Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что высшие учебные заведения – это определяющий фактор социально-экономического развития всего общества. Во всем мире идет постоянная работа по совершенствованию системы образования, и для России в период перемен особое значение приобретает осмысление проблем становления высшей школы. Всестороннего и глубокого исследования заслуживает проблема использования государством правовых форм влияния на сферу высшего образования. Изучение проблем вузов позволит полнее и эффективнее использовать правовые средства для оптимизации их деятельности. Непосредственным объектом воздействия права на организационную основу высшего образования (вузы) является статус образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Административно-правовой статус вуза отражает его положение в системе общественных отношений как коллективного субъекта, фиксирует систему управленческих связей между вузами и органами исполнительной власти, служит основой стабильности и определенности этих связей. Он находится в тесной взаимосвязи с ролью, задачами и перспективами развития высшего образования, так как обеспечивает надлежащее функционирование вуза в интересах решения стоящих перед ним задач. Успешное реформирование высшего образования в условиях рыночных отношений, реализация потребностей личности в высшем профессиональном образовании, защита прав и интересов граждан в этой сфере, развитие негосударственного образования - все это требует четкого определения статуса вуза, повышения эффективности и совершенствования управления высшим образованием.
Закономерным представляется наращивание законодательных усилий в части совершенствования правового регулирования отношений, складывающихся в связи и по поводу образования, усиления государственной поддержки деятельности вузов. Исследование проблем реализации принятых нормативных актов, их соответствия реальным потребностям развития высшей школы, а также систематизации законодательства о высшем образовании выдвигается в этих условиях в качестве важной задачи современного правоведения, так как в конечном счете служит обеспечению прогрессивного развития общества.
Теоретическое осмысление таких проблем, как оптимизация статуса вуза, соотношение автономии и государственного контроля, адекватные общественным переменам изменения в системе управления высшим образованием, а также анализ законодательства и практики позволяет определить общее состояние правовой урегулированности деятельности вузов и наметить пути совершенствования законодательства о высшем образовании. Все это должно способствовать достижению наиболее рационального сочетания между общественными, групповыми, личными и иными интересами при определении функций вузов, установлении их прав и обязанностей, законодательном закреплении их роли в общественной жизни, в том числе в укреплении федерации посредством проводимой региональной политики.
Целью исследования данной работы является анализ административно-правового статуса высших учебных заведений в РФ.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
– рассмотреть задачи, функции и структура высшего учебного заведения;
– изучить государственные образовательные стандарты как средство правового регулирования и контроля содержания высшего профессионального образования;
– раскрыть понятие административно-правого статуса высшего учебного заведения;
– рассмотреть пути совершенствования правового регулирования высших учебных заведений.
Объектом данного исследования являются высшие учебные заведения в РФ.
Предметом исследования является административно-правовой статус высших учебных заведений в РФ.
Характерным для данного исследования стало применение аналитического, системного и компаративного методов. Системный метод использовался для рассмотрения статуса вуза и его элементов, взаимосвязи и взаимовлияния управляющих и управляемых объектов в системе высшего образования. Целям раскрытия общих закономерностей функционирования вуза служил компаративный метод; особенности организации жизнедеятельности вузов в России определялись при помощи анализа соответствующего правового материала и практики его реализации.
Структура данной работы обусловлена целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Современная система высшего образования в РФ
1.1. Задачи, функции и структура высшего учебного заведения
Высшее образование – один из необходимых компонентов развития цивилизованного демократического общества. Высшее образование в России – система высшего профессионального образования. Является следующим уровнем образования после среднего профессионального. Представляет собой трехуровневую систему из бакалавриата и магистратуры, специалитета, а также подготовки кадров высшей квалификации.
Централизованная многоуровневая систему образования в России была создана в девятнадцатом веке, а ее реформирование и расширение пришлось на его вторую половину и начало двадцатого века когда в разных городах возникло более ста классических и технических университетов, учреждений других профилей (военных и педагогических институтов и т.п.).
С момента образования Российской Федерации до 1996 года руководство образованием осуществляли: в области начального и среднего образования – Министерство образования РФ (1991-1996); в области высшего и послевузовского образования – Министерство науки, высшей школы и технической политики РФ (1991-1993) и Государственный комитет по высшему образованию РФ (1993-1996). После 1996 и до 2004 года функции управления образованием были сосредоточены в Министерстве общего и профессионального образования РФ (1996-1999), позже преобразованном в Министерство образования РФ (1999-2004). До середины мая 2018 года управление образованием в стране осуществляли Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки; смысл данного сокращённого наименования ныне изменился) и подчинённая ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Эта система сложилась в ходе реформы исполнительной власти в 2004 году. С 2004 по 2010 год существовало также подчинённое Минобрнауки Федеральное агентство по образованию (Рособразование), упразднённое с передачей функций в непосредственное ведение министерства. В настоящее время, с 15 мая 2018 года, руководство образованием в Российской Федерации на федеральном уровне власти осуществляют Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ (Минобрнауки). В сферу ответственности первого входят вопросы общего и среднего профессионального образования, а второго – вопросы высшего образования.
Система высшего образования включает в себя[1]:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, географических указаний, наименований мест происхождения товаров), в сфере социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности[2].
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями, в том числе в области науки, образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы, а также через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук», общественными объединениями и иными организациями.
Высшее учебное заведение (сокращённо – вуз); образовательная организация высшего образования (ООВО) с 2016 г. – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.[3]
Различают государственные и частные вузы. Согласно статье 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», частная образовательная организация (негосударственный вуз) создаётся в соответствии с законодательством РФ физическими и/или юридическими лицами или их объединениями. А государственный вуз – это образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации. И это единственное указанное в законе различие. То есть негосударственный вуз от государственного отличается лишь формой собственности и составом учредителей. Также существуют муниципальные вузы – это вузы, в состав учредителей которых входят соответствующие органы местного самоуправления. Учредителем муниципальной образовательной организации могут быть только муниципальные районы или городские округа (часть 6 статьи 22 Закона об образовании). Иные муниципальные образования, например сельские и городские поселения, полномочий в сфере образования не имеют