ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАМ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Понятие многодетной семьи в Российской Федерации
1.2 Государственная политика в контексте поддержки многодетных семей как основа социального обслуживания
ГЛАВА 2. МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Меры государственной поддержки многодетных семей Иркутской области
2.2 Поддержка многодетных семей в Иркутской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Актуальность исследования вызвана интересом к роли и месту государства в решении социальных проблем многодетных семей. В Иркутской области многодетной считается семья, имеющая в своём составе трёх и более детей, не достигших возраста 18 лет, включая пасынков, падчериц, усыновлённых, удочерённых, принятых под опеку (попечительство), переданных на воспитание в приёмную семью, без учёта детей, находящихся на полном государственном обеспечении. Надо отметить, что экономическая ситуация начала стабилизироваться, что несомненно сказывается и будет сказываться в дальнейшем на рождаемости и многодетности семьи. Но немаловажным является отношение государства и общества к многодетности. Еще недавно считалось, что многодетные семьи не приемлемы в нестабильных экономических условиях. Эти ячейки общества нередко расценивались как "социальные иждивенцы", хотя их льготы незначительные. Именно они имеют наиболее высокий риск оказаться в числе бедных, так как размеры детских пособий никак не соотносятся с уровнем жизни.
Множество факторов влияет на сокращение числа многодетных семей. Надо заметить, что именно многодетные семьи являются главным демографическим ресурсом нашей страны. Хотя бы поэтому государство должно было уделять им пристальное внимание.
Серьезные демографические проблемы России и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения требуют особого внимания со стороны общества и государства к новым тенденциям развития семьи на современном этапе. Смягчить демографические проблемы и оказать семьям помощь в воспитании детей призвана активная политика государства последних лет, направленная на социальную поддержку семьи, материнства и детства. Сама реализация государственной политики по улучшению положения детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации обусловлена стоящими перед обществом задачами, определяемыми необходимой нормативно-правовой базой, а именно: Семейным кодексом РФ, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал, законодательно-нормативная база.
Объектом исследования выступает механизм защиты прав многодетных семей.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, научная доктрина, содержащие основные положения защита прав многодетных семей.
Целью исследования является изучение защиты прав многодетных семей (на основе Иркутской области).
Задачи исследования:
- Изучить понятие многодетной семьи в Российской Федерации
- Рассмотреть государственную политику в контексте поддержки многодетных семей как основа социального обслуживания
- Изучить меры государственной поддержки многодетных семей Иркутской области
- Рассмотреть поддержку многодетных семей в Иркутской области рассмотреть на примере Иркутской области меры государственной поддержки многодетных семей.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАМ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
- Понятие многодетной семьи в Российской Федерации
Многодетной семьёй в России в 2020 году однозначно считается семья, имеющая трёх и более несовершеннолетних детей. В некоторых регионах местные власти дополнительно поддерживают многодетные семьи, увеличивая возраст детей до 21 года или 23 лет. Но при этом ребёнок должен учиться или служить в армии по призыву.
Требования к признанию семьи многодетной устанавливаются местным законодательством. Это отражено в Указе Президента РФ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (25.02.2003)[1].
Основные признаки многодетной семьи в разных регионах РФ
Ещё совсем недавно многодетными в некоторых регионах признавались семьи, имеющие четыре, пять и более детей. В 2018 году во всех регионах число детей снизилось до трёх. Однако различия в требованиях к возрасту сохранились.
Если в семье есть усыновлённые или удочерённые дети, пасынки или падчерицы, то такая семья также считается многодетной. Например, если у женщины есть два ребёнка от первого брака, и она вступает в брак с мужчиной, у которого есть один ребёнок, то такая семья становится многодетной. Конечно же, при условии соблюдения возрастных ограничений для каждого ребёнка.
Семья с тремя детьми утрачивает право считаться многодетной, если один из детей перестаёт удовлетворять условиям по возрасту или статусу. Но при этом, если родители встали в очередь на получение какой-либо льготы или помощи, то место в очереди сохраняется.
Чтоб получить статус многодетной семьи, его нужно законно оформить. Но перед этим нужно убедиться, что выполняются все условия.
Для родителей предъявляются такие требования:
Отец и мать не должны быть лишены прав в воспитании детей;
Родители не должны уклоняться от воспитания своих детей;
Дети не должны быть отданы в интернат, на попечение другим семьям или на полное содержание государством;
Все дети должны быть зарегистрированы и проживать совместно хотя бы с одним из родителей.
Основные критерии для каждого ребёнка в семье таковы:
Ребёнок должен быть несовершеннолетним (обычно это 18 лет);
Находиться на иждивении матери и отца, т. е. быть недееспособным и не состоять в браке;
Быть совершеннолетним, но проходить учёбу в школе или в других учебных заведениях на очной или заочной форме обучения, либо проходить срочную службу в армии. А вот до какого возраста, можно посмотреть выше. И это правило работает также не везде;
Быть родным, приёмным или усыновлённым (опека или попечительство не считаются).
Регионы, в свою очередь, могут устанавливать свои требования. Например:
Один или оба родителя должны иметь гражданство РФ;
Не иметь статус беженца;
Проживать в данном регионе не менее стольких-то лет;
и другие.
