Реферат|Прокурорский надзор

Полномочия прокурора по осуществлению общего надзора

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2018 | Страниц: 22

Введение

1. Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор). Предмет надзора и полномочия прокурора

2. Средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона…11

3. Прокурорский надзор за исполнением законов: актуальные проблемы и перспективы развития

Заключение

Список использованных источников

Актуальность исследования. Среди важнейших функций российской прокуратуры, выражающих ее основное государственно-правовое сущностное предназначение, первостепенная роль принадлежит надзору за исполнением законов.

Трудно поверить, но еще в начале 90-х гг. XX в., на заре становления современной российской демократии ряд государствоведов видели в прокурорском надзоре за исполнением законов (на профессиональном сленге именуемом с советских времен «общим надзором») рудимент дальнейшего общественного развития, который якобы закономерно теряет былую значимость и вовсе претендует уйти в небытие.

Именно надзорные средства определяют современную суть прокуратуры и как показывает практика наиболее действенны в обеспечении режима законности, а часто даже обусловливают те результаты, которые выступают исходным базисом для иных функциональных направлений деятельности прокуратуры России.

Объект исследования – урегулированные законодательством правовые отношения, складывающиеся в процессе реализации надзорной функции прокуратуры за исполнением законов.

Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность прокурора по надзору за исполнением законов органами.          

Цель работы: анализ полномочий прокурора по осуществелению общего надзора.

Задачи работы:

- раскрыть сущность прокурорского надзора за исполнением законов (общий надзор). Проанализировать предмет надзора и полномочия прокурора;

- исследовать средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона;

- выявить актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов.

Методологическую основу исследования составляют общенаучный (диалектический) и частнонаучные методы познания социально-правовых явлений и деятельности органов прокуратуры. Исторический метод использован в качестве инструмента познания логики возникновения и развития прокурорского надзора, направлений надзорной деятельности. Формально-юридический метод – для характеристики определенных в законе юридически значимых нормативных предписаний и их формы, для обобщения, классификации и систематизации исследовательского материала. Системный метод – в целях интерпретации взаимосвязи прокурорского надзора с социально-правовыми явлениями, определения наиболее значимых целей, методов, средств прокурорского надзора для оптимального выполнения задач обеспечения верховенства закона и единства законности в стране.

Основополагающее значение для раскрытия темы имели работы по теории прокурорского надзора: П.Д. Альбицкого, В.И. Баскова, С.Г. Березовской, А.Д. Берензона, В.Г. Бессарабова, Г.И. Бровина, И.С. Викторова, Ю.Е. Винокурова, В.В. Гаврилова, В.Н. Григоренко, Ю.М. Грошевого, В.З. Гущина, В.В. Долежана, Е.Р. Ергашева, В.К. Звирбуля, А.Г. Звягинцева, Ю.А. Каленого, В.В. Клочкова, Ф.М. Кобзарева, А.Ф. Козлова, А.Ф. Козусева, Б.В. Коробейникова, А.Н. Ларькова, В.Г. Лебединского, В.И. Ломовского, В.Г. Мелкумова, Н.В. Муравьева, Л.А. Николаевой, Ю.Г. Орлова, А.А. Пономорева, М.Ю. Рагинского, В.И. Рохлина, В.П. Рябцева, В.М. Савицкого, К.Ф. Скворцова, А.Ф. Смирнова, М.А. Тхакушинова, А.А. Чувилева, М.С. Шалумова,  В.И. Шинда, В.Б. Ястребова и др.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

 

  1. Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор). Предмет надзора и полномочия прокурора

Прокурорский надзор за исполнением законов – специфическая деятельность государственных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции и исполнения законов, действующих на её территории [4, с. 60]. Указанная деятельность не может осуществляться иными органами. Особое место в системе органов государственной власти и управления. Не входят ни в одну из ветвей власти.

Сущность прокурорского надзора за исполнением законов раскрывается в ст.21 ФЗ «О прокуратуре» [2], где определены органы, которыми осуществляется надзор за их исполнением. Традиционно данная отрасль именовалась «общим надзором», что позволяло отграничивать рассматриваемую отрасль от других, специализированных отраслей прокурорского надзора.

Общий надзор – это отрасль прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в деятельности органов и их должностных лиц, организаций, учреждений.

Предмет прокурорского надзора. Общественные отношения, на регулирование которых и обеспечение законности направлена деятельность органов прокуратуры.

Предмет общего надзора в соответствии со ст. 21 Закона о прокуратуре составляет:

  1. Соблюдение Конституции Российской Федерации [1] и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации.
  2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Пояснения дает приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07 декабря 2007г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» [3].

