ВВЕДЕНИЕ
1 Сущность таможенных органов как субъектов таможенного права
1.1 Структура таможенных органов
1.2 Обеспечение деятельности таможенных органов
1.3 Цели и задачи таможенно -тарифного регулирования
2 Правовое положение таможенных органов
2.1 Понятие и признаки таможенных органов РФ
2.2 Функции и задачи таможенных органов в системе таможенно-тарифного регулирования
-
Виды таможенного контроля, осуществляемого таможенными органами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Становление рыночных экономических отношений в России вызывает необходимость видоизменения механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенная система России в этом механизме представляет собой один из основных инструментов, обеспечивающих необходимое взаимодействие национальной экономики с мировым хозяйством. Современная таможенная система должна обладать способностью быстро адаптироваться к новым требованиям и гармонично соединять в своей деятельности экономические и административно-правовые средства регулирования.
Проблема выяснения места и роли таможенных органов в механизме государства на современном этапе вызывает не только теоретический, но и практический интерес. Фундаментальные преобразования в экономической и политической жизни российского общества со всей определенностью ставят на повестку дня вопрос о необходимости коренного пересмотра роли и места властных структур в системе жизнеобеспечения общества, особенно в экономической и социальной сферах.
Особенности развития законодательства о таможенных органах отражают своеобразие их исторического развития, государственно-правовых форм и политического строя. Не менее важный аспект - это практическая организация деятельности таможенных органов, от которой в значительной степени зависит эффективность их работы.
В связи с тем, что система таможенных органов в России достаточно молода, потребность в исследовании нормативно-правовой базы их деятельности очевидна.
Все вышесказанное обуславливает актуальность данной темы на сегодняшний день.
Объект исследования составляет система таможенных органов, взаимодействующая с другими государственными органами в механизме государства.
Предметом исследования является структура и механизм функционирования системы таможенных органов Российской Федерации как целостной системы выполняющей задачи по обеспечению экономической безопасности государств и борьбе с таможенными правонарушениями.
Целью работы - является изучение системы таможенных органов Российской Федерации, анализ нормативно-правовых актов регламентирующих деятельность таможенных органов и поиск путей оптимизации этой деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть место таможенных органов РФ в системе государственных органов;
- проанализировать структуру таможенных органов;
- рассмотреть сущность и функции Федеральной таможенной службы и региональных таможенных управлений;
- рассмотреть основные права и функции таможни и таможенных постов.
Цель и задачи работы определили ее структуру. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы.
При написании работы использовался разнообразный монографический материал, в частности труды таких авторов как Бахрах Д.Н., Ноздрачев А.Н., Марков Л.Н., данные периодической печати и нормативно-правовые акты РФ.
1 СУЩНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ КАК СУБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА
1.1 Структура таможенных органов
Одним из важнейших условий эффективного функционирования любой системы является четкая структуризация элементов системы и хорошая организация взаимосвязей этих элементов. Таможенная система на сегодняшний день имеет довольно структурированную иерархию, функционирующая на протяжении довольно долгого времени. Подобная стабильность в условиях динамично изменяющейся внешней среды обуславливает необходимость ее изменения с целью адаптации к новым условиям и реалиям современного мира.
На данный момент таможенная служба России имеет 4-ех уровневую систему, включающая:
- Федеральная таможенная служба (далее – ФТС);
- Региональные таможенные управления (далее – РТУ);
- Таможни;
- Таможенные посты.
По состоянию на 12.03.2018 года в структуру таможенных органов входят 8 РТУ, 73 таможни, 534 таможенных поста. Более подробная структура таможенных органов России приведена на рисунке 1.
Рис. 1. Структура таможенных органов Российской Федерации
Приказом ФТС России от 27.06.2017 № 1065 была утверждена «Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года» (далее – Программа), которая определила направления развития таможенных органов и закрепила ключевые показатели решения задач Программы. Приоритетом развития таможенных органов, прописанной в программе, является концентрация декларирования товаров на таможенных постах – центрах электронного декларирования (далее – ЦЭД) и их размещение на площадях, находящихся в федеральной собственности. Поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 23 августа 2017 года № ДМ-П4-5613 в целях концентрации процесса электронного декларирования в 2018-2020 годах Министерством финансов Российской Федерации утвержден план мероприятий («дорожная карта») по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 по 2020 год.
Основными целями данной карты является:
– повышение эффективности и результативности таможенного контроля;
– снижение издержек участников ВЭД;
– содействие росту международной торговли Российской Федерации;
– снижение коррупционных рисков в деятельности таможенных органов;
– перераспределение и оптимизация декларационного массива в соответствии с реальными экономическими потребностями регионов Российской Федерации.
Ключевыми показателями успешной реализации «дорожной карты» по реформированию системы таможенных органов является увеличение к 2020 году доли электронных деклараций на товары, зарегистрированных в ЦЭД, до 95%. При этом 100% ЦЭД должны быть размещены на площадях, находящихся в государственной собственности. Таким образом, все оформление переносится с 534 таможенных постов в 16 ЦЭД.
При этом будут реформироваться не только места декларирования товаров, но и структура таможенных органов целиком. Так, «дорожной картой» подразумевается создание региональных электронных таможен (далее – РЭТ), таможен фактического контроля, а также таможенных постов фактического контроля (далее – ТПФК).