ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ КАК ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Правовой контроль деятельности прокуратуры по борьбе с коррупцией
1.2 Место и роль органов прокуратуры Российской Федерации в государственно-правовом механизме противодействия коррупции
1.3 Проблематика в работе органов прокуратуры
ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ
2.1 Основные элементы организации работы органов прокуратуры по противодействию коррупции
2.2 Взаимодействие органов прокуратуры с органами государственной власти и институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции
2.3 Система работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию коррупции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в условиях неснижающегося уровня коррупции особую актуальность приобретает надзорная деятельность прокуратуры в сфере противодействия коррупции и коррупционным преступлениям.
В Приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 454 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции" от прокуроров требуется рассматривать коррупцию как одну из системных угроз безопасности Российской Федерации и принимать все меры к усилению борьбы с ней, считая важнейшей задачей своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий, а также минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений[1]. В этих целях прокуроры наделены полномочиями:
- по проверке исполнения законодательства о противодействии коррупции;
- по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
- по обращению в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации имущества, принадлежащего должностным лицам, которые не представили сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы;
- по выявлению и пресечению фактов дачи и получения взяток, коммерческого подкупа, иных коррупционных преступлений; и рядом других.
Цель настоящей работы – изучение работы органов прокуратуры по противодействию коррупции.
Предметом настоящей работы являются правоотношения в сфере работы органов прокуратуры по противодействию коррупции.
Объектом настоящей работы является работа органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1.Охарактеризовать правовой контроль деятельности прокуратуры по борьбе с коррупцией.
- Выделить место и роль органов прокуратуры Российской Федерации в государственно-правовом механизме противодействия коррупции.
- Изучить проблематику в работе органов прокуратуры.
- Выявить основные элементы организации работы органов прокуратуры по противодействию коррупции.
- Проанализировать взаимодействие органов прокуратуры с органами государственной власти и институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции.
- Охарактеризовать систему работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию коррупции.
ГЛАВА 1. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ КАК ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Правовой контроль деятельности прокуратуры по борьбе с коррупцией
Исследователи указывают на опасность достижения личных интересов государственными служащими посредством использования своих должностных полномочий, которая заключается в том, что, как правило, это противоречит государственным и общественным интересам. Именно в целях предотвращения неправомерного использования властных полномочий при достижении личных интересов законодатель установил ряд запретов, ограничений и требований к служебному поведению государственных служащих, соблюдение которых снижает риски столкновения личных и государственных (общественных) интересов[2].
Однако предусмотреть и законодательно закрепить все ситуации, вызывающие конфликт интересов, которые, по сути, являются "предвестниками" коррупции, фактически не представляется возможным, в связи с чем важно нормативно-правовое описание признаков таких ситуаций и установление правил поведения государственного служащего при возникновении конфликта интересов, а также осуществление контроля за исполнением этих правил, что является одной из задач прокуратуры.
Очевидно, что в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" гражданин, поступив на государственную службу, осуществляет профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанная деятельность требует от государственного служащего беспрекословного следования интересам указанных субъектов, что обеспечивается путем делегирования ими властных полномочий государственному служащему.
В то же время, как показывает практика, государственные служащие не всегда следуют требованию использования своих властных полномочий только в целях обеспечения осуществления государственной службы. Будучи индивидуумом, государственный служащий, так же как и иные члены общества, непременно имеет свои личные интересы материального (жилье, машина, денежные средства и т.п.) или нематериального (карьерный рост, образование, социальный статус и т.п.) характера.
Ряд личных интересов индивидуумами достигается посредством осуществления профессиональной деятельности, однако конкретная профессиональная деятельность как инструмент удовлетворения личных интересов обладает предельным потенциалом, и в случае, когда личные интересы не могут быть полностью удовлетворены в ходе ее осуществления, возможно три варианта развития событий:
1) личные интересы остаются не достигнутыми;
2) личные интересы достигаются путем смены профессиональной деятельности;
3) личные интересы удовлетворяются посредством превышения (злоупотребления) должностных полномочий, что характерно для государственной службы, так как использование властных полномочий в личных целях ставит их носителя в преимущественное положение перед другими членами общества.
Исходя из вышеизложенного, деятельность прокуратуры по выявлению и пресечению конфликта интересов является значимым фактором соблюдения служащими требований антикоррупционного законодательства.
В рамках надзора за соблюдением требований антикоррупционного законодательства прокуратура осуществляет антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, по итогам которой дается заключение о наличии либо отсутствии коррупциогенных факторов в текстах нормативных актов.
Например, по результатам проведения антикоррупционной экспертизы Приказа Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области от 18.07.2014, утверждающего Административный регламент в сфере оказания мер социальной поддержки многодетным семьям, экспертиза показала, что в административном регламенте Министерства содержались внутренние противоречия, касающиеся перечня документов, предоставляемых заявителями самостоятельно для получения государственной услуги.
Кроме того, в Административном регламенте содержались противоречивые основания отказа в предоставлении государственной услуги, что в процессе правоприменения могло способствовать произвольному отказу в предоставлении государственной услуги, в том числе исходя из возможной корыстной или иной личной заинтересованности.
По результатам антикоррупционной экспертизы прокурором Пензенской области внесено требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора, которое рассмотрено и удовлетворено. В административный регламент были внесены соответствующие изменения[3].
Также анализ деятельности прокуратуры Пензенской области показал, что в ходе прокурорских проверок, осуществляемых в рамках надзорной деятельности в сфере соблюдения требований антикоррупционного законодательства, выявлялись многочисленные нарушения в сфере проведения закупок для государственных и муниципальных нужд.
Нарушения допускались при выборе способа размещения заказов, при формировании аукционной документации, установлении требований, ограничивающих круг потенциальных участников размещения заказов, а также при исполнении государственных и муниципальных контрактов. Выявлены факты оказания незаконных преференций поставщикам и множество других нарушений.
В заключение можно сделать вывод о том, что в условиях продолжающегося развития системы антикоррупционного законодательства Российской Федерации деятельность прокуроров по применению надзорных полномочий выступает одним из наиболее эффективных методов выявления фактов коррупции, их пресечения и последующего привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности. В то же время надзорная деятельность прокуратуры требует постоянного развития и совершенствования, что обусловлено непрерывным процессом формирования правового демократического государства на территории Российской Федерации