В приказе сказано, что в надзорных действиях прокурору руководствоваться положением о высшей юридической силе Конституции Российской Федерации, в прямом ее действии и применении на всей территории России, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Следовательно, иерархия нормативных актов, надзор за исполнением которых осуществляет прокурор, по нормативной силе включает: Конституцию РФ, международные договоры, федеральные конституционные законы, федеральные законы.

Специально акцентируя внимание на необходимости постоянного надзора за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации, Генеральный прокурор в п. 5 приказа № 195 (2007) предписал прокурорам осуществлять постоянный надзор за исполнением не противоречащих федеральному закону законов субъектов РФ. Поэтому законы субъектов РФ, включая конституции, уставы, также входят в сферу прокурорского надзора.

При определении задач органов прокуратуры в надзоре за соблюдением международных договоров следует опираться на ч. 4 ст. 15 Конституции РФ[], признающую нормы международного права и международного договора составной частью правовой системы России.

Полномочия прокурора:

Характер и диапазон полномочий прокурора определяют­ся спецификой задач надзора за исполнением законов. Их раз­вернутый перечень содержится в ст. 22 Закона о прокуратуре. Традиционно полномочия прокурора по надзору за исполнени­ем закона принято делить на три группы:

  • полномочия по выявлению нарушений закона, их при­чин и способствующих им условий;
  • полномочия по устранению нарушений закона;
  • полномочия по предупреждению нарушений закона [8, с. 11].

Первая группа полномочий прокуроров по надзору за исполнением законов направлена на своевременное выявление нарушений законов и способствующих им обстоятельств (причин и условий) и установление виновных в этом лиц. Эти полномочия закреплены в п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре. Прокурор, осуществляя возложенные на него функции, вправе:

Полномочия прокурора по выявлению нарушений закона закреплены в Законе о прокуратуре, где указано, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных объектов;

иметь доступ к их документам и материалам, относящимся к правонарушению или способным установить и доказать совершенное правонарушение;

требовать от руководителей и должностных лиц объектов надзора представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

требовать от руководителей и должностных лиц объектов надзора выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;

проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, за исполнением законов которыми он осуществляет надзор [11, с. 93].

Для вхождения на территорию и в помещения особо режимных (секретных) объектов прокурору необходимо иметь соответствующий допуск, дающий право работы с документами, а также иными материалами, содержащими сведения, отнесенные к государственной или военной тайне, являющейся разновидностью государственной тайны. Иметь доступ к интересующим его документам и материалам. Реализуя это полномочие, прокурор руководствуется исключительно служебными (государственными) интересами.

Прокурор имеет доступ ко всем документам и материалам с грифом «для служебного пользования», а также содержащих сведения, составляющие коммерческую тайну, информацию медицинского, интимного, иного характера, не подлежащую оглашению. Однако, обладая такими сведениями, прокурор не вправе разглашать их. Что же касается документов и материалов, содержащих сведения, составляющие государственную или военную тайну, т.е. документов и материалов с грифом «секретно» и «совершенно секретно», то прокурор допускается к ним при наличии у него соответствующего допуска.

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ от 08.2014 -  N 31 -  ст. 4398
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 30.10.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 20.11.1995. - N 47. - ст. 4472.
  3. Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» (с изменениями и дополнениями от 21июня 2016)

Учебная и специальная литература

  1. Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н. Прокурорский надзор : учеб. пособие. - М. : Изд-во Элит, 2018. - 512 с.
  2. Капинус О.С., Андреев Б.В., Казарина А.Х. К вопросу о методологии и методике оценки эффективности прокурорского надзора // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2012. - №1 - С. 21-28.
  3. Капинус О.С., Андреев Б.В., Казарина А.Х. Проблемы совершенствования внутрисистемной оценки работы органов прокуратуры // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2012. - №4. - С. 3-13.
  4. Коршунов И.Г. О проблемах реформирования прокурорского надзора в современный период // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2013. - N 4(56). Т. 1. - С. 295.
  5. Ломовский В.Д. Прокурорская проверка исполнения законов: учебное пособие. – Т.: Из-во университета, 2013. – 90 с.
  6. Методика и тактика проведения прокурорской проверки: учебное пособие / под ред. О Н. Коршуновой. –СПб: Питре, 2014. – 150 с.
  7. Проверка прокурором исполнения законов: пособие / под общ. ред. Н. В. Субановой. - М.:Юнити, 2015. – 210 с.
  8. Прокурорский надзор в РФ: Учебник / Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2017 - 436 с.
  9. Теоретические основы оценки эффективности деятельности органов прокуратуры: монография / под общ. ред. Ф. М. Кобзарева. - М.:Норма, 2016. – 348 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Прокурорский надзор
2020 год 22 стр.
Работа органов прокуратуры по противодействию коррупции
antiplagiatpro
Реферат Прокурорский надзор
2016 год 25 стр.
Понятие судебной, прокурорской и правозащитной деятельности
Реферат Прокурорский надзор
2016 год 18 стр.
Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское