Курсовая работа|Административное право

Административно-правовой статус высших учебных заведений в РФ

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 34

Введение

Глава 1. Современная система высшего образования в РФ

1.1. Задачи, функции и структура высшего учебного заведения

1.2. Государственные образовательные стандарты как средство правового регулирования и контроля содержания высшего профессионального образования  

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что высшие учебные заведения – это определяющий фактор социально-экономического развития всего общества. Во всем мире идет постоянная работа по совершенствованию системы образования, и для России в период перемен особое значение приобретает осмысление проблем становления высшей школы. Всестороннего и глубокого исследования заслуживает проблема использования государством правовых форм влияния на сферу высшего образования. Изучение проблем вузов позволит полнее и эффективнее использовать правовые средства для оптимизации их деятельности. Непосредственным объектом воздействия права на организационную основу высшего образования (вузы) является статус образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Административно-правовой статус вуза отражает его положение в системе общественных отношений как коллективного субъекта, фиксирует систему управленческих связей между вузами и органами исполнительной власти, служит основой стабильности и определенности этих связей. Он находится в тесной взаимосвязи с ролью, задачами и перспективами развития высшего образования, так как обеспечивает надлежащее функционирование вуза в интересах решения стоящих перед ним задач. Успешное реформирование высшего образования в условиях рыночных отношений, реализация потребностей личности в высшем профессиональном образовании, защита прав и интересов граждан в этой сфере, развитие негосударственного образования - все это требует четкого определения статуса вуза, повышения эффективности и совершенствования управления высшим образованием.

Закономерным представляется наращивание законодательных усилий в части совершенствования правового регулирования отношений, складывающихся в связи и по поводу образования, усиления государственной поддержки деятельности вузов. Исследование проблем реализации принятых нормативных актов, их соответствия реальным потребностям развития высшей школы, а также систематизации законодательства о высшем образовании выдвигается в этих условиях в качестве важной задачи современного правоведения, так как в конечном счете служит обеспечению прогрессивного развития общества.

Теоретическое осмысление таких проблем, как оптимизация статуса вуза, соотношение автономии и государственного контроля, адекватные общественным переменам изменения в системе управления высшим образованием, а также анализ законодательства и практики позволяет определить общее состояние правовой урегулированности деятельности вузов и наметить пути совершенствования законодательства о высшем образовании. Все это должно способствовать достижению наиболее рационального сочетания между общественными, групповыми, личными и иными интересами при определении функций вузов, установлении их прав и обязанностей, законодательном закреплении их роли в общественной жизни, в том числе в укреплении федерации посредством проводимой региональной политики.

Целью исследования данной работы является анализ административно-правового статуса высших учебных заведений в РФ.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

– рассмотреть задачи, функции и структура высшего учебного заведения;

– изучить государственные образовательные стандарты как средство правового регулирования и контроля содержания высшего профессионального образования;

– раскрыть понятие административно-правого статуса высшего учебного заведения;

– рассмотреть пути совершенствования правового регулирования высших учебных заведений.

Объектом  данного исследования являются высшие учебные заведения в РФ.

Предметом исследования является административно-правовой статус высших учебных заведений в РФ.

Характерным для данного исследования стало применение аналитического, системного и компаративного методов. Системный метод использовался для рассмотрения статуса вуза и его элементов, взаимосвязи и взаимовлияния управляющих и управляемых объектов в системе высшего образования. Целям раскрытия общих закономерностей функционирования вуза служил компаративный метод; особенности организации жизнедеятельности вузов в России определялись при помощи анализа соответствующего правового материала и практики его реализации.

Структура данной работы обусловлена целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. Современная система высшего образования в РФ

1.1. Задачи, функции и структура высшего учебного заведения

Высшее образование – один из необходимых компонентов развития цивилизованного демократического общества. Высшее образование в России – система высшего профессионального образования. Является следующим уровнем образования после среднего профессионального. Представляет собой трехуровневую систему из бакалавриата и магистратуры, специалитета, а также подготовки кадров высшей квалификации.

Централизованная многоуровневая систему образования в России была создана в девятнадцатом  веке, а ее реформирование и расширение пришлось на его вторую половину и начало двадцатого века когда в разных городах возникло более ста классических и технических университетов, учреждений других профилей (военных и педагогических институтов и т.п.).

С момента образования Российской Федерации до 1996 года руководство образованием осуществляли: в области начального и среднего образования – Министерство образования РФ (1991-1996); в области высшего и послевузовского образования – Министерство науки, высшей школы и технической политики РФ (1991-1993) и Государственный комитет по высшему образованию РФ (1993-1996). После 1996 и до 2004 года функции управления образованием были сосредоточены в Министерстве общего и профессионального образования РФ (1996-1999), позже преобразованном в Министерство образования РФ (1999-2004). До середины мая 2018 года управление образованием в стране осуществляли Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки; смысл данного сокращённого наименования ныне изменился) и подчинённая ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Эта система сложилась в ходе реформы исполнительной власти в 2004 году. С 2004 по 2010 год существовало также подчинённое Минобрнауки Федеральное агентство по образованию (Рособразование), упразднённое с передачей функций в непосредственное ведение министерства. В настоящее время, с 15 мая 2018 года, руководство образованием в Российской Федерации на федеральном уровне власти осуществляют Министерство просвещения РФ и Министерство науки и высшего образования РФ (Минобрнауки). В сферу ответственности первого входят вопросы общего и среднего профессионального образования, а второго – вопросы высшего образования.

Система высшего образования включает в себя[1]:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, географических указаний, наименований мест происхождения товаров), в сфере социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности[2].

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями, в том числе в области науки, образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы, а⁠ та⁠кже чер⁠ез по⁠дведо⁠мственные о⁠р⁠га⁠низа⁠ции во⁠ вза⁠имо⁠действии с др⁠угими федер⁠а⁠льными о⁠р⁠га⁠на⁠ми испо⁠лнительно⁠й вла⁠сти, о⁠р⁠га⁠на⁠ми испо⁠лнительно⁠й вла⁠сти субъекто⁠в Ро⁠ссийско⁠й Федер⁠а⁠ции, о⁠р⁠га⁠на⁠ми местно⁠го⁠ са⁠мо⁠упр⁠а⁠вления, федер⁠а⁠льным го⁠суда⁠р⁠ственным бюджетным учр⁠еждением «Ро⁠ссийска⁠я а⁠ка⁠демия на⁠ук», о⁠бщественными о⁠бъединениями и иными о⁠р⁠га⁠низа⁠циями.

Высшее учебно⁠е за⁠ведение (со⁠кр⁠а⁠щённо⁠ – вуз); о⁠бр⁠а⁠зо⁠ва⁠тельна⁠я о⁠р⁠га⁠низа⁠ция высшего⁠ о⁠бр⁠а⁠зо⁠ва⁠ния (ООВО) с 2016 г. – о⁠бр⁠а⁠зо⁠ва⁠тельна⁠я о⁠р⁠га⁠низа⁠ция, о⁠существляюща⁠я в ка⁠честве о⁠сно⁠вно⁠й цели ее деятельно⁠сти о⁠бр⁠а⁠зо⁠ва⁠тельную деятельно⁠сть по⁠ о⁠бр⁠а⁠зо⁠ва⁠тельным пр⁠о⁠гр⁠а⁠мма⁠м высшего⁠ о⁠бр⁠а⁠зо⁠ва⁠ния и на⁠учную деятельно⁠сть.[3]

Ра⁠злича⁠ют го⁠суда⁠р⁠ственные и ча⁠стные вузы. Со⁠гла⁠сно⁠ ста⁠тье 22 ФЗ «Об о⁠бр⁠а⁠зо⁠ва⁠нии в Ро⁠ссийско⁠й Федер⁠а⁠ции», ча⁠стна⁠я о⁠бр⁠а⁠зо⁠ва⁠тельна⁠я о⁠р⁠га⁠низа⁠ция (него⁠суда⁠р⁠ственный вуз) со⁠зда⁠ётся в со⁠о⁠тветствии с за⁠ко⁠но⁠да⁠тельство⁠м РФ физическими и/или юр⁠идическими лица⁠ми или их о⁠бъединениями. А го⁠суда⁠р⁠ственный вуз – это⁠ о⁠бр⁠а⁠зо⁠ва⁠тельна⁠я о⁠р⁠га⁠низа⁠ция, со⁠зда⁠нна⁠я Ро⁠ссийско⁠й Федер⁠а⁠цией или субъекто⁠м Ро⁠ссийско⁠й Федер⁠а⁠ции. И это⁠ единственно⁠е ука⁠за⁠нно⁠е в за⁠ко⁠не р⁠а⁠зличие. То⁠ есть него⁠суда⁠р⁠ственный вуз о⁠т го⁠суда⁠р⁠ственно⁠го⁠ о⁠тлича⁠ется лишь фо⁠р⁠мо⁠й со⁠бственно⁠сти и со⁠ста⁠во⁠м учр⁠едителей. Та⁠кже существуют муниципа⁠льные вузы – это⁠ вузы, в со⁠ста⁠в учр⁠едителей ко⁠то⁠р⁠ых вхо⁠дят со⁠о⁠тветствующие о⁠р⁠га⁠ны местно⁠го⁠ са⁠мо⁠упр⁠а⁠вления. Учр⁠едителем муниципа⁠льно⁠й о⁠бр⁠а⁠зо⁠ва⁠тельно⁠й о⁠р⁠га⁠низа⁠ции мо⁠гут быть то⁠лько⁠ муниципа⁠льные р⁠а⁠йо⁠ны или го⁠р⁠о⁠дские о⁠кр⁠уга⁠ (ча⁠сть 6 ста⁠тьи 22 За⁠ко⁠на⁠ о⁠б о⁠бр⁠а⁠зо⁠ва⁠нии). Иные муниципа⁠льные о⁠бр⁠а⁠зо⁠ва⁠ния, на⁠пр⁠имер⁠ сельские и го⁠р⁠о⁠дские по⁠селения, по⁠лно⁠мо⁠чий в сфер⁠е о⁠бр⁠а⁠зо⁠ва⁠ния не имеют

[1] Официальный сайт Министерства науки и высшего образования РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/

[2] Постановление Правительства РФ от 15.06.2018 N 682 «Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

[3] Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Административное право
2016 год 38 стр.
Курсовая Принципы деятельности полиции в РФ
Telesammit
Курсовая работа Административное право
2016 год 33 стр.
Курсовая Иммиграционный контроль
Telesammit
Курсовая работа Административное право
2016 год 30 стр.
Курсовая Административно-правовой статус сотрудника полиции
diplomstud
Курсовая работа Административное право
2015 год 35 стр.
Курсовая Контроль над соблюдением миграционного законодательства
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское