Введение
1 Теоретические основы социальных гарантий занятости населения
1.1Понятие социальной защиты населения, ее элементы и принципы построения
1.2 Гарантии государства в области занятости, социальные гарантии и компенсации гражданам, увольняемым с предприятий, и безработным
1.3 Финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения
2 Анализ социальных гарантий занятости населения в РФ за 2017-2019 гг
2.1 Анализ социальных гарантий занятости в Российской Федерации
2.2 Оценка программ социальной помощи населению Российской Федерации
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию предоставления социальных гарантий занятости населения Российской Федерации
3.1 Рекомендации по финансированию мероприятий по обеспечению занятости населения
3.2 Разработка программы социальной помощи населению
3.3 Социально-экономическое обоснование предложенных рекомендаций
Заключение
Список используемых источников
Актуальность темы исследования. Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ в. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки. В стране в целом постоянно растет число людей, нуждающихся в защите, маргиналов, алкоголиков, наркоманов, бездомных и т. д.
В свою очередь обострились проблемы социальной помощи, так как с началом экономических преобразований человек со своими проблемами был оставлен на произвол рыночной стихии. Этот процесс совпал с профессионализацией социальной работы в России, ставшей феноменом цивилизованного общества.
Президент России Владимир Путин в 2018 году озвучил целый ряд инициатив в социально-демографической сфере, среди них - продление программы материнского капитала до конца 2021 года, субсидирование ипотечной ставки для семей, у которых родится второй или третий ребенок, а также установление ежемесячной выплаты на рождение первенца до полутора лет. Выступая на заседании Координационного совета национальной стратегии действий в интересах детей со своими предложениями, глава российского государства отметил необходимость "перезагрузки" демографической политики в стране[1].
Все эти обстоятельства обусловили тот факт, что изучение формирования и функционирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации, пока не имеющей ясной, эффективно действующей модели, становится с каждым годом все более и более актуальным.
Степень разработанности темы. Необходимость специализации форм, совершенствования методов социальной защиты, возникающие вопросы финансирования социальной сферы обусловили повышенный интерес к разрешению данных проблем многих специалистов.
Кроме того, в последнее время все больше ведется речь о передаче основных функций по оказанию социальной поддержки населения с федерального и регионального уровня управления на органы муниципального управления. Однако по большей мере механизмы этой передачи и процесс осуществления социальной защиты населения, таким образом, не изучены и не определены.
Интерес к формированию и функционированию системы социальной защиты населения на современном этапе проявляют многие исследователи современного российского общества. Так основы организации социальной защиты населения рассматриваются в трудах таких авторов как М.И. Лепихов[2], Н. Подшибякина[3], В. Шарин[4] и другие.
Экономические основы социальной защиты населения рассматривают В.Д. Роик[5], Т.С. Пантелеева[6], Г.А. Червякова[7] и другие.
Основные направления и принципы социальной работы представлены в работах А.И. Войтенко[8], Е.И. Комарова[9], А.Н. Савинова[10], П.Д. Павленок[11] и другие.
Объект исследования – социальные гарантии занятости населения в Российской Федерации.
Предмет исследования – совершенствование финансирования социальных гарантий занятости населения в Российской Федерации.
Цель работы – на основе анализа организации, проблем деятельности финансирования социальных гарантий занятости населения в Российской Федерации выявить направления ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе решен комплекс взаимосвязанных задач:
- рассмотреть понятие социальной защиты населения, ее элементы и принципы построения;
- изучить гарантии государства в области занятости, социальные гарантии и компенсации гражданам, увольняемым с предприятий, и безработным;
- раскрыть финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения;
- проанализировать социальные гарантии занятости населения в стране за 2017-2019 гг.
- предложить рекомендации по совершенствованию предоставления социальных гарантий занятости населения Российской Федерации.
1 Теоретические основы социальных гарантий занятости населения
1.1Понятие социальной защиты населения, ее элементы и принципы построения Сегодня социальная защита населения должна играть не только роль социальной компенсации бедным, но и служить определенным противовесом быстро растущему имущественному неравенству. Важной проблемой становится защита всего населения от прогрессирующего обнищания.
В сложившихся экономических и социально-политических условиях роль, значение системы социальной защиты населения существенно возросло. Нередко органы и учреждения социального обслуживания оказываются единственными структурами, обращение к которым оставляет человеку надежду на получение поддержки и помощи в разрешении его жизненных проблем.
Социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект[12].
Социальная политика осуществляется через систему мер, на этику и мораль, включая (формирование и определение места последней в жизни отдельных членов общества (индивидов, семьи, групп, слоев и т. д.); на общественный и личный быт членов общества, в том числе государственное регулирование материальной и культурной среды, в которой происходит удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечении, поддержании здоровья; на социально-психологические особенности различных типов личностей, социальных групп, слоев и т. д[13].
Что касается социальной защиты населения, то она на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан[14].
Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.
Социальная защита населения в широком смысле слова – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований[15].
Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне:
- организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями;
- социальное обслуживание;
- медико-социальная экспертиза;
- реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической
помощи;
- социальная помощь семье и детям;
- подготовка законодательства по социальной защите населения;
- внешнеэкономическое и международное сотрудничество;
- разработка положений по основам социальной политики;
- анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения;
10.подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;
- разработка социальных нормативов и т. д[16].
Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают:
- обеспечение и решение производственно-экономических задач;
- плановую и финансово-экономическую деятельность;
- создание различных фондов социальной помощи;
- решение экономических проблем и др[17].
Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению:
а) социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;
б) социальная реабилитация инвалидов;