Важно знать, что претендовать на статус многодетного родителя могут также мать-одиночка или одинокий отец. Или, например, бабушка своих внуков, если их родители были лишены родительских прав, а она «усыновила» внуков.
Если мать и отец состоят в официальном браке, то статус многодетный родитель (мать, отец) присваивается обоим.
Зачем нужно оформлять статус многодетной семьи
Никто не обязывает родителей оформлять статус многодетных. Просто семьям или родителям с официальным статусом полагаются различные льготы, пособия и прочие «радости».
Каждый регион определяет свой набор социальной поддержки. В основном это зависит от уровня рождаемости. Так, для поднятия рождаемости местные власти расширяют список «базовых» льгот. Некоторые же регионы, наоборот, стараются придерживаться «базовых» льгот или имеют пониженные суммы социальных выплат.
На федеральном уровне Указом Президента РФ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (25.02.2003) определён «базовый», минимальный, набор льгот[2]:
скидки на оплату государственных и муниципальных услуг
субсидирование строительства жилья и приобретения стройматериалов многодетными семьями в виде предоставления кредитов, дотаций и беспроцентных ссуд на льготных условиях;
льготы по обязательному пенсионному страхованию или государственному пенсионному обеспечению, позволяющие улучшить условия предоставления и увеличить размер соответствующих видов пенсий.
Нормативные-правовые акты:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст.4398.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета. 1996, 27 января.
- Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 19. Ст.1044.
- Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 30.12.2015)"О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Российская газета. - 2006, 31 декабря.
- Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 19.11.2015)"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" // Российская газета. - 2001,20 декабря.
- Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 937 "О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий" // Российская газета. - 2010, 8 декабря
- Закон Иркутской области от 28.12.2015 № 146-оз "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан" (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 25.12.2015 № 34/3-ЗС) // Областная. −2016, 10 января
- Закон Иркутской области от 06.11.2012 № 105-ОЗ (ред. от 02.11.2015)"Об обеспечении оказания юридической помощи в Иркутской области" // Областная. − 2012, 14 ноября.
- Закон Иркутской области от 23.10.2006 № 63-оз (ред. от 21.12.2015)"О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей" (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 04.10.2006 №N 24/13-ЗС) // Областная. - 2006, 30 октября.
Литература:
10.Бердникова Т.В. Юное материнство в современной семье/ Т.В. Бердникова, Н.С. Степашов, Г. А. Сидоров. - Курск. КГМУ, 2018. - 172 с.
11.Бутов В. И., Игнатов В. Г. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт: учеб. пособие. – М.: Академия, 2017. – 411 с.
12.Васильчиков В.М. Структура и основные направления развития системы социальной защиты многодетных семей в российской федерации. - http://www.globalaging.org/elderrights/world/2005/federation2.htm
13.Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2017.- № 6- С.98.
14.Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализации // Семья в России - 2015, - № 3—4. с.42 – 51.
15.Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. — М.: Мысль, 2016. – 211 с.
16.Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Учебное пособие./ Многодетная семья и ее социальная защита – М.: Аспект – Пресс, 2017. – 428 с.
17.Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. – М.: Мысль, 2015. – 312 с.
18.Завьялова, Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях: профессионально-личностный аспект: Дис. ... д-ра психол. наук: (19.00.05)/ Е.К. Завьялова. - СПб., 2018. - 294 с.
19.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка./А.И. Захаров – СПб.: Проспект, 2010. – 224 с.
20.Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2018г. – 29с.
21.Карцева Л.В. Семья в условиях трансформации российского общества: теоретическая модель и эмпирическая реальность: Автореф. д-ра социол. наук. – Казань, 2012. – 34 с.
22.Крылова Т.А. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. Учебно-методическое пособие для социальных педагогов образовательных учреждений.- М.: «НИИ ШТ», 2010. – 184 с.
23.Лебединская О.Т. Любовь. Семья. Дети./О.Т. Лебединская – СПб.: Питер, 2009. – 211 с.
24.Многодетная семья в современной России. Доклад на II Всероссийской конференции / Л.М. Прокофьева, Л.Н. Овчарова, В.И. Гришанов и др. // Демография. Ру. - 2018. - №7. - 30 с.
25.Навайтис Г.А. Тайны семейного (не)счастья./Г.А. Навайтис – М.: Элита, 2018. – 171 с.
26.«Об утверждении положений о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка и о порядке учета и исчисления среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка» от 28.12.2014 № 911-ПП// http://www.bestpravo.ru/moskva/ea-gosudarstvo/m4k.htm
27.Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. / Гуслова М.Н.. – М.: «Academia», 2010 – 342с.
28.Основы социальной работы/Ред. А.Т. Шмелева. – М.: Аспект – Пресс, 2011. – 418 с.
29.Официальный сайт Департамента социальной защиты населения города Москвы. - http://www.dszn.ru/work/socdeti/doppos/5child2009
30.Подвербная К. Технология социальной работы с семьей и детьми / Министерство социальной политики Красноярского края / К. Подвербная. - Красноярск: КГУ, 2013. - 117 с.