществлять свою деятельность в режиме законности.
Основание административной ответственности — совершение административного правонарушения (административного проступка). При этом административная ответственность за правонарушение наступает, если данное нарушение по своему характеру не влечет уголовной ответственности.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ либо законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Противоправное действие и противоправное бездействие являются двумя возможными вариантами противоправного деяния, т. е. противоправного поведения физического или юридического лица. Действие — это активное невыполнение обязанности, законного требования, нарушение установленного запрета. Бездействие — это пассивное невыполнение обязанности, возложенной на физическое или юридическое лицо. Например, открытие банком или иной кредитной организацией счета организации либо индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ст. 15.7 КоАП РФ) — противоправное действие должностного лица банка, иной кредитной организации. Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций (ст. 15.2 КоАП РФ) — противоправное бездействие должностного лица.